25 ноября 2021

Как работать в кайф, если по полгода проводишь в море? Помощник капитана — о замкнутом коллективе, трудовой демократии и «Симпсонах» перед сном

Никита Востриков пять лет работает помощником капитана в иностранной судоходной компании. Он проводит в море по несколько месяцев, управляя пароходом и отвечая за обширную документацию. В интервью «Бумаге» моряк рассказал, что помогает ему сохранять здоровые отношения в замкнутом коллективе, как пандемия COVID-19 повлияла на баланс работы и отдыха и в каком случае жаловаться — хорошо.

Никита — член Клуба друзей «Бумаги». Это сообщество наших читателей и читательниц, в котором обсуждают важные темы, встречают новых знакомых и получают дружеский совет, когда он нужен. А еще — пользуются некоторыми привилегиями. Узнать подробности и вступить в Клуб со скидкой 35 % можно по этой ссылке.

Как решать рабочие проблемы, которые не дают жить? ✅

Подписывайтесь на рассылку «Бумаги» «Когда работа в кайф»

Работа: помощник капитана

На этой работе: 5 лет

График: вахтовый


— Я третий помощник капитана. В мои обязанности входит вся документация по поводу захода в порт — в основном таможенные бумаги, декларации на груз и списки экипажа. А когда мы направляемся из порта в порт, я управляю пароходом.

Грубо говоря, пароход — как автомобиль, где-то попроще, где-то посложнее. Всё, что нужно делать, держать его на заданном курсе и избегать опасностей. Карты у нас электронные, как в машине навигатор, но чуть посложнее.

Существует книга «Правила предупреждения столкновений судов в море» — это как ПДД для автомобилиста. Там описано, что нужно делать, куда поворачивать. В случае какой-либо опасности, если вахтенные помощники не уверены насчет маневра или адекватности соседнего парохода, мы зовем капитана, и уже он принимает на себя ответственность, как самый опытный член экипажа.

Фото: Ольга Карпушина для «Бумаги»

Как вы работаете и отдыхаете?

— Мой рабочий день обычно довольно длинный: две навигационных вахты по четыре или шесть часов, потом полтора-два часа я трачу на бумажки, после два-четыре часа на палубе что-нибудь чиню или подкрашиваю. В порту я обычно зашиваюсь: две вахты по шесть часов, бумаг много, не дай бог еще принимать провизию или сервис какой приедет.

Если мы на пароходе, то я встаю где-то в 7:30, ем, моюсь и в 7:45 я уже на мостике, чтобы принять навигационную вахту у другого помощника. Собственно, вахтенный помощник потому и вахтенный, что вахту несет.

К полудню я иду обедать и в час дня выхожу на палубу, где меня ждут разные задания, связанные с оборудованием. У нас есть специальный планер — очень большая дорогая система нашей собственной разработки, которая следит за всем на пароходе. Условно говоря, я захожу в систему, она мне выдает: «Сегодня тебе нужно проверить огнетушители, завтра — поменять такой-то шланг».

Редактировать систему могут только люди из офиса. У них нет опыта в море, это просто клерки. Капитан или старший механик могут написать в офис, что нам нужна такая-то работа, попросить ее добавить, но никто таким, как правило, не занимается, это просто потеря времени из-за бюрократии. Проще лично попросить кого-то на пароходе что-то сделать, не отмечая в системе.

На палубе я работаю два или четыре часа в день. Дальше, около пяти вечера, у нас ужин. До или после я подменяю на мостике другого помощника — ему тоже надо поесть. И потом до восьми вечера я свободен. С восьми до полуночи длится следующая вахта. Потом сон — и всё сначала.

Раньше люди сбрасывали стресс, просто выходя на берег. Я очень любил шопиться или на стадион какой-нибудь сходить. Сейчас с этим всё тяжко. Очень немногие страны выпускают людей погулять. Из-за ковида вообще никогда не знаешь, насколько застрянешь. Знакомый старший механик просидел на пароходе год, не выходя на берег, — при контракте на три месяца.

