Петербургский диакон Павел Шульженок прославился в социальных сетях благодаря тому, что, несмотря на сан, регулярно посещает фитнес-центры и пабы, а также активно призывает к уничтожению «бешеного свинарника под названием „Украина“».
«Бумага» попыталась разобраться, не противоречит ли образ жизни священнослужителя православным догмам, изучила страницу Шульженка, а также выяснила, как он сам объясняет такое поведение.
Фото со страницы Павла Шульженка
Российский оппозиционный блогер uglich_jj 4 февраля написал в «Живом Журнале» о петербургском православном диаконе Павле Шульженке — известном в социальных сетях диаконе из Красного Села. Внимание блогера привлекла ортодоксальная философия батюшки, диссонирующая с его образом жизни, видами досуга и политическими взглядами, которые Шульженок активно транслирует в собственных аккаунтах в соцсетях.
О себе батюшка Павел пишет как о «клирике Русской православной церкви», «верующем человеке» и «специалисте жесткой апологетики» — рационального обоснования вероучения. На своей странице «ВКонтакте» Шульженок часто публикует фотографии самого разного содержания. Большая их часть с трудом вяжется с каноническим образом святого отца: так, например, Павел неоднократно фотографировался в барах со спиртным, отмечая, что не видит в этом ничего постыдного. 24 сентября 2014 года он опубликовал фотографию своего шкафчика в спортзале фитнес-центра; на снимке можно разглядеть бутылку Jameson, складной нож и «энергетик». Согласно православной доктрине, ни одного из этих предметов у священнослужителя быть не может, как, впрочем, и абонемента в спортзал.
В открытых фотоальбомах Павла большое внимание уделено материальным ценностям. Однако по-настоящему прославился святой отец после нескольких публикаций на своей странице по поводу конфликта на Юго-Востоке Украины. В частности, Шульженок регулярно оставляет комментарии по поводу украинцев, называя их «наглухо упоротыми, убитыми в ничто, люто оттопыренными существами», «украми» и «хохлами». Также Шульженок нередко публикует сообщения, которые могут спровоцировать межнациональные споры, а также призывает к совершению насильственных действий в отношении «бешеного свинарника под названием „Украина“». В поле зрения святого отца попали и украино-американские отношения.
В 2014 году антиукраинская и антизападная философия привели Шульженка на восток Украины. Он посетил лагеря ополченцев ЛНР и ДНР, а фотосвидетельства своего визита активно публиковал в соцсетях.
Поездку диакона в Донбасс благословил настоятель прихода, в котором служит Шульженок — отец Александр (Александр Дягилев). В социальной сети «ВКонтакте» Дягилев подписан на ряд теологических групп, а также на сообщества российских монархистов, профили Николая Старикова и Александра Дугина, страницы Кураева и Милонова. Он активно распространяет видеоролики с лидерами «движения Новороссии», периодически комментируя их.
После того как пресса обратила на него внимание, Шульженок опубликовал пост, в котором попытался ответить на самые распространенные вопросы, большая часть из которых, по всей видимости, касалась его увлечения алкоголем. «Будучи не только ценителем, но и вполне представителем ирландской культуры с многовековыми христианскими традициями, ничего не вижу зазорного и постыдного в том, чтобы пропустить пинту пива в пабе. Никаких канонических нарушений в употреблении пива не вижу. Особенно „Гиннесса“, особенно в пабе», — написал Шульженок в ответ на упреки.
Фото, где диакон стоит рядом со столом, заваленным рублевыми банкнотами, Павел также сопроводил ремаркой: «Будоражащая умы фотка с кучей денег. Легко догадаться, что это сумма пожертвований в городском храме за длительный период времени. Непосредственно из нее я могу рассчитывать на более чем скромные комиссионные за пересчет, которых в нынешних условиях едва хватит на обед в „Макдоналдсе“. Завидовать нечему».
И, наконец, разъяснений удостоилась антиукраинская позиция дьякона: «Как христианин я должен любить людей, но ненавидеть грех и заблуждения. Так вот, не нужно думать, что сами по себе люди, называющие себя украинцами, вызывают у меня ненависть. Я иногда гневаюсь, но совершенно на конкретных лиц за совершенно конкретные деяния. Но, разумеется, к категории, называемой „украинцами“ ненависти не испытываю».
Ранее российские священнослужители уже неоднократно рапортовали о своих поездках в Донбасс, где поддерживали «ополченцев ДНР и ЛНР». В конце ноября 2014 года временно запрещенный в служении диакон РПЦ Иван Охлобыстин ездил в Донбасс, куда привез свой новый фильм «Иерей-сан» о православии в Японии, а также бутылку алкоголя для полевого командира ополченцев.
В июне 2014 года СМИ опубликовали информацию о том, что в Украине задержали священника Московского патриархата Владимира Марецкого, подозреваемого в терроризме.
Еще одним петербургским священнослужителем, которого подозревали в поездке на Донбасс стал иерей Артемий (Артем Егурный). Его нахождение на территории одной из непризнанных республик «обнаружил» блогер ixteac7, опубликовавший фотоподтверждения в своем «Живом Журнале». Позже выяснилось, что Егурный не отлучался из храма и не был в Луганске, а скандальные снимки на самом деле были сделаны во время игры в страйкбол в Санкт-Петербурге.
В конце декабря 2014 года в сети появлялись фотографии епископа Ужгородского и Закарпатского Кирилла, которого сфотографировали с гранатометом на одном из блокпостов украинских военных. Также в сети был популярен ролик с фрагментом речи предстоятеля УПЦ Киевского патриархата Филарета.
От редакции «Бумаги». В изначально опубликованной версии материала мы допустили ряд фактических ошибок. Во-первых, мы неверно обозначили чин Павла Шульженко, который является диаконом, а не священником. Во-вторых, мы не проверили ложную информацию об иерее Артемии, которая на данный момент опровергнута в ряде СМИ. Мы работаем над ошибками и приносим искренние извинения всем упомянутым героям заметки и нашим читателям.