Партнерский материал
9 ноября 2021

Как работать в кайф, если управляешь благотворительным проектом? Генеральный директор «Спасибо!» — об источнике новых сил, страхе ответственности и времени для себя

Наталья Галечьян — генеральный директор сети благотворительных магазинов «Спасибо!». Это социальный проект, занимающийся сбором, сортировкой, перепродажей и переработкой ненужной одежды. Часть вещей проект передает нуждающимся. Почти вся прибыль «Спасибо!» перечисляется благотворительным организациям.

Чтобы всё успевать, Наталья ежедневно встает в 5:30 и беспрерывно находится на связи с коллегами, партнерами и клиентами. Одна из самых сложных задач в ее деятельности — наем новых сотрудников. В свободное время Наталья учится на психолога и осваивает игру на гитаре.

Для партнерского материала с «Авито Работа» «Бумага» поговорила с Натальей о том, чем схожи управленческие решения и математические задачи, почему не стоит нанимать на работу людей из желания им помочь и что делать, если из-за огромной загрузки теряешь самого себя.

Работа: генеральный директор сети благотворительных магазинов «Спасибо!»

На этой работе: 5 лет

График: пятидневка


— Я попала в «Спасибо!» по стечению обстоятельств: работу не искала, но несколько человек прислали мне вакансию директора по развитию со словами, что это про меня. О проекте я уже тогда знала, и он был мне интересен с точки зрения жизненного цикла одежды и ее переработки. По образованию я эколог. После того как закончила СПбГУ, я работала 12 лет в «Экологическом союзе» директором по маркетингу.

Описание оказалось действительно похоже на мое видение идеальной работы, и я пришла на собеседование с основательницей «Спасибо!» Юлей Кулешовой. Мы с ней поговорили, и она пригласила меня тут же приступить к работе, сказав: «Такого человека, как ты, я искала весь месяц». Это меня удивило. Вскоре я уже начала работать в магазине. А уже через три месяца мне предложили стать его генеральным директором.

Главной трудностью в первое время был страх ответственности, я даже столкнулась с паническими атаками. При принятии решений я занимала позицию «я — главный» и думала, что именно я отвечаю за результат проекта. С этой иллюзией мне удалось справиться: на самом деле за каждый из них [результаты] отвечает команда, и я в ней не главная. У нас нет строгой иерархии: по сути, проект управляется всей командой.

Три года назад у нас появилась дирекция. Теперь формально в компании есть генеральный директор, но внутри нее существует дирекция, куда входят шесть человек, которые совместно выполняют функционал гендира. Эти люди — руководители подразделений: например, руководитель благотворительного направления, финансовый директор, координатор розницы и так далее.

Сейчас я непосредственно отвечаю за благотворительное направление в «Спасибо!»: за работу с центром выдачи вещей, помощь регионам, финансовые перечисления благотворительным фондам. Совсем недавно мы открыли новый центр выдачи на набережной Обводного канала. Это заняло два года, сначала нужно было получить новое помещение у города, а потом закончить там ремонт. Зато сейчас там суперкруто!

За последние пять лет проект «Спасибо!» сильно изменился: мы создали не только дирекцию, но еще и стратегический совет, куда входят двенадцать человек. Совет собирается на три часа раз в две недели и решает только стратегические задачи — допустим, будем ли мы открывать новый магазин «Спасибо!» и если да, то в какой локации.

Количество магазинов, кстати, за последние три года увеличилось, их теперь восемь. Один из них — партнерский. Магазин TACK TACK (это «Спасибо» по-шведски) мы открыли вместе с «Мегой Дыбенко», которые серьезно вложились в наш проект и поддерживают нас. Магазин получился классный.

Также вместе с количеством магазинов выросли оборот компании и количество контейнеров для сдачи вещей (их уже 156). Мы сумели увеличить перечисления в благотворительные фонды до 500 тысяч рублей в месяц — это рекорд для нас за все годы существования «Спасибо!».

А еще проект стал регулярно работать с ребятами из центра трудоустройства людей с инвалидностью «Работа-i». У нас проходят стажировки, на которых ребята социализируются и потом успешно выходят на открытый рынок труда. Это наша гордость.

Как нанять в команду сильных профессионалов? Воспользуйтесь специальным предложением от «Авито Работы»: со скидкой 75 % можно разместить на сервисе вакансию бухгалтера, дизайнера, оператора кол-центра, юриста, инженера, менеджера по продажам и других специалистов.

Фото: Егор Цветков

Как вы работаете и отдыхаете?

