16 мая 2024

Как будет работать закон об «иноагентах» и правда ли такой есть в США? Ответы на главные вопросы — для тех, кто еще не успел разобраться

В чем разница между американским и грузинским законами об «иноагентах»? Чем он опасен для СМИ и неправительственных организаций? И почему закон называют «российским»?

Paper Kartuli отвечает на основные вопросы, связанные с законопроектом «о прозрачности иностранного влияния», против которого уже месяц протестуют в Грузии.

В чем суть законопроекта об «иноагентах»?

Цель закона — обеспечить прозрачность иностранного влияния и регистрировать организации, проводящие интересы иностранной силы, сказано в документе. После регистрации деятельность такой организации, согласно документу, ограничена не будет. 

Что за организации такие, «проводящие интересы иностранной силы»?

Согласно закону, это некоммерческие организации и СМИ, более 20 % годового дохода которых получены от иностранных физических и юридических лиц. Это в том числе фонды, ассоциации, корпорации, союзы и правительственные структуры. Неважно, чем занимается неправительственная организация (НПО) — общественным контролем, образованием, здравоохранением, экологией или помощью бездомным животным.

Из числа потенциальных «иноагентов» исключены правительственные организации, спортивные федерации Грузии и НПО, которые занимаются сбором и тестированием крови и ее компонентов.

Как будет работать законопроект?

В законопроекте сказано, что соответствующие критериям «иноагентов» НКО и СМИ должны самостоятельно зарегистрироваться через Минюст Грузии как «организации, проводящие интересы иностранной силы». Если закон вступит в силу, эта процедура будет бесплатной. После регистрации «организации, проводящие интересы иностранной силы», обязаны ежегодно предоставлять властям финансовую декларацию. 

Согласно законопроекту, власти также имеют право проводить проверки организаций, чтобы выявлять «иноагентов».

Уклонение от регистрации или непредставление финансовой декларации влечет штраф в размере 25 тысяч лари. За нарушение процесса регистрации предусмотрен штраф в 10 тысяч лари, а за повторное нарушение или неуплату предыдущего штрафа — 20 тысяч лари. Уголовная ответственность не предусматривается.

Власти говорят, что закон похож на американский и европейский. Так ли это?

В начале пояснительной записки к законопроекту власти приводят в пример ряд стран, где уже действуют законы об иностранном влиянии — США, Австралию и Израиль.

В 2023 году, через несколько дней после того, как законопроект «об иноагентах» впервые внесли в парламент, Госдепартамент США выразил обеспокоенность по поводу документа. В заявлении американского внешнеполитического ведомства говорилось: «Утверждения о том, что законопроект Грузии основан на FARA, — явно ложные. На самом деле, этот законопроект, похоже, основан на аналогичном российском и венгерском законодательстве, а не на FARA или каком-либо другом американском законе».

FARA (Foreign Agents Registration Act) был принят в 1938 году, формальная цель — защита американцев от влияния нацистской пропаганды. Он действует до сих пор. 

Закон обязывает людей и юрлиц, действующих в интересах каких-либо стран, раскрывать свои финансовые и политические отношения с этими государствами. Нарушение FARA влечет за собой штраф или тюремное заключение на срок до 5 лет. 

Американский юрист Тед Джонас, живущий в Грузии более 30 лет, указывает на важнейшее отличие грузинского законопроекта от FARA. Оно заключается в том, что последний определяет иностранного агента как «юридическое или физическое лицо, которое находится под контролем иностранной силы, действует по ее  указанию или в ее интересах». В грузинском законопроекте единственным признаком организации, осуществляющей интересы иностранной державы, является получение зарубежного финансирования.

Кроме того, согласно FARA, иностранными агентами не могут быть признаны:

  • организации гуманитарной помощи;
  • лица и организации, осуществляющие религиозную, образовательную, академическую, научную деятельность и деятельность в сфере искусства;
  • средства массовой информации, принадлежащие иностранным владельцам, политика которых не управляется иностранным государством.

В грузинском законопроекте таких ограничений нет. 

Почему протестующие называют законопроект «российским»?

Участники акций и оппозиция называют документ «российским» — в первую очередь, за схожий дискриминационный и репрессивный потенциал, проявившийся за более чем десятилетнюю практику применения закона в РФ.

