12 декабря 2019

Как «Бумага» и «Мастера России» выпустили курс о локальных медиа. История проекта о создании городских СМИ

«Как устроены локальные медиа» — это бесплатный курс с видеолекциями о том, как создать собственное СМИ, если вы журналист, лидер мнений в Facebook или инстаграм-блогер. Вместе с «Мастерами России» мы разработали его, чтобы объяснить: ресурс с одним или несколькими авторами может покрывать городскую повестку и иметь большую аудиторию.

В создании курса приняли участие сотрудники и сотрудницы издания «Бумага», представители других локальных медиа — межрегионального интернет-журнала «7×7», портала южного региона «Юга.ру», казанского интернет-журнала Enter, издания «The Village Екатеринбург», журнала «Мастера России», телеграм-канала «ПсихоDaily», — сотрудники компаний «МегаФон», Yota, Okko, Банка «Санкт-Петербург» и коммуникационного бюро «Кстати». Курс был создан при поддержке программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть».

Вместе с участниками и партнерами проекта рассказываем, как возникла идея курса, сколько времени его готовили и почему создавать локальные медиа важно.

Мы запустили курс «Как устроены локальные медиа» 1 октября. На сайте «Мастеров России» стали доступны видеолекции, конспекты и примеры публикаций

Курс состоит из 7 модулей и 22 лекций. В модулях есть теория и два кейса: первый — о работе одного из медиа, а второй — о том, зачем локальные СМИ нужны бизнесу.

Теоретическую часть читают наши журналисты и редакторы. Генеральный директор Кирилл Артеменко говорит о том, какие бывают локальные медиа и как они зарабатывают, главный редактор Таня Иванова рассказывает о новостях и работе с мнениями экспертов и инфлюенсеров, шеф-редактор Саша Шаргородская — о том, как писать о городских событиях и культуре, редактор Влад Чирин объясняет специфику историй о локальном бизнесе, а шеф-редактор отдела спецпроектов Вика Взятышева — как рассказывать человеческие истории.

Мария Рзаева, директор отдела спецпроектов «Бумаги»:

— Главная ценность «Бумаги» — локальный патриотизм. Мы живем в Петербурге, любим свой дом и хотим сделать его лучше. К счастью, в России есть немало других похожих медиа: это и крупные редакции, и небольшие блоги в регионах. Они пишут о самых разных «лучших городах на Земле» и это здорово. Именно локальные медиа в регионах говорят о том, что действительно важно людям, о том, что происходит совсем рядом. Кроме того, местные издания и блогеры, как правило, умеют общаться с аудиторией на равных и организовывать сообщества в офлайне, чтобы решать реальные проблемы (ну или просто делать жизнь приятнее). Если после нашего курса в России станет хотя бы на одно локальное медиа больше, мы будем счастливы.

Все лекции мы записывали в нашем офисе: на это потребовалось около месяца

В основном студию организовывали в «Бумаге» на выходных. Но иногда съемки проходили и по вечерам в будние дни: тогда часть редакции освобождали от рабочих столов, устанавливали свет и оборудование. В записи лекций участвовали два оператора, визажист и продюсер.

Диана Садреева из казанского издания Enter рассказывает, как и зачем писать о традиционной культуре 
Эдуард Аркин из компании «МегаФон» записывает лекцию о том, как человеческие истории продвигают бизнес

Представители четырех локальных СМИ специально приехали в Петербург на запись лекций

В создании курса кроме сотрудников «Бумаги» участвовали шесть редакторов локальных медиа. Из Краснодара приехал главный редактор «Юга.ру» Артем Беседин, из Казани — издательница городского интернет-журнала Enter Диана Садреева, из Сыктывкара — главный редактор медиапортала «7х7. Горизонтальная Россия» Софья Крапоткина. Также лекции записали соосновательница телеграм-канала «ПсихоDaily» Катя Дементьева из Москвы, совладелица и редакционный директор «The Village Екатеринбург» Лена Бабушкина и редактор онлайн-медиа о бизнесе «Мастера России» Наташа Гладышева из Петербурга.