— По будням я встаю в 5:30 и к 6:30 прихожу в бассейн. После плавания мчусь домой, чтобы отвести дочек в школу — это занимает примерно полчаса. Потом у меня есть полтора часа на занятия английским языком или на встречи по моим дополнительным проектам за пределами «Спасибо!».

В 10 утра начинается мой рабочий день: совещания в зуме, плавающие встречи и иногда поездки в одно из подразделений компании — например, на склад или пункт выдачи.

80 % моего рабочего времени занимает коммуникация с людьми. Это не только совещания, но также встречи с клиентами и партнерами. По сути, работаю удаленно. У меня есть свой мини-офис в центре выдачи, иногда я приезжаю и работаю оттуда, но это происходит редко.

Работа длится до 19–20 часов. Бывает, что я оказываюсь дома раньше и везу младшую дочку в музыкальную школу или на танцы, параллельно обсуждая рабочие вопросы в зуме или по телефону.

По вечерам я пытаюсь быть с семьей, но это не всегда получается [из-за работы]. Зато с ней железно провожу субботу и воскресенье. Раз в неделю хожу на занятия по гитаре или стараюсь видеться с друзьями.

До фига ресурсов я получаю от учебы, она дает новый фокус на ситуацию, в которой ты находишься. Как только я стала генеральным директором, пошла учиться на программу для руководителей в Exiclub, и это дало невероятное ощущение другой реальности у себя в «Спасибо!». Стало легче выстраивать коммуникации между людьми, соблюдать личные границы и при этом не домысливать за других.

Во время работы в «Спасибо!» я многое узнала о жизни бездомных, домашнем насилии и подростковых суицидах. Сложно быть в курсе такого и понимать, что ты ничего не можешь сделать. В 2018 году я решила пойти [волонтером] в кризисную службу помощи подросткам онлайн — несколько лет приходила туда дважды в неделю и работала с 19 до 22 [часов].

Это довольно трудно для человека, у которого и так уже есть занятость на полный рабочий день. Я даже думала: «Как же мне сейчас работать, если я так устала?» Но потом начинались совершенно невероятные беседы с подростками — и всё менялось. Выходила я оттуда уже полная сил, и муж удивлялся тому, откуда у меня так много энергии. А я иду и чувствую счастье.

Как вы находите баланс работы и жизни?

— Большая часть моей работы состоит в разговорах с людьми. Со временем я поняла, что устаю от них и что это сильно повлияло на мою жизнь вне работы — кажется, что я минимизировала общение в свое свободное время. Самое главное, что ушло из моей жизни, — моя инициатива в общении с друзьями. Я перестала сама их приглашать куда-либо. Как только это поняла, снова стала проявлять инициативу и наше общение возобновилось. Но как его вернуть [на постоянной основе], непонятно: в моем расписании нет «дырок».

Весь последний год думаю об этом и пытаюсь понять [происходящее]. Сначала я потеряла себя в семье: мы с мужем вместе 22 года, и у нас трое детей. Через десять лет совместной жизни я почувствовала, что не понимаю, где я. Мои интересы стали интересами моей семьи: моих детей и моего мужа. Я чувствовала себя счастливой и всё было в порядке, но оказалось, что все мои цели — это цели семьи. А где я сама, не совсем понимаю. Тогда я начала отстройку, возврат себя самой себе обратно. Это целое изменение мировоззрения, очень непростое дело.

Сейчас у меня как будто то же самое происходит с работой. За последние пять лет я с удовольствием растворилась в ней, и мне теперь кайфово. Но опять потеряла себя — хожу и думаю, что все же хочу вернуть себя обратно. Недавно во время отпуска я поняла, что общение для меня — это отдельная ценность, и я хочу вернуть эту часть жизни себе. Поэтому буду что-то перестраивать.

Я работаю с психотерапевтом, и многое уже сделала — например, вернула в свою жизнь спорт. Три дня в неделю я хожу в бассейн, и для этого мне необходимо просыпаться в 5:30. Раньше для меня было невозможно настолько рано встать, но сейчас, выбирая себя, я понимаю, что это нормально.

Точно так же возвращаю в свою жизнь уроки игры на гитаре — сначала я прихожу к пониманию, что именно хочу делать, а потом заношу это в расписание и думаю, куда могу вписать рабочие дела. Такой метод мне помогает выделять время на важные для меня вещи.

Если буду меньше успевать на работе, то стану придумывать, что можно сделать: передать задачу кому-то другому или вообще расширять команду.

Что в работе доставляет вам удовольствие?

