Как проходит биеннале в Венеции: инсталляция Сокурова, опера-перформанс об изменении климата и скульптуры из шин

В Венеции открылась биеннале современного искусства. Российский павильон в этом году посвящен Эрмитажу — его готовили художник Александр Шишкин-Хокусай, режиссер Александр Сокуров и студенты Академии художеств. 11 мая на биеннале назвали лучшие работы.

Какие инсталляции можно увидеть в павильоне России, как выглядит опера-перформанс с отдыхающими на пляже, которая получила «Золотого льва», и что в церкви Сан-Фантин представил Пушкинский музей? «Бумага» рассказывает, как проходит Венецианская биеннале.

В этом году тема биеннале — «Не дай вам бог жить в эпоху перемен». Куратором выступает директор лондонской галереи «Хейворд» Ральф Ругофф.

В выставке принимают участие около 80 художников со всего мира и 90 национальных проектов. Основные события проходят в садах Джардини и Арсенале. А на острове Джудекка на время биеннале открылся целый арт-квартал с галереями, выставочными пространствами и тремя национальными павильонами. Они расположились по соседству с домами Элтона Джона и Миуччи Прады.

Так выглядит павильон России. В этом году его курирует Эрмитаж. 

Инсталляции для павильона подготовили художник и сценограф Александр Шишкин-Хокусай и режиссер Александр Сокуров. Оба они, как и куратор Семен Михайловский, — из Петербурга.

Работа Сокурова посвящена картине «Блудный сын» Рембрандта из коллекции Эрмитажа. Мультимедийную инсталляцию режиссер создал вместе со студентами Академии художеств.

Фото: Кристина Березовская

А инсталляция «Фламандская школа» Шишкина-Хокусая создана по мотивам работ из коллекций фламандской и голландской живописи Эрмитажа.

Фото: Кристина Березовская

На входе в павильон — еще одна отсылка к музею: слепки ног атлантов, украшающих портик Нового Эрмитажа на Миллионной улице.

Фото: Кристина Березовская

На биеннале в Венеции также можно увидеть проект московского Государственного музея имени Пушкина — «В конце пребывает начало». Он представлен в параллельной программе. 

Проект, подготовленный совместно со Stella Art Foundation, показывают в церкви Сан-Фантин. В него вошли работы современных художников Дмитрия Крымова, Ирины Наховой, Гэри Хилла и !Mediengruppe Bitnik. Они посвящены 500-летию со дня рождения итальянского художника Тинторетто.

View this post on Instagram

Большое впечатление. «В конце пребывает начало. О пространстве и движении в искусстве.» Театральный художник Дмитрий Крымов создает перформативную инсталляцию по мотивам «Тайной вечери» из церкви Сан-Тровазо. Интерпретируя «Тайную вечерю», он создает в алтаре церкви Сан-Фантин другую реальность, основанную на tromp l’oeil — зрительном обмане, тем самым заставляя зрителя усомниться в правильности своего восприятия. Эта инсталляция была создана группой Крымова совместно с командой отдела кино- и медиаискусства ГМИИ им. А.С. Пушкина. Съемки проходили в будущем пространстве «Пушкинского XXI» — в здании бывшего хлебозавода им В.П. Зотова на Пресне. #labiennaledivenezia

A post shared by Igor Kazakov (@igorkazakov) on

11 мая на Венецианской биеннале вручили награды. «Золотой лев» за лучшую экспозицию достался павильону Литвы за оперу-перформанс «Солнце и море (Марина)». Работа посвящена проблеме антропогенного изменения климата.

Лучшим художником был признан Артур Джафа из США. Он представил видеофильм «Белый альбом», посвященный расовым проблемам, и скульптуры из шин.

View this post on Instagram

💔The White Album, #ArthurJafa 🙌🏽

A post shared by biraaj dodiya (@biraajdodiya) on

Специальный приз получила Бельгия. В павильоне представлены несколько автоматических кукол, изображающих людей разных профессий. Жюри отметило «альтернативный взгляд на недооцениваемые аспекты социальных связей в Европе». 

View this post on Instagram

Редакция одного модного журнала подсчитала, что если посетители биеннале в Венеции потратят 10 минут своего времени на каждый павильон, то на просмотр всей выставки у них уйдёт 15 часов 10 минут (без затрат на очереди и перемещения, конечно!) Очереди куда-либо - это, пожалуй, одна из самых самых обсуждаемых особенностей 58-ой @labiennale , тем не менее, мне за свои 2,5 дня все же удалось охватить основное и хочется поделиться личными фаворитами национальных павильонов и не только )) Наверное, мой #1 - Павильон Бельгии в Джардини, кстати, это самый первый Национальный павильон, появившийся на биеннале, он был открыт в 1907 году. Экспозиция от #josdegruyter #haraldthys под названием Mondo Cane представляет картинку-состояние общества. В центре экспозиции: театр из автоматически действующих кукол, каждый из которых выполняет своё ремесло: кто-то - музыкант, кто-то точильщик ножей или прядильщица (все они - воплощение образов фольклора старой Европы). По сторонам - за решетками - их окружают другие группы персонажей, ещё сильнее напоминающие зомби, психов, или вообще воплощение смерти со струпьями и крысами, доедающими крошечки. Это два параллельных мира, которые не встречаются, но при этом сосуществуют. Зритель как турист, может не только совершить променад, но и заодно провести собственный антропологический анализ происходящего. #belgiumpavilion #labiennaledivenezia2019

A post shared by Galina Leontieva (@galinaleontieva) on

«Золотого льва» за вклад в искусство вручили американскому скульптору и поэту Джимми Дарему, который на протяжении более чем 50 лет находил «новые, изобретательные и убедительные способы борьбы с политическими и социальными силами, которые сформировали наш мир». Вот так выглядит работа скульптора.

Одна из самых эффектных работ — The Death of James Lee Byars, которая представлена в параллельной программе. Фото инсталляции с золотом часто публикуют в инстаграме.

Венецианская биеннале продлится до 24 ноября.


Чтобы каждую неделю получать письма о главных культурных событиях города, подпишитесь на тематическую рассылку «Бумаги»

Фото на обложке: Biennale di Venezia‏

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Новости

все новости

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.