13 июля 2023

Хобби для внутреннего равновесия — велосипедные прогулки. Какой велосипед выбрать, как безопасно ездить по городу и что это дает новичку

«Бумага» рассказывает о простых хобби, которые помогают сохранить душевное равновесие в тяжелые времена. В других материалах читайте про настольные игры, бег, волонтерство, краеведение, бердвотчинг, домашние растения, вязание и slow cooking.

В новом выпуске основатель велокафе и кооператива «Вираж» Максим Кравцов рассказывает, почему не нужно бояться ездить по дорогам, как обеспечить свою безопасность и подходит ли велосипед для поездок на работу.

Максим Кравцов

основатель велокафе и кооператива «Вираж»

Чем полезны поездки на велосипеде

— Велосипед полезен не только для физического, но и для ментального здоровья. Поездки очень помогают немного проветрить голову. Принцип тот же, что с занятиями в тренажерном зале или медитацией: вы концентрируетесь на чем-то другом, а мозг отдыхает и немного перезагружается.

Бывает, едешь на велосипеде один, ни с кем не коммуницируешь, музыку не слушаешь — и есть время спокойно подумать. Не как в метро, например, где всегда какая-то суета. Тут все по-другому: никто не отвлекает, можно посмотреть на вещи под другим углом.

Так что в принципе даже раз в месяц прокатиться полезно. Хотя я бы рекомендовал делать это чаще и включить поездки в свой рутинный распорядок. Например, пару раз в неделю ездить на велосипеде на работу. Или в пятницу-субботу ездить в любимый бар. Уделяйте велосипеду три часа в неделю — и ваши навыки будут постепенно развиваться.

Кому подойдет это хобби

— Велосипедные поездки — не бег; ограничений тут значительно меньше. Хотя противопоказания всё равно есть: например, людям, у которых артрит или проблемы с суставами, стоит быть осторожнее.

С другой стороны, есть такая вещь, как байкфит — настройка велосипеда под параметры тела каждого конкретного человека. Можно прийти к специалисту со своим велосипедом, и он поможет настроить его так, чтобы использовать этот спортивный снаряд максимально эффективно.

Байкфит можно использовать и в случае проблем со здоровьем. Допустим, в определенном положении у вас болит тазобедренный сустав — возможно, эту проблему решит простая перестановка седла.

Я бы сказал, что более существенные ограничения связаны не со здоровьем. Например, все в первый раз боятся выехать на проезжую часть: у российских водителей есть определенная культура вождения, и с велосипедистами они не всегда считаются. Хотя в последние годы стало получше.

Тем не менее, проблема остается, а вообще не ездить по автомобильным дорогам в принципе невозможно. Так что погружаться стоит постепенно: не нужно сразу выезжать в центр города в час пик. Лучше сначала покататься вечером, когда машин на дорогах меньше.

Можно ли использовать велосипед в качестве повседневного транспорта

— Велосипед прекрасно подходит для регулярных перемещений по городу: вы гораздо меньше зависите от пробок и другого транспорта. Кроме того, велосипед — бесплатная штука, в отличие от общественного транспорта или такси.

Вопрос только в том, какие расстояния нужно проезжать. Например, если вам нужно отправиться из центра на Васильевский остров, велосипед идеален. А вот из центра на Парнас лучше поехать на метро — будет быстрее и проще.

В остальном не вижу никаких проблем. Часто жалуются, что в Петербурге нет велодорожек по основным магистральным маршрутам, но их в России нигде нет — пока наша страна только начала двигаться в сторону развития велосипедной инфраструктуры.

Зато в Петербурге отличный рельеф: город плоский, и это очень на руку велосипедистам. Сравните с Москвой или Сан-Франциско и представьте, насколько комфортно будет ежедневно ездить по холмам — например, на работу.

У нас по дороге можно испачкаться из-за грязи на дорогах, но вспотеть — едва ли. Если поездка занимает до получаса, вы используете обычный городской велосипед и крутите педали в комфортном темпе, об этом можно не переживать. А портфель или сумку можно положить в велосипедную корзину.

Трудности могут возникнуть зимой: в Петербурге бывают периоды, когда кататься сложно. В первую очередь это снегопады: в каше после них и машины иногда вязнут, что уж говорить о велосипедах. Когда снег подтаивает, а потом замерзает, ездить по ледяным буграм тоже не слишком комфортно.

Но если этого нет, по снегу можно ездить без особых проблем. Я, например, целую зиму ездил до ближайшей станции метро.

