12 декабря 2019

Как «Бумага» и «Мастера России» выпустили курс о локальных медиа. История проекта о создании городских СМИ

«Как устроены локальные медиа» — это бесплатный курс с видеолекциями о том, как создать собственное СМИ, если вы журналист, лидер мнений в Facebook или инстаграм-блогер. Вместе с «Мастерами России» мы разработали его, чтобы объяснить: ресурс с одним или несколькими авторами может покрывать городскую повестку и иметь большую аудиторию.

В создании курса приняли участие сотрудники и сотрудницы издания «Бумага», представители других локальных медиа — межрегионального интернет-журнала «7×7», портала южного региона «Юга.ру», казанского интернет-журнала Enter, издания «The Village Екатеринбург», журнала «Мастера России», телеграм-канала «ПсихоDaily», — сотрудники компаний «МегаФон», Yota, Okko, Банка «Санкт-Петербург» и коммуникационного бюро «Кстати». Курс был создан при поддержке программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть».

Вместе с участниками и партнерами проекта рассказываем, как возникла идея курса, сколько времени его готовили и почему создавать локальные медиа важно.

Мы запустили курс «Как устроены локальные медиа» 1 октября. На сайте «Мастеров России» стали доступны видеолекции, конспекты и примеры публикаций

Курс состоит из 7 модулей и 22 лекций. В модулях есть теория и два кейса: первый — о работе одного из медиа, а второй — о том, зачем локальные СМИ нужны бизнесу.

Теоретическую часть читают наши журналисты и редакторы. Генеральный директор Кирилл Артеменко говорит о том, какие бывают локальные медиа и как они зарабатывают, главный редактор Таня Иванова рассказывает о новостях и работе с мнениями экспертов и инфлюенсеров, шеф-редактор Саша Шаргородская — о том, как писать о городских событиях и культуре, редактор Влад Чирин объясняет специфику историй о локальном бизнесе, а шеф-редактор отдела спецпроектов Вика Взятышева — как рассказывать человеческие истории.

Мария Рзаева, директор отдела спецпроектов «Бумаги»:

— Главная ценность «Бумаги» — локальный патриотизм. Мы живем в Петербурге, любим свой дом и хотим сделать его лучше. К счастью, в России есть немало других похожих медиа: это и крупные редакции, и небольшие блоги в регионах. Они пишут о самых разных «лучших городах на Земле» и это здорово. Именно локальные медиа в регионах говорят о том, что действительно важно людям, о том, что происходит совсем рядом. Кроме того, местные издания и блогеры, как правило, умеют общаться с аудиторией на равных и организовывать сообщества в офлайне, чтобы решать реальные проблемы (ну или просто делать жизнь приятнее). Если после нашего курса в России станет хотя бы на одно локальное медиа больше, мы будем счастливы.

Все лекции мы записывали в нашем офисе: на это потребовалось около месяца

В основном студию организовывали в «Бумаге» на выходных. Но иногда съемки проходили и по вечерам в будние дни: тогда часть редакции освобождали от рабочих столов, устанавливали свет и оборудование. В записи лекций участвовали два оператора, визажист и продюсер.

Диана Садреева из казанского издания Enter рассказывает, как и зачем писать о традиционной культуре 
Эдуард Аркин из компании «МегаФон» записывает лекцию о том, как человеческие истории продвигают бизнес

Представители четырех локальных СМИ специально приехали в Петербург на запись лекций

В создании курса кроме сотрудников «Бумаги» участвовали шесть редакторов локальных медиа. Из Краснодара приехал главный редактор «Юга.ру» Артем Беседин, из Казани — издательница городского интернет-журнала Enter Диана Садреева, из Сыктывкара — главный редактор медиапортала «7х7. Горизонтальная Россия» Софья Крапоткина. Также лекции записали соосновательница телеграм-канала «ПсихоDaily» Катя Дементьева из Москвы, совладелица и редакционный директор «The Village Екатеринбург» Лена Бабушкина и редактор онлайн-медиа о бизнесе «Мастера России» Наташа Гладышева из Петербурга.

Каждый из них рассказывал о специфике работы своего издания, а также о взаимодействии с героями публикаций, локальной идентичности и сарафанном радио.