Каждый из них рассказывал о специфике работы своего издания, а также о взаимодействии с героями публикаций, локальной идентичности и сарафанном радио.

Например, Софья Крапоткина в своей лекции дает советы о том, как писать истории. По ее словам, важно в одном предложении объяснить суть истории, четко представлять, кто будет читать этот материал, найти интересного героя и помнить, что не всякий большой текст — это лонгрид.

Софья Крапоткина, главный редактор медиа портала «7х7. Горизонтальная Россия»:

— Я работаю в медиа про регионы и очень люблю всё, что связано с этим. У нас в инструкции для новых сотрудников есть такая фраза: «Мы пишем о российских регионах, любим их и верим, что будущее России — в децентрализации мест силы». Медиа будут участвовать в этом и у них будет важная роль. Тему лекции мы сформулировали вместе с авторами курса. Истории — один из наших важных продуктов. Мы всегда готовы делиться своим опытом — и с удовольствием учимся у других.

О том, как локальные медиа взаимодействуют с бизнесом, на курсе рассказывали представители шести компаний

Последняя лекция каждого модуля была посвящена разбору реального примера сотрудничества локальных СМИ и бизнеса.

В этой лекции Михаил Гаврилов из Банка «Санкт-Петербург» рассказывает о проекте «Лучше здесь» — это рубрика о локальном бизнесе на «Бумаге», а также закрытые мероприятия для предпринимателей в Петербурге

По словам директора отдела спецпроектов «Бумаги» Марии Рзаевой, этот блок был необходим для того, чтобы показать, что локальные медиа могут зарабатывать.

Мария Рзаева, директор отдела спецпроектов «Бумаги»:

— У локальных медиа есть неоспоримое преимущество перед более крупными игроками рынка — они хорошо знают свою аудиторию, потому что работают «на земле». То есть локальные медиа понимают, как лучше обратиться к подписчикам с сообщением от бренда рекламодателя. Поэтому, например, в «Бумаге» никогда не было «копипаста»-текста, присланного партнером. Мы всегда разбираемся, как можем сделать рекламный материал полезным для читателей, и пишем текст сами. Лекторы курса на «Мастерах России» рассказывают про несколько базовых тем и форматов для покрытия местной повестки. В каждом блоке есть лекция представителя коммерческой компании — о том, как данная тема или формат могут зарабатывать и чем это полезно рекламодателям.

Например, пресс-секретарь программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть» Артур Ахмедов в своей лекции рассказал о том, что у крупного бизнеса и небольших локальных медиа могут быть общие цели. Одна из них — стремление развивать и поддерживать территорию, на которой они живут и работают.

Артур Ахмедов, пресс-секретарь программы социальных инвестиций «Родные города»:

— Вложенные средства возвращаются компании в виде лояльности сотрудников, в виде открытых для диалога властей, в виде перспектив по привлечению максимально квалифицированных и классных кадров даже в отдаленные регионы. На самом деле перспективы развития бизнеса во многом зависят от динамики развития региона. Из обычного серого, неинтересного города в первую очередь уезжает активная молодежь, туда гораздо сложнее привлечь хороших специалистов и всё это напрямую влияет на темпы развития бизнеса.

Участников, которые закончили занятия и выполнили финальное задание до 31 декабря, мы пригласим на стажировку, которая пройдет в феврале-марте 2020 года

Финальное задание — это описание концепции собственного локального медиа и форматов, которые в нем работают. Нужно указать миссии, цели и задачи проекта, проблемы аудитории, которые решает медиа, форматы публикаций и темы.

По словам продюсера курса Марии Буряк, на данный момент курс прошли более 2 тысяч человек, а выполненные задания прислали 200 слушателей. Изначально срок сдачи работ был до 15 декабря, но его продлили до 31 декабря. Имена участников стажировки будут объявлены после Нового года.