У меня папа капитан, он рассказывал, что раньше, когда компьютеров не было, во время стоянки все брали пиво и смотрели какую-нибудь кассету или читали книги. Сейчас у всех есть ноутбуки, поэтому большая часть сидит по каютам, смотрит фильмы, сериалы — большинство моряков хорошо разбираются в кино. Я смотрю «Симпсонов», если был плохой день, старую серию перед сном. Кто-то играет в компьютерные игры. Но такого, чтобы все каждый день собирались вместе, нет. Может, раз в неделю ребята играют в дартс.

Люди из офиса стараются придумать нам какие-то активности, но зачастую они воспринимаются без энтузиазма. Работа тяжелая, люди устают, особенно когда пересиживают. Многие, особенно матросы, мотористы, работают восемь-десять часов в день, это физический труд, не как у меня. Я пришел на мостик, заварил чашечку кофе, посмотрел в окошко, сижу себе и веду пароход. Ребята работают на палубе или, еще хуже, в машинном отделении, где летом в определенных регионах температура 50–60 градусов, — после десяти часов ты ничего не захочешь. Идешь в душ и спать.

В Европе отдохнуть помогает общение с семьей — мы покупаем какую-то местную сим-карту, и даже если мы в море, она так или иначе ловит: можно и по видео пообщаться, и попереписываться, и просто посидеть в интернете, ютьюб посмотреть. Но это только если судно работает в Европе — в остальных регионах такого нет, потому что остальные регионы не настолько маленькие.

Я предпочитаю отдыхать на месяц-полтора меньше, чем длился контракт. Контракт был пять месяцев, значит, три с половиной — четыре я хочу провести дома. Я ленивый человек. Раньше, до ковида, путешествовал, в Таиланде пожил три месяца, потом по Европе покатался. Сейчас вот катаюсь по окрестностям: Выборг, [Великий] Новгород, Карелия, Кронштадт, куда на машине можно попасть. На футбол хожу, с собаками гуляю.

Что в работе доставляет вам удовольствие?

— Самое кайфовое в моей работе, не считая зарплаты, — свобода. Ты на мостике: звезды, небо, все приборы у нас красиво горят — и ты спокойно несешь вахту с мыслями о том, что когда-нибудь доберешься до дома, где тебя ждут и всё хорошо.

Несмотря на то, что компания большая и народу в ней много, на флоте я нашел себе несколько друзей. И очень хорошо, когда мы попадаем вместе на пароход, — жизнь становится гораздо проще и легче. Ребята, если они механики, вечером приходят на вахту поговорить, попить кофе, чай. Обсуждаем автомобили, страны, где можно на берег выйти, а где нельзя, что кому понравилось. Единственное, что алкоголь запрещен очень строго. Во многих компаниях можно пить пиво, но в нашей нет.

Как вы находите баланс работы и жизни?

— Большую часть последних пяти лет я провел в море. Денег платят хорошо. Но я помогаю родителям, коплю на квартиру, чтобы без ипотеки купить, поэтому после пяти-шести месяцев работы стараюсь бежать снова. Но чем дольше отдыхаешь после рейса, тем лучше. У меня прошлый отпуск был большой — где-то шесть с половиной месяцев, потому что я работал почти восемь до этого.

Долгая работа в море влияет на здоровье: нервы, постоянная вибрация, магнитное поле вокруг парохода. Очень много моряков, особенно в возрасте, лысые. Почти у всех убиты ноги, потому что ходить по металлу не то же самое, что по земле. Варикоз на ногах — это профессиональное. Механики ходят в профессиональных наушниках, как для стрельбы, но даже они не особо спасают, поэтому могут быть проблемы со слухом.

В моей работе больше всего устаешь от ситуации, когда кто-то из начальников в экипаже, например старший механик или капитан, не очень хороший человек. Спрятаться на корабле ты никуда не можешь, просто выключить телефон нельзя — в худшем случае они дойдут до твоей каюты.

