15 сентября 2023

История заброшенного вокзала в Пушкине и «русского городка» вокруг. Им пользовался Николай II, теперь власти обещают его восстановить

Правительство Петербурга пообещало восстановить императорский железнодорожный павильон в Пушкине, который называют «Царским вокзалом», так как им пользовались Николай II и его семья. В начале XX века вокзал стал частью «русского городка», построенный по личному указу последнего российского императора в духе допетровского зодчества.

В Первую Мировую войну вокзал принимал поезда с ранеными на фронте, после революции служил общежитием для рабочих, а с конца XX века был заброшен. В «русском городке» есть также церковь, где Николай II молился с солдатами, бывший госпиталь, в котором выступал перед фронтовиками Сергей Есенин, хранится скандальная мемориальная доска Карлу Маннергейму.

Журналист и краевед Алексей Шишкин специально для «Бумаги» рассказывает историю «Царского вокзала и архитектурного ансамбля, в который он входит.

Вступайте в Клуб друзей «Бумаги» и читайте рассылку Алексея Шишкина и лингвиста Эли Новопашенной про удивительные истории петербургских домов и их жителей.

Зачем был нужен «Царский вокзал» и почему восстановить дорогу к нему вряд ли возможно

Отдельный вокзал вблизи Александровского дворца в Царском Селе соорудили для безопасной доставки Николая II и его семьи из Петербурга в любимую резиденцию и обратно. Маршрут царского поезда из столицы сначала проходил по Варшавской железной дороге до станции Александровская, затем состав оттуда шел по построенному в 1895 году пути до новой придворной станции. В 1897–1898 годах проложили вторую ветку — от этой же станции к Царскосельской (сейчас Витебской) железной дороге.

Первый императорский павильон в Царском Селе был деревянным, его достроили в 1896 году. А 25 января 1911 года первый павильон сгорел. Новую царскую станцию поручили возвести знатоку древностей, архитектору Владимиру Покровскому. Она стала одной из составных частей «русского городка». Внутри здания находился вестибюль и отдельные залы ожидания для царя и свиты. Интерьеры павильона и парадное крыльцо расписали артелью «Наследники П. П. Пашкова». Здание было готово в 1912 году.

Николай II обходит почетный караул, выстроенный на Царскосельском императорском вокзале для встречи румынского принца

Во время Первой мировой войны вокзал использовали еще и как приемную станцию царскосельских госпиталей. Прямо с фронтовых позиций раненых сюда доставлял Царскосельский военно-санитарный поезд № 143, учрежденный под патронажем императрицы Александры Федоровны. Санитаром при нем числился в том числе поэт Сергей Есенин, которому эта должность помогла избежать отправки на войну.

В 1918 году здание переименовали в «Павильон Урицкого» — в честь убитого 30 августа того же года председателя петроградской ЧК Моисея Урицкого. Пути, ведущие к станции, разобрали, сам вокзал стали использовать как общежитие работников Путевого ремонтно-механического завода, созданного на базе императорского ремонтного депо. Вокзал сильно перестроили изнутри и снаружи, сбили часть декора с царскими символами, парадное крыльцо превратили в коммунальную кухню. В 1930-х годах демонтировали дебаркадер над путями. Царский вокзал был сильно поврежден во время Второй Мировой войны, но оставался жилым до 1970-х годов, когда коммунальную станцию наконец расселили.

Уже много лет здание заброшено. В 2009 году Смольный попробовал передать бывший императорский вокзал под реставрацию непримечательному частному инвестору ООО «Сансара». Но тот так и не начал работы, договор впоследствии расторгли.

Нынешняя попытка восстановить вокзал — более серьезная. Летом 2023 года участок под вокзалом перевели из региональной собственности в федеральную. Деньги на ремонт здания выделят из федерального и регионального бюджетов, через специально созданный фонд привлекут также частные средства. В заседании попечительского совета новой организации приняли участие губернатор Александр Беглов, депутаты Госдумы РФ Владимир Ресин и Леонид Слуцкий.

Слуцкий в частности сообщил, что работы уже начались: якобы реставраторы частично раскрыли росписи в здании. В перспективе их восстановят в первоначальном виде, как и остальное здание, включая разобранный в советскую эпоху перон.

Планируется реконструировать и железнодорожную линию к павильону. При этом остается под вопросом, как фонд собирается это сделать: трассу, соединявшую станцию с путями Витебского направления еще в советское время, застроили жилыми домами. Застройка территории бывших железнодорожных мастерских, через которые проходили рельсы ведущие к Варшавской железной дороге, началась в 2022.

