Как-то раз по телевизору Инна услышала «дизайнер-политолог». Удивилась странному сочетанию, посмеялась и забыла. А через полгода по иронии судьбы и сама стала дизайнером, учась на факультете политологии. Инна рассказала «Бумаге» о том, как создать свою марку и сшить сотню сумок.
Фото: Мария Иванова/ «Бумага»
— Сейчас ты занимаешься производством кожаных аксессуаров. Как родилась марка Inna Surina?
— Примерно полтора года назад у меня появилось желание заниматься чем-то таким, что позволит избежать стандартную работу в офисе с 10 до 6. Свободного времени у меня было много, шить я, как и все женщины в нашей семье, умела, а в детстве занималась рисованием. И как-то раз, сходив на очередной маркет молодых дизайнеров, я поняла, что шить подобные вещи не так сложно, как кажется.
— Просто взяла и начала шить, без какой-либо подготовки?
Да. Сегодня я удивляюсь: как же я, не умея шить из кожи и зная только теорию, сумела сделать первую вещь? Я просто купила машинку и всё необходимое оборудование, почитала литературу о конструировании и стала шить. Конечно, я долго готовилась: изучила литературу о работе с кожей, просмотрела англоязычные видео уроки о конструировании стандартных сумок, создала отдельную тетрадь, записала туда различные советы по уходу, выбору, раскрою кожи, разные техники её обработки, советовалась с людьми, которые много лет занимались кожей — их я находила на форумах о шитье и просила дать какие-то практические рекомендации.
— Ты помнишь первую вещь, которую ты самостоятельно создала?
— Это был вот этот клатч. Я его оставила себе, ношу до сих пор. Он любимый, хоть и немного кривой.… А на настоящий момент я изготовила уже 120 сумок, которые разлетелись доставкой по России. Не по всей, конечно, но основные города — это Питер, Москва и Казань.
— Как бы ты можешь описать стиль марки?
— Я люблю минимализм. Мне нравится его строгость, простота, да и шьются такие вещи быстрее, проще, а продаются успешнее. Но потом я поняла, что многие дизайнеры шьют что-то подобное. Годами один минимализм делать не будешь. Поэтому сейчас я стараюсь концентрироваться на более сложных моделях, на технике пэчворк — это такой вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из разноцветных и пёстрых кусочков материала. В то же время всем нужен простой минималистичный чёрный клатч. Материал уже давным-давно закончился, копии раскупили, а все просят шить ещё и ещё. Так что в будущем планируется несколько линеек, где будет много базовых, лаконичных моделей, а также нечто необычное, яркое.
— А если окажется, что те вещи, которые лучше всего продаются, тебе будут не по душе?
— Надо, с одной стороны, чувствовать, что станет лидером продаж, смотреть отзывы, а с другой стороны, найти что-то своё и соблюдать баланс между выгодой и творческим интересом.
— Наверное, как это часто бывает, первыми покупательницами стали знакомые и друзья?
— Кстати, нет. Первая покупательница нашла меня через какую-то группу про шитьё в соцсетях и купила несколько вещей. Мои покупательницы — чаще всего девушки совсем не моего возраста, а от 25 до 30 лет. Сарафанное радио, конечно, помогает: покупатели всегда самостоятельно меня находят, и сейчас их стало очень много. В группе марки в «Вконтакте» уже около полутора тысяч человек.
— Как занимаешься продвижением марки?
— Я не сильно её пиарю: покупатели есть, создание сайта марки планируется. Безусловно, удобнее всего продвигать продукцию в интернете. Когда появится сайт, на страничке интернет-проекта Cityguide-spb, появится мой постоянный баннер. Пока я не очень сильно напрягаюсь по поводу рекламы, но понимаю, что в будущем нужно будет серьёзнее заняться этим вопросом и вкладываться в продвижение марки. Также я начала сотрудничать с интернет-магазинами: с одним удачно, с другим в итоге перестала работать.
— По какой причине?