— Крутые ощущения испытываешь, когда твоя деятельность помогает людям. На данный момент «Спасибо!» заработал 33 миллиона рублей, передал их благотворительным фондам, и те смогли сделать много хорошего — это прекрасно.

Когда я работала в «Экологическом союзе», было чувство, что внутри меня есть много разных свойств личности, но на этой работе они востребованы только на 40 %. А в «Спасибо!» у меня ощущение, что из закромов моей личности достается всё и используется, иногда даже с перебором. За счет этой востребованности чувствуешь себя счастливым.

Еще мне нравится, когда люди становятся сильнее и растут профессионально внутри проекта. Как это было с нашим координатором центра выдачи: она работала продавцом в магазине на Васильевском, и ей было явно тесно на этой должности. У нас есть правило: если появляются новые вакансии, мы сначала кидаем их внутри и предлагаем сотрудникам возможность роста. Та девушка откликнулась и стала координатором.

Работать поначалу было непросто, потому что руководителю нужно полгода, чтобы ушел стресс от новой должности и появилась возможность ярко проявляться. Особенно когда у него новая команда и ему нужно одновременно казаться хорошим как для своего руководителя, так и для подчиненных.

Так всё и произошло: примерно через полгода она стала классно работать. Я очень довольна, что так получилось. Необходимо видеть в сотруднике его сильные стороны, особенно на старте, чтобы он мог их раскрыть и на них опереться. Для меня это была история про собственное развитие как директора.

У нас нет HR-специалиста, и в 99 % случаев мы сами работаем с заявками [от кандидатов], которые приходят к нам, их достаточно много. Раньше я нанимала людей, думая, что наш проект может им помочь справиться с их трудными жизненными ситуациями. Но практически всегда это заканчивается плохо как для этих людей, так и для «Спасибо!» в целом.

Я считаю, что нужно исходить из своих профессиональных навыков и идти туда, где будет раскрываться твой потенциал. В приоритете — реальные компетенции соискателя, а не просто его желание помогать людям. 

Самая сложное для меня в работе — сформировать команду в центре выдачи вещей. Туда приходит чувствительная аудитория: пожилые люди, многодетные семьи, люди с ментальной инвалидностью или просто не знающие русского языка. Чтобы работать в центре, нужно иметь особые душевные качества, а не только уметь хорошо вещи развешивать.

Однажды к нам пришла девочка, невероятно светлый человек, с которым очень хотелось работать вместе. К сожалению, вакансий тогда не было, и она пошла в ISIC, занималась там экологическими проектами. А через год решила поволонтерить в нашем центре выдачи и осталась там работать. Прошло уже более полугода, и координатор говорит, что она — невероятная находка и даже талисман всего центра.

Я тоже радуюсь, что она вместе с нами. Мы много общаемся, я включаю ее в разные процессы внутри компании, и она здорово с ними справляется. Ей самой это нравится, она чувствует в этой работе смысл. Это моя удача — найти такого человека.

Три совета

  1. Записывать в расписание значимые для себя вещи и не отменять их ради работы. Иначе поток задач может захлестнуть слишком сильно и уже не получится найти в нем место для своих личных дел.
  2. Осознавать свои ценности через личную психотерапию. Важно отслеживать свое состояние, и если на протяжении трех месяцев нет ощущения, что от работы кайфово, то стоит остановиться и что-то поменять.
  3. Не работать только ради конечного результата. Процесс должен делать человека счастливым. Тогда даже вечерняя усталость становится другой — ведь день-то был клевый.

Что дальше?

— Еще во время волонтерства в службе помощи подросткам мне посоветовали пойти учиться на психолога. Я нашла мастерскую психотерапевтического консультирования Александра Палея и Ирины Алексеевой, провела там три года, после чего еще прошла курс кризисной психологии. У меня была попытка получить диплом о высшем образовании по этой специальности, я даже оплатила семестр в СПбГУ, но быстро разочаровалась.

Теперь я учусь в московской онлайн-школе «Психодемия», где изучаю расстройства пищевого поведения. Вместе с моими коллегами и друзьями мы сейчас запустили проект «Зеленая психология» — он про экотревожность и направлен на психологическую поддержку экоактивистов.

В ближайшие лет десять уходить из «Спасибо!» я не планирую, мне важно развивать этот проект. Недавно я поступила в Московскую школу профессиональной филантропии. У меня были суперсмешанные ощущения от учебы, потому что казалось, что я на грани своих ресурсов. Но я рада, что так сложилось и что у меня будет неделя в Москве, когда я вырвусь из своих привычных ролей. Еду за силами и вдохновением!