Например, Софья Крапоткина в своей лекции дает советы о том, как писать истории. По ее словам, важно в одном предложении объяснить суть истории, четко представлять, кто будет читать этот материал, найти интересного героя и помнить, что не всякий большой текст — это лонгрид.

Софья Крапоткина, главный редактор медиа портала «7х7. Горизонтальная Россия»:

— Я работаю в медиа про регионы и очень люблю всё, что связано с этим. У нас в инструкции для новых сотрудников есть такая фраза: «Мы пишем о российских регионах, любим их и верим, что будущее России — в децентрализации мест силы». Медиа будут участвовать в этом и у них будет важная роль. Тему лекции мы сформулировали вместе с авторами курса. Истории — один из наших важных продуктов. Мы всегда готовы делиться своим опытом — и с удовольствием учимся у других.

О том, как локальные медиа взаимодействуют с бизнесом, на курсе рассказывали представители шести компаний

Последняя лекция каждого модуля была посвящена разбору реального примера сотрудничества локальных СМИ и бизнеса.

В этой лекции Михаил Гаврилов из Банка «Санкт-Петербург» рассказывает о проекте «Лучше здесь» — это рубрика о локальном бизнесе на «Бумаге», а также закрытые мероприятия для предпринимателей в Петербурге

По словам директора отдела спецпроектов «Бумаги» Марии Рзаевой, этот блок был необходим для того, чтобы показать, что локальные медиа могут зарабатывать.

Мария Рзаева, директор отдела спецпроектов «Бумаги»:

— У локальных медиа есть неоспоримое преимущество перед более крупными игроками рынка — они хорошо знают свою аудиторию, потому что работают «на земле». То есть локальные медиа понимают, как лучше обратиться к подписчикам с сообщением от бренда рекламодателя. Поэтому, например, в «Бумаге» никогда не было «копипаста»-текста, присланного партнером. Мы всегда разбираемся, как можем сделать рекламный материал полезным для читателей, и пишем текст сами. Лекторы курса на «Мастерах России» рассказывают про несколько базовых тем и форматов для покрытия местной повестки. В каждом блоке есть лекция представителя коммерческой компании — о том, как данная тема или формат могут зарабатывать и чем это полезно рекламодателям.

Например, пресс-секретарь программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть» Артур Ахмедов в своей лекции рассказал о том, что у крупного бизнеса и небольших локальных медиа могут быть общие цели. Одна из них — стремление развивать и поддерживать территорию, на которой они живут и работают.

Артур Ахмедов, пресс-секретарь программы социальных инвестиций «Родные города»:

— Вложенные средства возвращаются компании в виде лояльности сотрудников, в виде открытых для диалога властей, в виде перспектив по привлечению максимально квалифицированных и классных кадров даже в отдаленные регионы. На самом деле перспективы развития бизнеса во многом зависят от динамики развития региона. Из обычного серого, неинтересного города в первую очередь уезжает активная молодежь, туда гораздо сложнее привлечь хороших специалистов и всё это напрямую влияет на темпы развития бизнеса.

Участников, которые закончили занятия и выполнили финальное задание до 31 декабря, мы пригласим на стажировку, которая пройдет в феврале-марте 2020 года

Финальное задание — это описание концепции собственного локального медиа и форматов, которые в нем работают. Нужно указать миссии, цели и задачи проекта, проблемы аудитории, которые решает медиа, форматы публикаций и темы.

По словам продюсера курса Марии Буряк, на данный момент курс прошли более 2 тысяч человек, а выполненные задания прислали 200 слушателей. Изначально срок сдачи работ был до 15 декабря, но его продлили до 31 декабря. Имена участников стажировки будут объявлены после Нового года.

