5 июня 2013

Участник Science Slam Дарья Замесина — о том, как мы слышим

Сотрудник Института физиологии РАН Дарья Замесина занимается исследованием слуха у детей, которое впоследствии поможет выявлять различные патологии. О первых результатах работы, важности выбора правильного научного руководителя и российских грантах — в интервью на «Бумаге».

Видео с выступления на Science Slam: «Механизмы пространственного слуха»
О пространственном слухе у детей и взрослых Если мы будем знать нормальные этапы становления, то всегда можно будет вовремя заметить некоторые отклонения в развитии
Я занимаюсь психофизиологией, если точнее, психоакустикой, и уже второй год работаю над изучением систем, которые позволяют нам ориентироваться в пространстве звуков, то есть в каждый момент времени знать, где находится звучащий объект по отношению к нам. Исследование начиналось как пробный проект и одновременно попытка установить взаимодействие между двумя образовательными учреждениями — факультетом психологии СПбГУ и лабораторией слуха в Институте физиологии РАН. В итоге это переросло в двухлетний проект. Мы изучаем те механизмы, которые уже сформированы у взрослого человека, и процессы становления слуха у маленького ребенка. Когда речь идет о таких фундаментальных областях, как физиология, это предполагает некое теоретическое знание, которое в дальнейшем может быть реализовано в научных проектах. Если говорить об изучении пространственного слуха, благодаря полученным знаниям о нем были созданы стереосистемы — ведь все строится на знаниях человеческого восприятия. Наше собственное исследование касается в первую очередь детей. И если мы будем знать нормальные этапы становления, то всегда можно будет вовремя заметить некоторые отклонения в развитии и патологии. Это имеет большое значение для диагностики.
О первых результатах У детей наблюдаются интересные феномены, которые у взрослых людей замечены не были
Наш проект находится в рабочей стадии и пока результаты никак не применялись в жизни. Путь от большого теоретического исследования к практике очень долгий. Пока довольно сложно предсказать, как оно будет развиваться. Сейчас только появляются первые данные. Например, если говорить о наиболее интересных вещах для широкой публики, мы выяснили, что у ребенка к 12 месяцам во многом уже сформированы системы, что есть у взрослого человека. Однако у них наблюдаются интересные феномены, которые у взрослых людей замечены не были. Есть такое понятие «точность локализации звука» — это то, как точно мы умеем находить конкретное место звучания. Выяснилось, что у ребенка есть области, которые как будто бы выпадают, и в них наиболее сложно ориентироваться. Вот и возникает вопрос: с чем это связано?
Фото: Анастасия Авдеева / «Бумага»
О развитии детей-сирот В нескольких домах ребенка была преобразована структура работы и проведено обучение персонала, что довольно благоприятно сказалось на развитии детей
Идея нашего проекта возникла на основе более масштабного исследования, которое уже в течение десяти лет проводит наш научный руководитель Рифкат Мухамедрахимов. Совместно с американскими коллегами он занимается анализом развития детей раннего возраста, оставленных без попечения родителей. В 90-е годы к нам неожиданно из-за рубежа хлынул большой поток информации и мы столкнулись лицом к лицу со всеми проблемами нашей страны. Тем временем у ученых, чувствовавших время, появилась возможность узнать, как и что происходит там и посмотреть со стороны на наши реалии. Несколько психологов с факультета занялись изучением развития детей. Они пришли с коллегами к мнению, что нужно разработать программу, которая приживется на нашей почве. Сейчас десятилетнее сотрудничество подходит к завершению и можно говорить о позитивных результатах: в нескольких домах ребенка по всей России, в том числе в Петербурге, была преобразована структура работы учреждения и проведено обучение персонала, что довольно благоприятно сказалось на развитии детей. Раньше ребенок с отклонениями попадал в такое место и был, в общем-то, обречен на нарушения и психического, и физического развития. Эти преобразования привели к тому, что различия между детьми удалось почти нивелировать между детьмми из семей и ребятами из домов ребенка. Поменялась структура группы: дети разного возраста живут вместе, таким образом воплощая модель семьи, а ребята с отклонениями занимаются в одной группе с нормально развивающимися детьми. Так, в процессе изучения развития детей Рифкат Жаудатович инициировал новый проект, которым мы сейчас и занимаемся.
О финансировании науки Финансирование сейчас зависит от того, насколько четко ученый может формулировать свои мысли в заявке на грант
Судя по моему факультету, в науке остается лишь 10–15 % студентов. Кто-то понимает, что это не его область и доучивается просто для того, чтобы завершить начатое. Для других важна практическая деятельность, а для оставшейся части наука и работа в лаборатории — это самое логичное продолжение обучение. Исследования в нашей стране держатся на грантах и частных фондах — как российских, так и зарубежных. Получение гранта — это очень долгая бумажная работа. На наше исследование, например, был выделен грант одной из государственных организаций. Это помогло нам в тот момент поставить исследование на ноги, но вскоре мы будем писать заявки еще на несколько грантов. Часто наши ученые смеются над процессом получения средств, сравнивая Россию с Европой. Там сначала возникает идея, затем пишется заявка на грант, фонд присылает деньги, на которые ученый проводит свою работу, и наконец отправляет отчет по итогам. В нашем же случае это происходит несколько иначе: тебе в голову приходит идея, ты начинаешь ее реализовывать, а потом находишь грант и пишешь заявку. Выходит, что наши ученые тратят собственные деньги и время на исследования, которые, возможно, так и не получат должного финансирования. Психофизиология сейчас не очень приоритетная область, хотя в действительности все науки, связанные с особенностями функционирования человека, во все времена были не только интересны, но и значимы для государства. Вообще, я прихожу к мысли, что финансирование сейчас зависит от того, насколько четко ученый может формулировать свои мысли в заявке на грант.

Организатором выступает петербургская интернет-газета «Бумага» при поддержке генерального партнера компании JetBrains.

 

Регистрация на Science Slam 8 декабря

Регистрация    Редактировать
Чтобы зарегистрироваться на Science Slam, заполните анкету. Информация о вас будет доступна только организаторам этого события, и больше никому. Поля, отмеченные звездочкой, являются обязательными.
Доступные билеты Цена Закрытие регистрации Кол-во
300 руб.через 6 дней
Регистрируясь на это событие, вы принимаете Пользовательское соглашение и подтверждаете ваше согласие на обработку персональных данных
Поля, отмеченные звездочкой (*), нужно обязательно заполнить
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.