Как сохранять баланс работы и жизни? Собрать продуктивную команду, которой можно без опаски делегировать задачи! Воспользуйтесь специальным предложением от «Авито Работы»: со скидкой 75 % можно разместить на сервисе вакансию бухгалтера, дизайнера, оператора кол-центра, юриста, инженера, менеджера по продажам и других специалистов. На «Авито» ищут работу 17 миллионов человек ежемесячно.

Что еще почитать:

  • Читайте и другие интервью в рубрике «Работа». Руководитель группы продаж компании «Авито Работа» Андрей Туякпаев объясняет, как использовать бизнес-техники в повседневной жизни, а основатель турклуба «Пик» Валентин Афанасьев рассказывает о том, как ему удается постоянно переезжать девять месяцев в году.

Даниил Рази
Авторы: Даниил Рази
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь на «Бумагу» там, где вам удобно
Четвертая волна коронавируса
Законы о QR-кодах в транспорте могут не успеть принять до Нового года, пишут «Ведомости». Предположительный срок — февраль
Спикер Госдумы открыл в телеграме комментарии под постом о QR-кодах — и получил больше 600 тысяч сообщений. О чем люди писали чаще всего?
Сенатор предположил, что новый штамм коронавируса «омикрон» уже есть в России. Но в Роспотребнадзоре это опровергли
ВОЗ назвала новый штамм коронавируса греческой буквой «омикрон». Мутация признана «вызывающей беспокойство»
Что известно про новый штамм коронавируса B.1.1.529? Насколько он опасен и заражен ли им кто-то в России?
Новый год — 2022
В конце декабря на Конюшенной площади в Петербурге откроется каток ⛸
В центре Петербурга начался монтаж рождественской ярмарки. Уже можно увидеть первых мышей!
«Никольские ряды» начнут новый зимний сезон 1 декабря. Горку для катаний сохранили, вход на территорию будет бесплатным
Откуда привезут новогоднюю ель для Дворцовой и что с деревом будет после праздников? Отвечают власти
Уже планируете Новый год? В Смольном тоже — там рассматривают введение дополнительных запретов 😱
Как меняется Петербург
В саду Дружбы закончились работы по благоустройству. Показываем, как изменилось общественное пространство
Ради строительства Большого Смоленского моста хотят снести восемь исторических домов. Что это за здания?
Смольный может построить велодорожку из Лахты до Смолячкова. На «технико-экономическое обоснование» проекта выделили 11 млн рублей
Новый мост через Неву свяжет два берега Невского и Красногвардейского районов. Что известно о разводной переправе и как она может выглядеть
Как добиться установки урн во дворе, на набережной или в парке? Мундеп из Петербурга составил инструкцию
Вакцинация от коронавируса
В Петербург поступила новая партия вакцины «Спутник V» — более 100 тысяч доз
Что известно про новый штамм коронавируса B.1.1.529? Насколько он опасен и заражен ли им кто-то в России?
В общественном транспорте Петербурга не будут вводить QR-коды. А что насчет такси?
В Ленобласти введут обязательную вакцинацию вслед за Петербургом. Рассказываем, кого она коснется
В России регистрируют вакцину «Спутник М» для подростков. Что про нее известно?
Коллеги «Бумаги»
Обвинительные клоны
Непрофессиональное заболевание
Как читать новости о ковиде?
Научпоп
В России вручили премию «За верность науке». Лучшим научно-просветительским проектом года стал Science Slam 🙌
Мы заполнили два вагона поезда Москва — Петербург молодыми учеными. Что было дальше?
«Мир знаний» — ежегодный фестиваль научного кино. Как он изменился и что покажут в этот раз
Фестиваль научных и исследовательских фильмов «Мир знаний» проведут в Петербурге с 1 по 6 декабря. Тема этого года — космос
Почему у облаков в Петербурге бывают ровные края? Мы узнали у популяризатора астрономии и синоптика. Обновлено
Подкасты «Бумаги»
Как понять, что вы живете в гетто? Слушайте лекцию о том, почему происходит сегрегация в городах
Зимовка в теплой стране — это дорого и сложно? А что с границами? В этом подкасте планируем побег от холодов
Нанохлеб, «графеновики» и 3D-печать домов: в этом подкасте обсуждаем новые материалы и придумываем, что взять с собой в постапокалипсис
Как рождаются планеты и какой космос на вкус? Слушайте лекцию с фестиваля Science Bar Hopping — о роли пыли во Вселенной
Как интернет изменил наше общение? Подкаст про войсы, ошибки в переписке, стикеры и цифровой этикет 👋
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.