Буквально в прошлом контракте я бился башкой об стол и думал: «Пойду я на берег работать, вот в Кронштадте вышка стоит, которая контролирует суда». У меня были мысли свалить. Просто потому что капитан был не от мира сего.

Наш русский менталитет таков, что люди не хотят никуда жаловаться, отстаивать свои права, не хотят светиться. Я понимаю это: не хочется, чтобы компания думала о тебе что-то плохое. Но капитан — это человек, который несет самую полную ответственность за пароход. Что бы ни произошло, даже в машинном отделении, где сидит старший механик, всё равно отвечает капитан, поэтому в случае чего-либо мы зовем его. И если он неадекватен — на мой взгляд, лучше один раз всем собраться и написать на этого человека в офис. В моем первом контракте офицера пять лет назад экипаж так и поступил, и неадекватный старый капитан уехал на пенсию. Демократия — это хорошо. Главное — агитировать и собрать доказательства неадекватности человека.

В команде, в каждом рейсе найдется кто-то, кто будет как-то поддерживать твои интересы и увлечения. Не факт, что ты будешь общаться с ними потом, но в рейсе надо держаться этих людей. Вы как-то своей маленькой группкой в два-четыре человека проводите время, обсуждаете что-то, и это спасает. Хотя у меня прошлый контракт был на восемь месяцев, под конец я уже даже на них смотреть не мог.

Наверное, мне помогает мысль о том, что я долго ко всему этому шел, мысль о том, что я не для того десять лет жизни положил, чтобы свалить из-за одного дурака. Тем более что перспективы в нашей профессии всегда есть. Если с одной компанией не получается, идешь в другую — многие меняют их как перчатки, это нормальная практика. В моем случае я с 2012 года работаю в одной немецкой конторе и меня всё устраивает.

Три совета

  1. Найдите своих людей и держитесь их
    В коллективе нужно найти тех, с кем можно обсудить проблемы, у кого можно спросить совета или хотя бы обсудить новости без политики и скользких тем. А с теми, кто вам не нравится, ограничить общение — но аккуратно, без конфликтов.
  2. Не бойтесь говорить начальству о проблемах в работе
    В закрытом коллективе со временем нарастает напряжение. Если много людей чем-то недовольны, они могут скооперироваться и сообщить об этом в компанию, вышестоящим. Зачастую в офисе это принимают нормально, и проблема решается. Я два или три раза наблюдал на соседних пароходах и в собственном экипаже, как по коллективной просьбе снимали неадекватных капитанов. Это работает, когда объединяется большинство.
  3. Думайте о хорошем
    Надо помнить, что рано или поздно наступит самый счастливый день за весь контракт — отъезд домой, где тебя любят и ждут. А во время рейса многие знакомые моряки, если есть время и позволяет погода, занимаются медитацией или спортом. Почти все сменщики оставляют после себя коврики для йоги.

    Что дальше?

    — В декабре у меня очередной контракт — вылетаю в Африку на газовоз LPG carrier. Это новый для меня тип судов, до этого я работал на химовозе. Уже занимался на тренажере грузовой системы, поэтому, надеюсь, освоюсь быстро. Первый раз на новом типе судов — это всегда одновременно и волнительно и любопытно. Тревожно, что судно ходит только по западу и югу Африки, это опасный район, но мне это не впервой.

    Что еще почитать:

    • Читайте и другие интервью в рубрике «Работа». Театровед и продюсер Анастасия Ким рассказывает, как совмещает три работы с воспитанием детей, а соосновательница Doing Great Таня Пантелеева — об отдыхе в будни и отпуске без мессенджера.

