После 2022 года в Грузию перебралось немало людей, связанных с искусством. Многим из них пришлось выстаивать свою творческую и выставочную деятельность практически с нуля — но нашлись и те, кто оказывает им содействие.
Paper Kartuli рассказывает, какие творческие пространства помогают художникам работать в эмиграции.
В ноябре 2022 года в Тбилиси на улице Мераба Костава, 44, открылся магазин искусства и галерея Object Community. Инициатива принадлежала художнику Вадиму Забаре и группе художников-эмигрантов, решивших создать площадку, где они и их коллеги могли бы выставлять и продавать предметы искусства и дизайна.
Вскоре первоначальная группа художников уехала, получив визы во Францию, а руководителем проекта стал Ильдар Маштаков — человек, который ранее был просто посетителем галереи. Ильдар решил сохранить и развивать Object Community как платформу для диалога между творческими людьми. Так, помимо сменяющих друг друга выставок, появились мастер-классы для художников, встречи и лекции с представителями арт-индустрии.
«Для меня это место, где можно познакомиться с разными людьми. Ты приходишь на выставку, а в итоге — получаешь комьюнити. Очень не хотелось терять его из-за переезда основателей», — рассказывает Ильдар.
Вскоре в команду пространства пришла куратор Анастасия Крутикова, которая выстроила выставочную программу, а также активно привлекает в Object Community новых художников и кураторов. «Я переехала в Тбилиси два года назад и как-то сразу ушла из сферы искусства в волонтерство, работала с беженцами из Украины — и сильно там выгорела. Примерно год я вообще не видела смысла в творчестве и искусстве. Как будто бы это никак не влияло глобально на ситуацию в мире. Но потом я случайно познакомилась с новыми владельцами пространства, Ильдаром и его партнершей Ксенией, и стала куратором Object Community. Мне нравится концепция этого места и выстроенная миссия, которая базируется на инклюзии, помощи художникам и тем, кто оказался в непростых условиях эмиграции. Я поняла, что не могу сейчас поменять что-либо глобально, но могу помочь конкретному человеку из своей сферы или дать ему возможность высказаться».
В команде пространства собрались люди с близкими ценностями, что помогает выстраивать безопасное и полезное сообщество. Object Community позиционируется как арт-платформа, где нет рамок и границ — здесь можно и устраивать воркшопы, и собираться на лекции, и даже создать открытую мастерскую. В планах — развиваться, в том числе в сторону продюсирования — помогать брендам коллаборировать с художниками. Команда пока не преследует коммерческие цели и только учится галерейному бизнесу.
Недавно в Object Community прошла выставка грузинского стрит-арт художника Tabu 92, который сам предложил сделать проект. «Мы не намерены замыкаться в себе — нам приятно, когда местные художники делают совместно с нами выставки и готовы к взаимодействиям», — поделился Ильдар.
Художница и основательница независимого арт-комьюнити Sisters Room Ольга Елисеева решила открыть пространство в формате Artist Run — это форма творческого сообщества, которым самостоятельно руководят художники или независимые кураторы, практически самоорганизация с горизонтальным управлением.
«Многие художники, эмигрировавшие в Тбилиси, не имеют возможности вернуться в Россию за получением визы, а получить ее здесь без ВНЖ практически невозможно — таким образом, получается, что у художников есть довольно ограниченное количество стран, где можно выставиться или поработать в арт-резиденции. В самой Грузии не так уж много возможностей для художников, что плохо влияет на CV — ведь обычно у активно развивающихся авторов за год несколько групповых выставок, а по-хорошему еще и персональные проекты», — рассказывает Ольга.
Ольга, у которой есть опыт руководства собственной галереей, в Тбилиси решила сделать именно горизонтальное сообщество: «Находясь в иммиграции, где работают другие законы и правила, в подвешенном и порой бесправном положении, сложно брать на себя ответственность и начинать какие-то институциональные отношения. Кроме того, есть вопросы безопасности, которые необходимо соблюдать при наличии российского гражданства. Например, теперь очень важно интересоваться у художников, какие у них взгляды и с кем они работают».
У пространства довольно быстро получилось стать точкой притяжения для художников из разных стран: «Изначально многие русскоязычные кураторки говорили, что тут никто не будет работать с „русской“ — я очень рада, что это не так. Также к нам часто приходят разные иностранцы (даже не знаю, как они нас находят). И не могу не поделиться, недавно мы открыли выставку, в которой приняли участие художники из Украины, Беларуси, Грузии и России. Это стало возможным благодаря коллаборации с кураторкой из Луганска Анастасией Рыкуновой. Мы сделали два проекта с Ría Keburia Foundation — арт-резиденцию для художников в Качрети и благотворительный аукцион с грузинским фондом больничной клоунады и Фондом Пэтча Адамса — самого известного больничного клоуна. По итогам аукциона и частных пожертвований было собрано 25 830$, это очень хорошая сумма для Грузии».