Что такое «русский городок» в Пушкине, про который вспомнили власти Петербурга

Правительство Петербурга указывает, что вокзал входит в единый архитектурный ансамбль, построенный в любимом Николаем II неорусском стиле. Речь идет о так называемом «русском городке» в Царском Селе, который в 1910−1918 годах по указанию императора строила группа архитекторов, в числе которых были Степан Кричинский, Владимир Максимов, Владимир Покровский.

В 1907 году рядом с Александровским дворцом, ставшим постоянной резиденцией царя и его семьи, расквартировали Императорский Конвой и Сводный пехотный полк. Спустя два года на месте, указанном лично Николаем II для охранявших царя воинских частей, заложили полковой храм. Первоначальный проект в стиле необарокко, предложенный архитектором Померанцевым, отвергли. Вместо него, по настоянию императора, Владимир Покровский спроектировал церковь в духе допетровского зодчества.

Согласно городской легенде, когда придворный (в одной из версий байки это был архитектор Сильвио Данини, в другой — кто-то из великих князей) указал Николаю на неуместность считавшегося китчевым стиля в барочном и классическом Царском Селе, император ответил: если его прабабка Екатерина II могла построить в резиденции китайскую деревню, то и он может возвести рядом русскую.

По воспоминаниям Юрия Ломана, крестника императрицы Александры Федоровны, идею построить рядом с дворцом храм в стиле XVI−XVII столетий царю предложили активисты Императорского Палестинского общества — православной организации, которая исследовала культуру Ближнего Востока, содействовала организации паломничеств и распространяла русское влияние в регионе.

Николай II лично предоставил 150 тысяч рублей на строительство, остальные деньги поступили в качестве пожертвований от предпринимателей, желавших войти в фавор при дворе. Тот же Ломан вспоминал, что после того, как собор был готов, царь вместе с солдатами двух полков начал молиться в нем — вместо придворной церкви. Храм получил имя Федоровский Государев собор в честь Феодоровской иконы Божией матери, считавшейся покровительницей дома Романовых. В храм доставили предметы и иконы допетровского времени. Интересно, что, когда в 1933 году имущество церкви оценивали музейщики, многие предметы оказались подделками, призванными соответствовать царскому вкусу.

Уже после начала возведения собора строители заложили и другие здания в том же стиле. Самыми масштабными были казармы императорского конвоя (1915−1916 год постройки, архитекторы Максимов и Ротинов) и 3-го Его величества сводного полка на Кадетском бульваре (1914−1917, архитектор Покровский), чуть в стороне от резиденции. Кроме того, в комплекс вошли дома для причта («Федоровский городок»), Ратная палата, императорский железнодорожный павильон и еще несколько зданий.

Часть комплекса «русского городка» разобрали в советскую эпоху или разрушили во время Второй Мировой войны. Другие здания — например, казармы Е. И. В. железнодорожного батальона — так и не построили, о планах возвести их известно только по проектным рисункам.

Со временем к увлечению Николая II русскими древностями присоединились многие придворные, а также деятели искусства и науки. Было учреждено «Общество возрождения художественной Руси», в которое вошли, например, архитектор Виктор Щусев, художники Николай Рерих и Виктор Васнецов.

Как госпиталь, где выступал Есенин, стал гостиницей и резиденцией патриарха Кирилла

Отдельная часть «русского городка» — «Федоровский городок» по адресу Академический проспект, 14-18 или Александровский парк, 29. Этот комплекс из семи построек начали строить в 1913 году. Проект составил архитектор Степан Кричинский. Резьбой по камню заведовал Петр Ваулин, более известный как художник и технолог-керамист, интерьерные росписи выполнила та же артель «Наследники П. П. Пашкова», что расписывала железнодорожный павильон.

Первоначально здания предназначались для священников и других служителей Федоровского Государева собора, отсюда и название. Кроме жилых домов в состав комплекса входили трапезная палата, баня, прачечная, каретный сарай, гараж, мастерские. Вокруг Федоровский городок обнесли каменной оградой с четырьмя башнями и двумя воротами. Со временем трапезную решили сделать также местом сбора «Общества возрождения художественной Руси». По предложению членов общества, одобренному Николаем II, в городке также устроили Музей древнерусского искусства и зодчества.

Во время Первой Мировой в еще не достроенном городке разместили госпиталь для раненых на фронте солдат. В феврале 1917 года перед пациентами выступили молодые поэты «русского стиля»: Николай Клюев и Сергей Есенин. Отделка зданий продолжалась до 1918 года, когда городок окончательно реквизировали для нужд государства.