      Вступайте в Клуб друзей «Бумаги» и общайтесь с интересными людьми в чатах и на закрытых мероприятиях

      Сейчас это можно сделать со скидкой 35 % по промокоду BF21

      Узнать подробности

      Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
      Подписывайтесь на «Бумагу» там, где вам удобно
      Все тексты
      Четвертая волна коронавируса
      Законы о QR-кодах в транспорте могут не успеть принять до Нового года, пишут «Ведомости». Предположительный срок — февраль
      Спикер Госдумы открыл в телеграме комментарии под постом о QR-кодах — и получил больше 600 тысяч сообщений. О чем люди писали чаще всего?
      Сенатор предположил, что новый штамм коронавируса «омикрон» уже есть в России. Но в Роспотребнадзоре это опровергли
      ВОЗ назвала новый штамм коронавируса греческой буквой «омикрон». Мутация признана «вызывающей беспокойство»
      Что известно про новый штамм коронавируса B.1.1.529? Насколько он опасен и заражен ли им кто-то в России?
      Новый год — 2022
      В конце декабря на Конюшенной площади в Петербурге откроется каток ⛸
      В центре Петербурга начался монтаж рождественской ярмарки. Уже можно увидеть первых мышей!
      «Никольские ряды» начнут новый зимний сезон 1 декабря. Горку для катаний сохранили, вход на территорию будет бесплатным
      Откуда привезут новогоднюю ель для Дворцовой и что с деревом будет после праздников? Отвечают власти
      Уже планируете Новый год? В Смольном тоже — там рассматривают введение дополнительных запретов 😱
      Как меняется Петербург
      В саду Дружбы закончились работы по благоустройству. Показываем, как изменилось общественное пространство
      Ради строительства Большого Смоленского моста хотят снести восемь исторических домов. Что это за здания?
      Смольный может построить велодорожку из Лахты до Смолячкова. На «технико-экономическое обоснование» проекта выделили 11 млн рублей
      Новый мост через Неву свяжет два берега Невского и Красногвардейского районов. Что известно о разводной переправе и как она может выглядеть
      Как добиться установки урн во дворе, на набережной или в парке? Мундеп из Петербурга составил инструкцию
      Вакцинация от коронавируса
      В Петербург поступила новая партия вакцины «Спутник V» — более 100 тысяч доз
      Что известно про новый штамм коронавируса B.1.1.529? Насколько он опасен и заражен ли им кто-то в России?
      В общественном транспорте Петербурга не будут вводить QR-коды. А что насчет такси?
      В Ленобласти введут обязательную вакцинацию вслед за Петербургом. Рассказываем, кого она коснется
      В России регистрируют вакцину «Спутник М» для подростков. Что про нее известно?
      Коллеги «Бумаги»
      Обвинительные клоны
      Непрофессиональное заболевание
      Как читать новости о ковиде?
      Научпоп
      В России вручили премию «За верность науке». Лучшим научно-просветительским проектом года стал Science Slam 🙌
      Мы заполнили два вагона поезда Москва — Петербург молодыми учеными. Что было дальше?
      «Мир знаний» — ежегодный фестиваль научного кино. Как он изменился и что покажут в этот раз
      Фестиваль научных и исследовательских фильмов «Мир знаний» проведут в Петербурге с 1 по 6 декабря. Тема этого года — космос
      Почему у облаков в Петербурге бывают ровные края? Мы узнали у популяризатора астрономии и синоптика. Обновлено
      Подкасты «Бумаги»
      Как понять, что вы живете в гетто? Слушайте лекцию о том, почему происходит сегрегация в городах
      Зимовка в теплой стране — это дорого и сложно? А что с границами? В этом подкасте планируем побег от холодов
      Нанохлеб, «графеновики» и 3D-печать домов: в этом подкасте обсуждаем новые материалы и придумываем, что взять с собой в постапокалипсис
      Как рождаются планеты и какой космос на вкус? Слушайте лекцию с фестиваля Science Bar Hopping — о роли пыли во Вселенной
      Как интернет изменил наше общение? Подкаст про войсы, ошибки в переписке, стикеры и цифровой этикет 👋
      К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.