— Понимаешь, существует очень много нераскрученных интернет-магазинов, которые поначалу тебя активно зовут, говоря, что будут тебя представлять, а потом оказывается, что привезённые ими товары просто пылятся на полках. И это ещё в лучшем случае, потому что иногда они ещё и носятся продавцами. Я сама продаю вещи быстрее, чем такие интернет-магазины. Так что помогают только известные: вот своим сотрудничеством с Russian Room я очень довольна, этот магазин меня устраивает.
— Расскажи про сам процесс производства.
— Сначала я закупаю на складе материал — например, нубук, замшу, велюр или что-то другое. Интересную по расцветке ткань для подкладки сумки нахожу в маленьких магазинчиках. Так как кожа натуральная, она не имеет конкретного метража: ты просто покупаешь шкурку и много от неё отрезаешь в процессе шитья. На один небольшой клатч уходит около метра — шкурка среднего размера. Из этого и шью изделие по рисунку.
— Как долго производство клатчей не окупалось?
— Первые полгода надо было покупать оборудование: станки для ремешков, различные насадки на эти станки, фурнитуру… Постепенно всё начало окупаться. Сейчас дециметр кожи стоит 7,5 рублей, цены на подкладочные ткани и фурнитуру невысокие, если обращаться в специализированные магазины для мастеров. В итоге себестоимость клатча составляет менее половины от его конечной цены.
— Не существует ли проблем с поиском качественного материала?
— Кожа поставляется из Италии, так что обычно она хорошего качества. Проблема в другом. Кожи привозят мало, купить её можно в небольшом количестве, а когда хочется повторить какую-то сделанную ранее вещь, то часто оказывается, что такого материала больше нет. Маленький выбор — это большая проблема для всех, кто работает с кожей в Питере. А с качественными оригинальными тканями всё ещё хуже.
— Помимо запуска сайта, есть ли какие-то конкретные планы у марки на ближайшее время?
— В планах — открытие собственной мастерской. Потому что заказов становится всё больше, я начинаю не успевать делать вещи, а растягивать выполнение одного заказа на три недели не хочется. Нужен ещё один человек, который будет мне помогать именно в плане работы за машинкой. Идеальным вариантом была бы опытная женщина-помощница, которая имеет образование в этой сфере.
— Готова ли к тому, что первое время мастерская будет требовать больших расходов, а не приносить доход?
— Да, и тут надо всё обдумать. Сейчас как раз такой период, я всё рассчитываю, не спешу, и коплю на открытие. Надеюсь, осенью студия-мастерская откроется. Думаю, часть мастерской займёт стенд с готовыми моделями, чтобы люди могли прийти, посмотреть и выбрать что-то из готового, а не только под заказ.
— Что ты думаешь о своих конкурентах, о среде молодых дизайнеров в целом?
— Марки, которые я наблюдаю в российских интернет-магазинах — это очень скучно: все вещи похожи, интересного мало. Часто люди штампуют аскетичные модели, а не занимаются творчеством. Мне кажется, это происходит в том числе из-за нехватки хороших материалов. Почему на вешалках всё черное и серое? Именно по этой причине. Большинство хотят сшить что-то простое, чтобы продать поскорее и подороже.
— А ты считаешь себя дизайнером?
— Пока что нет. Я в процессе, потому что у меня нет специального образования. Я не считаю что оно обязательно, но всё же мне кажется, что до этого надо дорасти, развиваясь и работая над своим стилем и качеством. Хотя многие начинающие шить люди позиционируют себя как дизайнеры с самого начала.
— Кстати, про качество: оно стоит на первом месте среди требований покупателей или уступает чему-либо другому?
— Для покупательниц важнее всего эксклюзивность модели, хорошая кожа, качество вещи. К сожалению, люди в России лишь начинают привыкать к тому, что красивая качественная вещь — это не только Сhanel.
— Можешь описать в нескольких словах идеальный план развития марки?
— Хотелось бы, чтобы мастерская окупалась и оставалось свободное от работы время. Сейчас, например, марка отнимает около 35 часов в неделю. Чтобы само место работы было красивым, удобным и комфортным. Я не живу ради того, чтобы стать известным дизайнером — просто хочу чувствовать себя свободно, занимаясь любимым делом, как сейчас.