Ольга Кузина
Авторы: Ольга Кузина
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь на «Бумагу» там, где вам удобно
Все тексты
QR-коды в Петербурге
Инициатор бойкота QR-кодов устроил акцию у опечатанных заведений на Рубинштейна. Показываем фото
В Петербурге полиция третий день дежурит у заведений, опечатанных из-за бойкота QR-кодов
У баров на Рубинштейна заметили полицейских и росгвардейцев. Там снова проходит рейд?
Эрмитаж заявил о визите в музей агрессивных антипрививочников. Участники акции назвали другую версию событий
«Фонтанка»: в Петербурге готовится масштабный ночной рейд по заведениям, объявившим бойкот QR-кодам
Главное об «омикроне» в городе
В Петербурге опять зафиксировали рекордное число случаев заражения коронавирусом
«Пятая волна оказалась самой масштабной». Беглов — о новых ограничениях и «мобилизационном режиме» в Петербурге
На дистанционное обучение в Петербурге перевели тысячу классов — в 100 раз больше, чем неделю назад
Петербуржцев с симптомами COVID-19 начали принимать в поликлиниках. Как это работает?
СПбГУ переводит студентов на дистанционное обучение
Уборка снега и льда
Собака погибла при сбросе наледи с крыши дома в центре Петербурга, сообщил очевидец
Шнуров выпустил два новых клипа. Один — в стиле Little Big, второй — вновь об уборке снега
Спикер Заксобрания пообещал доработать карту уборки снега в Петербурге в течение недели
Петербуржец превратил свое кресло-коляску в экскаватор, чтобы передвигаться по неубранным улицам. Понадобилась лопата!
«Весной будем спасаться от песчаных бурь»: Новосмоленскую набережную полностью засыпали песком
Как всё дорожает
«Коммерсантъ»: российские сотовые операторы поднимут цены на архивные тарифы
Производители сладостей предупредили о повышении цен. Некоторые товары подорожают на 23 %
Uniqlo предупредил о повышении цен на свою продукцию
Цены на ОСАГО могут вырасти на 50 %. Почему?
Цены в Петербурге выросли на 8,7 % за год. Это больше, чем в Москве
Коллеги «Бумаги»
Как петербуржец переехал в деревню и стал популярным сельским видеоблогером
Непрофессиональное заболевание
Как читать новости о ковиде?
Что известно про «Тучков буян»
«Это будет большой полноценный парк». В Смольном опровергли информацию о создании сквера вместо парка «Тучков буян»
Петербургские активисты просят создать парки на участках, которые отвели под строительство Судебного квартала
В Петербурге построят и Судебный квартал, и «Тучков буян», заявил Песков
Парк «Тучков буян» все-таки появится в Петербурге, говорят в Смольном. Не тот, что обещали, — зато с фонтаном
Как застраивалась территория Судебного квартала — «Тучкова буяна» в 2014–2021 годах. Таймлапс
Мусорная реформа в Петербурге
Беглов обвинил криминал во ВСЕХ проблемах, даже в плохой уборке снега и мусора. На очереди — транспортная реформа
Петербуржцы смогут вернуть деньги за несвоевременный вывоз мусора
«Основная проблема — нехватка транспорта». В Смольном пообещали вскоре разобраться с мусорным коллапсом
В одном из дворов в Купчине — нашествие крыс. Местные жители связывают это с мусорным коллапсом
Мусорный оператор Петербурга заявил, что отходы вовремя вывозят из 96 % баков. Горожане не согласны
Научпоп
Представьте, что действие фильма «Не смотрите наверх» происходит в России. Ученый придумал альтернативный сюжет
Как выращивают мясо в пробирке и сколько это стоит? Рассказывает участник фестиваля Science Bar Hopping
В Петербурге любят тушить или жарить? Ученые назвали пищевые привычки жителей города и Ленобласти
Все пишут про «новогодний парад планет». Его можно увидеть из Петербурга?
Как звучит вакцина от COVID-19 и модуль МКС? Послушайте альбом «Звуки науки»
Подкасты «Бумаги»
Как верить новостям, когда вокруг столько фейков? В этом подкасте говорим с фактчекером и создателем ИА «Панорама»
Как мы провели 2021-й? 🎄 В новогоднем подкасте рассказываем про тревоги, научный фестиваль в поезде и эспрессо-квас
Как бороться с преступностью в эпоху киберпанка? В этом подкасте слушайте про хакеров, чипы и ДНК-компьютеры
Ольга Кравцова — об ужасах съемного жилья, дачном строительстве и квартире мечты🏠
Как изучение генов помогает бороться с редкими заболеваниями и создавать вакцины? Слушайте в подкасте
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.