Какие районы выбрать начинающим велосипедистам

— Больше всего велодорожек в Петербурге на Петроградской стороне. Там можно проложить протяженный маршрут по набережным, доехать до рекреационных зон — идеально для спокойного вечернего променада.

На Крестовском острове всё прекрасно с велосипедной инфраструктурой: машин немного, велодорожки есть, можно заехать в ЦПКиО. Местные там часто катаются. С другой стороны, если вы живете далеко от Крестовского, не вижу особого смысла тащить свой велосипед. Проще добраться туда на автомобиле или метро и воспользоваться велошерингом — например, SmartBike.

Если говорить про спортивную историю, то оптимальное место для тренировок — Приморское шоссе на протяжении от «Кукурузины» до Зеленогорска (и даже дальше). Спортсмены там и по проезжей части едут со скоростью в районе 40 километров в час, но главное преимущество локации — вдоль шоссе проходит длинная велодорожка. Без перекрестков, без машин, с минимумом пешеходов.

И по этой велодорожке можно ездить сколько хочешь: например, до Сестрорецка проехать 25 километров, а обратно сесть в электричку и приехать обратно в центр Петербурга, на Финляндский вокзал. Я сейчас как раз делаю в Репине свой проект — такое загородное кафе для велосипедистов на берегу залива. Как раз рядом с ним велодорожка проходит — и видно, как много людей там катаются.

Начинающим Приморское шоссе тоже подойдет. Можно доехать до Лисьего Носа, там благоустроенная набережная, по которой можно прогуляться. А чуть дальше — в районе Сестрорецка — есть шалаш Ленина. За ним начинается асфальтированная дорожка вдоль Разлива, посреди соснового бора, километра на три. Дальше она превращается в грунтовую и уходит в Дибуны: оттуда можно вернуться в город на электричке.

Юг Петербурга я знаю меньше, но уверен, что там тоже можно найти уйму хороших маршрутов. Просто посмотрите карту, выберите какую-нибудь грунтовую дорожку — и вперед, погнали. Советую только избегать основных дорог: лучше выбирать второстепенные, маленькие, извилистые. Можно поискать маршруты в интернете и социальных сетях — например, мои знакомые в канале Tales Of Trails выкладывали много таких штук.

Как ездить безопасно

— Для начала советую отказаться от велосипедных поездок по тротуарам. Во-первых, вы будете мешать пешеходам. Во-вторых, нормально ездить всё равно не получится, и это будет очень медленно. В-третьих, это небезопасно вообще для всех: пешеход может дернуться в сторону, вы не успеете затормозить, будет столкновение. Ездить нужно либо по дорогам, либо по велодорожкам.

На проезжей части рекомендую держаться ближе к правой стороне дороги, но не прижиматься к обочине и припаркованным машинам. В припаркованном автомобиле могут открыть дверь — и вы в нее врежетесь. Прижиматься к обочине тоже чревато. Представьте, что перед вами — канализационный люк (или любое другое препятствие). Вы объезжаете его слева и сталкиваетесь с автомобилем, который едет по той же полосе, что и вы. Кому это нужно?

Поэтому лучше держаться примерно в метре от припаркованных машин. Понятно, что некоторые водители будут беситься и сигналить, но вы имеете право ехать именно так, никуда не прижиматься и не рисковать своей безопасностью.

Но важно быть предсказуемым: ехать прямо, не вилять, показывать свои намерения. Тогда и автомобилист просто перестроится в другой ряд и спокойно обгонит вас, а не будет пытаться как-то притереться в ту же полосу.

Как выбрать первый велосипед и где его купить

— Начинающим могу посоветовать конкретную модель — Shulz Roadkiller. Это дорожный велосипед с крыльями, корзинкой, планетарной втулкой и тремя скоростями. Отличный вариант.

Более простая и дешевая штука — велосипеды Stels Navigator. Тут бюджет будет меньше, в районе 12-13 тысяч. Но велосипеды нормальные, они не будут ломаться и их практически не нужно обслуживать. Просто надежные односкоростные велосипеды с крыльями. И с запчастями проблем не будет.

Проще всего покупать велосипеды в фирменных магазинах: например, у Shulz есть свои магазины в Петербурге. А Stels можно найти в «Велодрайве».

Кроме того, можно изучить объявления о продаже велосипедов б/у. Но тут примерно так же, как в случае покупки машины с пробегом — нужно понимать, что вы покупаете, и хоть немного разбираться в технике. С простыми односкоростными велосипедами всё просто: вы прокатитесь и поймете, если с велосипедом что-то не так.