В июне Sisters Room станет площадкой, мигрирующей из одного места в другое. Ольга планирует открывать арт-резиденцию под Римом и на Мальте, но в Тбилиси проект продолжит свою работу: «Мы сейчас активно развиваем площадку, расширяем публичную программу воркшопов и готовимся к фестивалю фильмов. Открыты к идеям и коллаборациям».
Художница Маяна Насыбуллова, переехав в Тбилиси и поселившись в районе Харпухи, открыла собственную галерею прямо в саду дома, где живет. По ее словам, как только она оказалась в этом пространстве, то сразу поняла: здесь нужно делать выставки.
Изначально сад был заброшенным местом, но вместе со своим партнером Мишей Маяна постепенно расчистила и создала выставочную площадку под открытым небом. 9 февраля 2023 года сад открылся «ноль-выставкой» — практически в неизменном виде, заброшенным и захламленным, — таким образом, создатели хотели зафиксировать то, с чего всё началось.
«Постепенно вокруг сада собралась тусовка: люди вместе что-то репетируют, собираются, вписываются друг у друга в разных городах. Получилась такая хорошая социальная составляющая», — делится Маяна. Арт-тусовка складывалась из друзей и знакомых самой художницы, но постепенно к ним присоединилась группа арт-активистов «Партия мертвых» и появился пул художников, которые регулярно выставляются в саду и чьи работы хранятся здесь в архиве.
Художники и художницы могут довольно легко договориться о своей выставке в саду. Формат самоорганизации, конечно, накладывает иной уровень ответственности — не стоит ожидать полного кураторского или менеджерского контроля, но от этого возникает и больше возможностей для реализации своих идей. Маяна делится: «Бывает, что от нас ожидают такого участия, как от институции, — менторской, строгой позиции, — но не получают этого. Тем не менее, я стараюсь делиться своим опытом и контролирую процессы, чтобы наша самоорганизация не развалилась».
Сад быстро привлек внимание не только эмигрировавшего в Тбилиси арт-комьюнити, но и местного населения — на устраиваемые здесь открытия приходят соседи: некоторые из них искренне радуются мероприятиям, которые проходят, и делятся историями о бывших жителях дома. Так, от старожила района Димитрия Маяна узнала о том, что раньше здесь тоже жил художник: «17 лет назад дом, который был на месте сада, снесли по аварийным причинам и оставили всё в разрухе. Владелец дома, который находится рядом с садом и в котором мы живем, Заур, построил вокруг участка забор и посадил виноград, гранат и вишню. Оказалось, что дед Заура был художником! А на стене, которая выходила на улицу, был когда-то нарисован мурал с грузинскими пейзажами, горами и квеври».
Интеграция в художественное комьюнити, по словам Маяны, происходит постепенно. «Это сложный вопрос, потому что первая мега-задача для интеграции — это, конечно же, язык. Миша [партнер Маяны и второй организатор сада] активно учит грузинский, и когда он находится в саду, с местными посетителями получается лучше наладить контакт. Наша самоорганизация не существует в разрыве с местным сообществом: они знают, что мы здесь есть и что мы всегда им рады».
В феврале сад отпраздновал год своего существования. За это время ребята расширились и планируют виртуальный проект, в котором будет собран архив всех выставок и работ: «Мы хотим, чтобы сад продолжил жить без привязки к пространству, ведь может произойти всё, что угодно, и мы можем отсюда съехать. Это не значит, что сад в таком случае прекратит свое существование, но хотелось бы сохранить его в виртуальной вечности».
Летом организаторы планируют провести арт-фестиваль возле Жинвальского водохранилища — кураторский проект с художниками и художницами, с которыми сад сотрудничает на постоянной основе.
Говоря о том, зачем всё это делать, Маяна делится: «Мне хочется доносить до людей мысль о том, что на самом деле сделать самоорганизацию может любой человек и в любом месте. Хочется, чтобы творческая деятельность выносилась за пределы своих столов или мастерских и из всего этого произрастала солидарность».
Что еще почитать:
- «Незнание и ограниченность — источник страха и ненависти». Знакомьтесь: антивоенный художник Алексей Гарикович
- «Проводим бранчи, субботники, шахматы и вечера писем политзаключенным». Как журналист «Бумаги» основал эмигрантское сообщество в Тбилиси