30 мая 2024

«Испокон веков мужчины поносили женщин и поносят по сей день». История первой грузинской феминистки

Она публично спорила с Чавчавадзе и Церетели, написала кулинарный бестселлер и опубликовала настоящий феминистский манифест. Сегодня её именем назван один из лучших ресторанов грузинской кухни.

В Международный день феминизма Paper Kartuli рассказывает историю княгини Барбаре Джорджадзе, посвятившей свою жизнь эмансипации грузинских женщин.

Anuk Beluga / Facebook

Маленькая невеста

Барбаре Эристави-Джорджадзе родилась в 1833 году в родовом селе Кистаури (регион Кахети). Девочка рано потеряла мать, и её воспитывали отец и няня. Отец не счел необходимым отдать дочь в школу, но все же постарался дать ей хорошее домашнее образование.

Брат Барбаре, Рафиэль Эристави, стал поэтом и общественным деятелем, сестра Анна пошла сестрой милосердия на русско-османскую войну, заразилась тифом и умерла. Саму же Барбаре в 12 лет выдали замуж за обедневшего князя Закариа Джорджадзе, бывшего военного.

Писали, что 12-летняя невеста была настолько мала, что даже свое венчание приняла за игру. Когда во время церемонии в храм влетела летучая мышь, Барбаре кинулась ловить ее, бросив на бегу священнику: «Прошу, остановись ненадолго, кажется, прилетела моя заблудшая канарейка».

Так детство Барбаре сменилось на замужнюю жизнь — с бедностью, долгами, заботой о содержании поместья и уходом за тремя детьми. А тут еще набеги лезгин на Кахети. В 1854 году Барбаре попала в эпицентр разбойничьих нападений, о чем позже рассказала на страницах газеты «Иверия». Тогда девушке с семьей пришлось бежать сначала в горы, а следом и в Картли.

Что искала она и что нашла

В 17 лет Барбаре начала писать стихи, а в 32-летнем возрасте написала пьесу «Что искала я и что нашла» (мы намерено указываем название пьесы в женском роде — в других источниках она называется «Что искал я и что нашел», однако в грузинском языке нет понятия рода). Остросоциальная комедия вскоре завоевала интерес театральной общественности. Ее поставили в Кутаисском театре, а позже и в других театрах. 

Статьи и публицистические письма Джорджадзе публиковали в периодических изданиях «Цискари», «Дроэба», «Иверия», «Квали», «Джеджили». В них Барбаре отстаивала идею женского образования, пропагандировала равенство, комментировала важные события. 

Барбаре также разработала собственную методику обучения грамоте — задолго до Якоба Гогебашвили, которого считают автором первой азбуки — «Дэда эна». К сожалению, созданный ею букварь не сохранился.

Вся её кухня

Первая кулинарная книга Барбаре Джорджадзе вышла в свет в 1874 году, и весь тираж был распродан. Барбаре не просто описывала рецепты, но и делилась опытом семейной экономии. Каждое издание кулинарной книги Джорджадзе «Вся кухня» (или «Полная кухня») становилось бестселлером. 

Спустя более века после ее смерти в Тбилиси открылся ресторан «У Барбаре» (Barbarestan), повара которого вдохновляются рецептами из этой книги. В меню заведения можно попробовать утиную грудку с коркоти (кашей из пшеничной крупы) и вишневым соусом, чемкву (блюдо из молока, имеретинского сыра и кукурузной муки), барашка в молоке, суп тутмаджи и необычный десерт из копченого сулгуни. В 2022 году Forbes внес «У Барбаре» в рейтинг лучших ресторанов Тбилиси, а в апреле 2024 года его посетил знаменитый шеф-повар Джейми Оливер. 

Барбаре vs «отцы нации»

Барбаре Джорджадзе — единственная женщина, осмелившаяся публично спорить с поэтом и общественным деятелем Ильей Чавчавадзе, который  еще при жизни считался в Грузии «отцом нации», а в конце XX века был причислен к лику святых.