Коллекции старины из музея вывезли, а сами здания передали Агрономическому институту. Эта часть городка сильно пострадала во время Второй Мировой войны. Ценители архитектуры пытались защитить полуразрушенные здания: в 1958 году Федоровский городок признали памятником архитектуры, но в 1962 вывели из-под охраны. Вместо реставрации Леноблисполком в 1970 году передал здания совету по туризму под организацию мотеля для автомобилистов. Исторические планировки и декор при этом не учитывались. После краха СССР совсем обветшавший комплекс был заброшен.

В 1991 году церкви вернули Федоровский собор, служивший в советское время клубом Сельскохозяйственного института. Началась его реставрация, которая затянулась почти на 30 лет. В 1994–1995 годы РПЦ отдали и бывшие дома причта при храме. Уже тогда клир и православные активисты заговорили о создании на базе городка патриаршего подворья в Петербурге.

Но полноценная реставрация городка началась только в 2000-х с приходом государственного тренда на «духовные скрепы» и «традиционные ценности». Старт работ анонсировали в 2014 году. В зданиях по заказу полпредства РФ в СЗФО решили помимо покоев патриарха разместить гостиницы для высшего духовенства и простых священников. Проект разработала «Архитектурная мастерская Е. Ю. Меркурьева». В 2017 году КГИОП сообщал, что работы должны завершиться осенью 2019-го, но фактически реставрация и приспособление под новые функции продолжаются до сих пор.

Как городок хотели сделать памятником победе России в войне и при чем тут Владимир Мединский и Карл Маннергейм

Городок носил также военно-мемориальную функцию. Еще в 1913 году на границе Александровского парка заложили здание так называемой Ратной палаты. Еще одно здание спроектировал гражданский инженер Семен Сидорчук «по древним палатным образцам Псковско-Новгородского зодчества».

Первоначально в постройке планировали создать музей русских войск, в том числе выставить коллекцию документов о России в войнах, подаренную Николаю II Еленой Третьяковой — вдовой коллекционера Сергея Третьякова — в 1911 году. Но с началом Первой Мировой концепция поменялась, и в палате решили создать музей войны с трофеями, добытыми в сражениях, и галереей портретов георгиевских кавалеров.

Здание достроили в 1917 году. В отличие от других строений царской резиденции его задумывали как общедоступный «Народный музей Великой войны 1914-1917 годов». Еще зимой 1916-го в окружении Николая II полагали, что уже в ближайшие месяцы война кончится победой стран Антанты, в число которых входила Россия.

По этому случаю еще одному из участников создания «русского городка», архитектору Владимиру Максимову, заказали проект триумфальной арки на берегу реки Кузьминки, через которую армия победителей должна была вступить в царскую резиденцию. В отличие от традиционных триумфальных арок, вдохновленных римскими древностями, эти ворота подражали Золотым воротам Киева и Владимира. Это сооружение так и не воздвигли, как и некоторые другие части «русского городка».

Музей в Ратной палате просуществовал до 1918 года. После этого экспонаты вывезли, а здание передали всё тому же Агрономическому институту для размещения ректората, канцелярии и клуба. Затем палату отдали администрации музея-заповедника в Пушкине под реставрационные мастерские.

Наконец, к вековому юбилею начала Первой Мировой палате вернули прежнее предназначение. На открытие восстановленного музея 4 августа 2014 года в Пушкин приехали на тот момент председатель Госдумы Сергей Нарышкин, министр культуры Владимир Мединский и глава ЦИК Владимир Чуров. На восстановление палаты ушло 292 миллиона рублей из федерального бюджета.

Автомобиль Рено отъезжает от царского павильона, 1914 год

В 2016-м Ратная палата фигурировала еще в одном причудливом новостном сюжете. В июне того года глава администрации президента РФ Сергей Иванов и Мединский торжественно открыли мемориальную доску генералу Карлу Густаву Маннергейму на фасаде здания Военной академии материально-технического обеспечения на Захарьевской улице в Петербурге.

Из-за того, что во время Второй Мировой войны Маннергейм был главнокомандующим финской армии, принимавшей участие в том числе в блокаде Ленинграда, табличка с барельефом маршала вызвала бурный протест у части горожан. В итоге три месяца спустя бронзовую доску демонтировали и перевезли во двор Ратной палаты в Пушкине, где она висит до сих пор.

Что еще почитать:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.