С более сложными и дорогими моделями этого будет недостаточно. Хотя выход есть — многие мастерские предоставляют услугу подбора велосипедов. Предположим, что вам нужен крутой карбоновый шоссейный велосипед, чтобы проехать на нем триатлон Ironman. Нет проблем, специалисты за вас свяжутся с продавцами, посмотрят велосипеды и выберут лучший вариант.

Что еще понадобится

— Для большей безопасности купите велосипедный шлем. Главное правило — выбирать шлем, который вам нравится внешне. В противном случае он просто будет пылиться где-нибудь, а кататься вы будете без него.

Для поездок в городе пригодится замок: без него сложно оставить велосипед на весь день у метро или где-то еще. Оптимальный вариант — замки типа U-lock, такие металлические скобы. Но имейте в виду, что они довольно тяжелые: если велосипед нужно оставить на пару часов у кафе, подойдут и другие варианты.

Специальная экипировка нужна, скорее, уже для тренировок и велосипедного спорта: проехать до работы или 30 километров в парке можно и без нее. Начинающие могут обратить внимание разве что на велошорты — «памперсы», как называют их на велосленге. У них есть мягкая подушечка, которая в числе прочего впитывает влагу — и позволяет ничего не натереть в процессе езды. Но помните, что такие шорты нужно носить на голое тело, иначе смысла нет.

Для фиксации результатов тренировок чаще всего используют приложение Strava — это практически социальная сеть с трекингом и анализом данных. А маршруты можно прокладывать в «Яндекс.Картах»: там есть функция для составления веломаршрутов. Обычно с ее помощью они получаются более интересными и безопасными, чем прямые варианты по шоссе.

Какие сообщества велосипедистов есть в Петербурге

— Я участвую в велоклубах, которые требуют определенной спортивной подготовки, не думаю, что их можно рекомендовать начинающим. То же касается и соревнований.

Некоторое время назад мы запустили проект «Среда обитания» — такой социальный клуб с еженедельными заездами по городу на полтора-два часа. Потом я, честно говоря, немного устал, так что сейчас проектом занимается мой партнер и теперь для участников проводят не только велосипедные заезды, но и другие активности.

А девушки могут обратить внимание на велоклуб «Сайкгёлз» — девчонки минимум раз в неделю организуют заезды в разных районах, порог входа там вполне комфортный.

Где хранить велосипед и сколько стоит его обслуживание

— Не рекомендую хранить свои велосипеды на общих лестницах в парадных — это может помешать соседям. Кроме того, как ни странно, велосипеды чаще всего крадут именно в подъездах, а не на улицах.

Если нет возможности хранить велосипед в квартире или в общем коридоре на несколько квартир, его можно оставлять на улице. У многих подъездов сейчас есть велопарковки, а если нет — велосипед можно пристегнуть к столбу или забору.

Кроме того, нужно помнить, что велосипеды нуждаются в обслуживании, как и любые другие транспортные средства. Иногда нужно цепь смазать, иногда — что-то пересобрать и починить. Стоимость зависит от конкретного велосипеда и условий его эксплуатации: для дешевых городских велосипедов сумма стремится к нулю. Обслуживание более сложных велосипедов дороже. В среднем, думаю, можно ориентироваться на затраты порядка 3 тысяч рублей в год.

Ремонтом и обслуживанием в Петербурге занимаются многие веломастерские. Я могу порекомендовать классных ребят из Modder Cycling Workshop и мастерскую Birota на Васильевском, при которой также находится магазин велосипедов и полезных аксессуаров. А рядом с «Виражом» есть мастерская и байкфит-студия «Всё фиксируй».

С чего начать

— Инструкция для тех, кто не любит много читать.

  • Купите надежный и не слишком навороченный городской велосипед с крыльями и корзиной. Проще всего сделать это в специальных магазинах.
  • Обязательно купите шлем и замок для велосипеда, а для фиксации результатов установите Strava или аналогичное мобильное приложение. Другие аксессуары можно докупить потом, по мере необходимости.
  • Старайтесь кататься хотя бы пару раз в неделю — идеально, если получится встроить велосипедные заезды в свой обычный распорядок дня.
  • Начинайте с велодорожек и парков, не ездите по тротуарам: это небезопасно и для вас, и для пешеходов.
  • Помните, что рано или поздно придется выезжать на проезжую часть. Не бойтесь этого и старайтесь выбирать второстепенные дороги. В выборе хороших веломаршрутов здорово помогает соответствующая функция «Яндекс.Карт».

Что еще почитать:

Бумага
Авторы: Бумага
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.