Ольга Кузина
Авторы: Ольга Кузина
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Свободу Саше Скочиленко
Как помыться из бутылки за 6 минут и погулять в помещении 2х5 метров? Саша Скочиленко — о месяце в СИЗО
Адвокат: Саша Скочиленко испытывает сильные боли в сердце и животе. Она жалуется на условия для прогулок и несоблюдение безглютеновой диеты
Адвокат: Сашу Скочиленко запирали в камере-«стакане», у нее продолжают болеть живот и сердце
«Я очень обеспокоена ее самочувствием». Адвокат Саши Скочиленко — о состоянии подзащитной в СИЗО
Саша Скочиленко остается в СИЗО. Суд продлил ее арест еще на один месяц
Военные действия России в Украине
«Звук от фейерверков многих напугал». Школьников из Мариуполя пригласили на «Алые паруса» — вот их реакция
Как получить украинскую визу в Петербурге? Подробности от МИД
«Все мы — милитаристы и имперцы». Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский дал интервью «Российской газете»
«Надписи несут надежду, что не все люди в городе конченые». Как стрит-арт стал главным инструментом антивоенных протестов
Минобороны РФ отчиталось об «успешном наступлении» на Северодонецком направлении, Украина заявила о готовящихся Россией обстрелах Харькова. Главное к вечеру 19 июня
Экономический кризис — 2022
В Петербурге повышают доход депутатов, чиновников и губернатора. На это уйдет 697 млн рублей из бюджета
Петербург опустился на 88-е место по уровню комфорта в рейтинге The Economist — из-за последствий войны в Украине
«Все будут воспринимать это как „Мак“». Первые посетители «Вкусно — и точка» — о качестве бургеров, ценах и бренде
Грозит ли России голод? Что будет с импортом, ценами и безработицей? Как изменится производство? Отвечают экономисты
На месте McDonald’s в Петербурге открылась сеть «Вкусно — и точка». Показываем один из ресторанов
Давление на свободу слова
«Дочь сказала, что ей больше не нравятся полицейские». Директор «ПЕН-клуба» в Петербурге — о задержании за дискредитацию армии на выходе из поликлиники
Запрет Facebook и Instagram за «экстремистскую деятельность» вступил в силу. Чего опасаться?
«Ты не Петр I, ты Адольф II». Как Петербург протестовал в День России — с плакатами, самолетиками и пластилиновыми птицами
Школы и детские сады Петербурга готовятся ко Дню России. Дети танцуют под Газманова, рисуют триколоры и клеят на окна изображения голубей
С конца мая в телеграме травят музыкантов, выступающих против войны, — теперь их концерты в Петербурге отменяют. Что об этом известно
Хорошие новости
«Скучно стало, и поехал спонтанно». Житель Мурина второй месяц едет на самокате из Петербурга во Владивосток
Памятник конке на Васильевском острове превратили в арт-кафе. Показываем фото
В Петербурге запустили портал с информацией обо всех водных маршрутах 🚢
На Васильевском острове откроется кафе «Добродомик». Там будет работать «кабинет решения проблем»
В DiDi Gallery откроют выставку Саши Браулова «Архитектура уходящего». Зрителям покажут его вышивки с авангардной архитектурой
Подкасты «Бумаги»
Откуда берутся страхи и как перестать бояться неопределенности? Психотерапевтический выпуск
Как работают дата-центры: придумываем надежный и экологичный механизм обработки данных
Идеальная система рекомендаций: придумываем алгоритмы, которые помогут нам жить без конфликтов и ненужной рекламы
Придумываем профессии будущего: от облачного блогера до экскурсовода по космосу
Цифровое равенство: придумываем международный язык, развиваем медиаграмотность и делаем интернет бесплатным
Деятели искусства рекомендуют
«В Петербурге нет ни одного спектакля, где столько крутых мальчиков-артистов». Актриса МДТ Анна Завтур — о «Бесах» в Городском театре
«Верните мне мой 2007-й». Актер театра Fulcro Никита Гольдман-Кох — о любимых спектаклях в БДТ
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.