Илья выступал за языковую реформу и настаивал на отказе от высокого литературного стиля в пользу более повседневного и разговорного, понятного простым людям. Старшее поколение литераторов оскорбилось посягательством на традиции. Барбаре выступила на стороне консерваторов и вступила с Чавчавадзе в полемику, в которой будущий святой предстает не в лучшем свете:

«…Чтобы писать, кроме знаний и образования необходим талант. Совершенно естественно, что наша писательница этого и не ведает, ведь ее пониманию недоступно и многое другое. Все свое творчество она строит на теоретике азбуки и в жизни не ходила дальше порога собственного дома… Куда ей что-то создавать или разрушать… Эстетизм, сентиментализм, драматизм и прочия – эти слова обратила она себе в пищу. Однако подобные блюда неудобоваримы для слабых созданий… высокие понятия не для низшего разума», — писал Чавчавадзе о Барбаре в 1861 году. 

Литератор и идеолог национально-освободительного движения Акакий Церетели также  позволил себе мизогинно высказаться в адрес Дорджадзе:

«…На женщин вашего круга мы давно махнули рукой! Мы не ожидаем от вас трудов в нашу пользу или сочувствия; единственная просьба – не мешать на радость врагам нашим! Да что там говорить, для описания грехов ваших понадобится море чернил, свиток высотой с Эльбрус и перо длиною с ваш язык…».

Барбаре же отвечала с достоинством и тактом:

«Я никогда не желала и даже дала себе слово не отвечать князю Илье Чавчавадзе… Но раз ответ Чавчавадзе весьма далек от вежливости и тот самый новый язык он решил породить в брани, возникает необходимость ответа… Великий поэт, пора нам помириться, голубчик! Вы прекрасно знаете и уверены, тут нет вражды… А всего лишь маленький спор о защите достоинства словесности…».

Первая грузинская феминистка

Джорджазе, несмотря на нападки, продолжила поднимать важнейшие для женщин вопросы — доступность образования, равноправие, возможность самовыражения и участия в публичной жизни. В то же время её современники-мужчины уничижительно высказывались о стремлении соотечественниц к эмансипации:

«Куда разумнее ночью выть на луну, а днем на солнце и бегущие по небу облака, или вычерпать Черное море решетом, чем вести научные беседы с женщиной, как бы умна и образованна она не была… Если хотите с честью носить когда-то славное имя грузинской женщины, выбросьте из головы мечты заделаться врачами и профессорами и станьте просто хорошими современными матерями… Бросьте равняться на европейских и американских женщин, потому что Quod licet bovi, rion licet Jovi! (Что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку)…», — писал общественный деятель Давид Кезели.

В такой атмосфере Барбаре пишет настоящий феминистский манифест «Несколько слов для внимания молодых мужчин»: 

«Испокон веков мужчины поносили женщин и поносят по сей день. Все мыслимые и немыслимые пороки приписывали они своей подруге, дабы очернить и унизить её…. Зато сам, окрыленный гордыней, завладел всем вокруг: …. я Господин и все в моей власти. А женщину он полностью поработил…. Даже в семье он оставил за собой все преимущества, принизив труд женщины и понося ее же — и дура ты безмозглая…. настоящим чувствам неспособна, лжива и коварна, а ещё к изменам склонна… Однако, даже такое жестокое подавление не убило в наших женщинах талант и разум… Кто же у нас заботился об образовании детей, обучал их грамоте, если не женщины, ведь мужчины в это время воевали? Именно через женское старание и труды было сохранено и донесено до наших дней все богатство грузинского языка… Пора нашим мужчинам обуздать свою высокомерную гордыню и предоставить своим сестрам равную возможность образования и развития».

 

Barbarestan / Facebook

Барбаре Джорджадзе умерла от сердечного приступа 10 апреля 1895 года. 62-летнюю грузинскую феминистку похоронили  в Телави, рядом с братом Рафиэлом Эристави.

В некрологе газета «Квали» написала: «Княгина Барбаре Джорджадзе воспитывалась в простой семье, но ее рассуждения удивили бы многих образованных людей Европы».

В 2017 году в Национальной библиотеке Грузии открыли феминистский кабинет имени Барбаре Джорджадзе. Это произошло при поддержке Женского фонда в Грузии, в рамках программы ООН «Гендерное равноправие».

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.