После 24 февраля 2022 года списки российских «иноагентов» начали пополняться с особой интенсивностью, появились физлица-«иноагенты». На 12 апреля 2024 года в объединенном реестре «иноагентов» была 801 запись.

В России «иноагенты» не могут баллотироваться на выборах, быть членами избирательных комиссий, организовывать публичные мероприятия, вести просветительскую деятельность и так далее. В марте был введен запрет на размещение рекламы у «иноагентов». По сути, внутри страны произошла масштабная зачистка медийного и гражданского поля.

Власти Грузии говорят, что документ обеспечит прозрачность. У СМИ и НПО с этим проблемы?

Противники документа не согласны с тезисом властей о непрозрачности деятельности организаций. Юрист, правозащитник, представитель НПО «Центр верховенства права» (Rule of Law Centre) Гога Хатиашвили в комментарии Paper Kartuli заявил, что «цель закона — не в обеспечении прозрачности донорских средств, а в дискредитировании НПО и СМИ. НПО подотчетны донорам и регулярно предоставляют им отчет о том, как был потрачен каждый тетри»

Требования к отчетности установлены несколькими нормативными актами — в первую очередь, «Об утверждении стандарта финансовой отчетности непредпринимательских (некоммерческих) юридических лиц» и «О налоговом администрировании». Кроме того, каждая транзакция, совершаемая НПО, отражается в банковской системе.

«Наше законодательство и система в принципе исключают возможность скрытия информации со стороны неправительственных организаций. Если при заполнении отчетов возникают нарушения, то к организацию штрафуют, требуют дополнительные документы. В интересах организации обеспечить полное и точное заполнение отчетов», — утверждает юристка, правозащитница, представительница НПО Civil Rights Defenders Морета Бобохидзе.

Почему бы НПО и СМИ просто не зарегистрироваться в реестре иноагентов, если им нечего скрывать?

Глава Института развития свободы информации (IDFI) Гиорги Клдиашвили в разговоре с Paper Kartuli заявил: «Всё, что мы делаем, — мы делаем в интересах Грузии, и продолжать работу под клеймом “организации, осуществляющей интересы иностранной державы” мы не считаем возможным». Этой же позиции придерживаются и сотни других НПО и СМИ, заявивших о прекращении любых форм сотрудничества с органами власти, пока законопроект не будет отозван.

Кроме того, в статье 8, пункте 3 законопроекта «О прозрачности иностранного влияния» указано, что с целью проведения мониторинга Министерство юстиции имеет право получить нужную ему информацию, включая персональные данные. Для НПО, работающих с уязвимыми группами, это серьезный фактор риска. Об этом Paper Kartuli рассказывала, например, представительница Tbilisi Pride Тамар Джаши.

Где можно прочитать текст законопроекта?

Текст законопроекта «О прозрачности иностранного влияния» опубликован на грузинском языке на сайте парламента (для доступа  к сайту за пределами Грузии может понадобиться VPN с сервером в Грузии). Там же можно прочитать пояснительную записку к документу. Перевод законопроекта на русский язык опубликовало издание NewsGeorgia.

Закон уже принял парламент, то есть он скоро вступит в силу?

Принятый в третьем чтении законопроект передадут президентке, которая обещала наложить на него вето. Процедура предусматривает, что после этого президентка предложит мотивированные правки и дополнения к законопроекту и вернет его в парламент. Однако Саломе Зурабишвили заявляла, что не вступит ни в какую игру с целью как-то облагородить законопроект.

Статья 46 Конституции Грузии описывает следующие процедуры наложения вето: в течение 10 календарных дней после третьего чтения закон передается президенту, у которого есть 2 недели, чтобы наложить вето. Если президент в течение 2 календарных недель не представит мотивированных замечаний, председатель парламента подпишет и опубликует закон в течение 5 дней после истечения этого срока, после чего он вступит в силу.

Сразу после вступления закона в силу неправительственные организации и СМИ могут подать коллективный иск в Конституционный суд. На время рассмотрения в Конституционном суде действие закона может быть приостановлено.

Таким образом, последующие процедуры, связанные с законопроектом об «иноагентах», могут растянуться на период от нескольких недель до нескольких месяцев.

Хотите узнавать новости первыми? Подписывайтесь на нас в телеграме

Paper Kartuli
Авторы: Paper Kartuli
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.