11 января 2018

«Люди всегда были товаром, просто не хотели в этом признаваться»: философ Гинтаутас Мажейкис — о знакомствах в «Тиндере», популярных сериалах и «культуре бесстыдства»

Почему приложения для знакомств — это «секс-убер», где пользователи выступают в роли товара, может ли современный человек жить без медиа и как бесстыдство стало новой нормой?

Гинтаутас Мажейкис, доктор философских наук и профессор кафедры философии и социальной критики литовского Университета Витаутаса Великого, рассказал «Бумаге» о новых средствах пропаганды в медиа и о том, чем «цифровое» поколение отличается от предыдущего.

Гинтаутас Мажейкис

Почему нельзя избавиться от влияния медиа и как с ними конкурирует реальность

Проблема влияния медиа — например, радио, телевидения, газет — обсуждалась в течение всего XX века. Общество всё время думало о том, каким образом с этим можно бороться. Например, в принципе не читать газет. Или не смотреть телевизор. Ги Дебор, написавший книгу «Общество спектакля» в 1967 году, говорит о том, что влияние медиа можно преодолевать — я же сейчас думаю, что это невозможно. Кто-то считает, что можно выдернуть интернет-кабель или отключить сотовую связь, но медийное пространство становится всё более интенсивным. Медиа поглощают любую сферу, любую обстановку. И появляется два варианта [комфортного сосуществования с медиа].

Первый: создавать достойные альтернативные движения, газеты, сайты. Обязательно участвовать в нескольких медийных потоках. Это та ситуация, в которой человек может чувствовать себя более или менее свободно, поскольку он совершает выбор.

Второй: с умом устраивать свою телесную жизнь. Телесное событие имеет превосходство перед цифровым: рукопожатие намного приятнее, чем лайки в Facebook. В социальных сетях общение может сопровождаться хорошей музыкой или видео — другим контекстом, который намного выше духовно, чем простое рукопожатие. Поэтому для того, чтобы насытить нашу социальную жизнь, нам и при личной встрече стоит включить музыку, чтобы конкурировать с медийным пространством.

Фото: сериал «Черное зеркало» (Black Mirror)

Откуда у «цифрового» поколения потребность в сериалах и как это влияет на чтение

Каждый сериал погружает зрителя в удобное внутреннее пространство, в котором он начинает ощущать себя лучше. Эти сериалы еще не интерактивны (некоторые уже да — например, в сериале «Мозаика» Содерберга зритель может влиять на сюжет через приложение — прим. «Бумаги»), но создают интерактивные площадки для обсуждения. Кроме того, сюжеты сериалов могут послужить поводом для создания компьютерных игр.

Конечно, все эти сериалы не в помощь чтению. Я и мои коллеги проводили опыты, посвященные тому, как исчезает наше воображение. Когда мы читаем любой роман, мы его видим, переживаем — как бы виртуально. У нового «цифрового» поколения, вырастающего на компьютерных играх и сериалах, хуже развит этот тип воображения. Такие люди очень быстро ориентируются в интернете, но не видят, не воображают того, о чем читают. Отсюда радость свободы в сериалах.

Бабушки могут быть свободными, читая романы, а их внуки не в состоянии ощутить это. Им нужен совсем другой формат. Из-за этого полностью меняется система потребления.

Хочу подчеркнуть, что не считаю, будто что-то лучше или хуже. И, в принципе, вижу в этом положительную сторону: если люди не понимают друг друга, но признают разнообразие — это разный, несопоставимый опыт. Философия и другие науки высказывали мнение о том, что наше мышление чисто логическое. Тем не менее оказалось, что визуальное мышление не просто иллюстративно — оно автономно. Пример: фильмы Тарковского, Линча и многих других независимых режиссеров.

Однако существуют такие сложные синтетические решения, как, например, клипы. Чеслав Милош когда-то говорил, что наша свобода — всегда во внутреннем пространстве. Например, если мы пишем стихи и думаем стихами, то мы намного более свободны, чем если бы существовали строго телесным образом. Духовная сфера — развитие свободного пространства. Визуальность и музыка тоже развивают собственное пространство.

Почему пользователи «Тиндера» — это товар и как приложения для свиданий изменят семьи

Люди всегда были товаром, просто не хотели в этом признаваться. Маркс говорил о том, что каждый рабочий — это товар для капиталиста — и рабочий не хотел в этом себе признаваться.

Все эти приложения для бесед и поиска сексуальных партнеров — это как «секс-убер». Каждый из нас может быть таксистом или клиентом. Поиски партнера происходят на том же уровне: мы выступаем в роли сутенеров, которые продают сами себя.

От этого не исчезает потребность в развитии духовного мира. Секс — отдельно, духовная жизнь — отдельно. Взаимоотношения становятся всё более конфликтными. Всё это может привести к очень сильному изменению института семьи. С одной стороны, консервативные семьи — муж, жена и два ребенка — станут еще более консервативными, чтобы противостоять блуду мира. Я уверен, что даже появятся целые сообщества таких семей: поселения или городки.

С другой стороны, возникнут всевозможные новые формы семьи — например, «свободная» семья: когда муж и жена живут вместе, но позволяют друг другу искать сексуальное удовольствие на стороне. Или семья, в которой у одной женщины несколько мужей. Не потому, что она не хотела бы жить с одним, а потому, что один сидит в тюрьме, другой — летчик дальних рейсов, третий в поездках по бизнес-делам.

Фото: сериал «Черное зеркало» (Black Mirror)

Что такое «культура бесстыдства» и как с ней связаны рэп-баттлы

Я с удовольствием смотрел сериал «Бесстыжие» (Shameless — американская адаптация одноименного британского сериала, премьера первой серии прошла в 2011 году; главные герои — отец-алкоголик и его шестеро детей — прим. «Бумаги»). Там есть интересный момент: развитие идеи бесстыдства, но отсутствие греха. Жесткая религиозная вертикаль греха, исповедания и покаяния отсутствует. Я думаю, сообщество, в котором сохраняется понятие греха в самом жестком виде, будет постепенно отделяться от того, в котором нет этого понятия. Естественно, что бесстыдство удобно для современного товарообращения. Грех отойдет в религию, откуда и пришел, и в экзистенциальную сферу: писатели и поэты будут продолжать мыслить понятиями греха и грешников.

Это довольно опасная ситуация, я бы сказал. Например, мы не поймем советских диссидентов. Они думали о том, насколько важно предать или не предать товарища: мир бесстыдства предает друзей постоянно. Это чисто коммерческое предложение.

Жестокость появляется от того, что мы как будто играем в игру, которую можем обратить вспять: никакого греха не существует, не нужно каяться. Мы так поступаем не потому, что это наш экзистенциальный выбор или мы людоеды, — нам просто интересно попробовать. Жестокость определяется степенью выгоды: мы отключаем ее, если власть будет нас преследовать за это.

Я бы отнес [рэп-баттлы] именно к культуре бесстыдства: «Давайте побьем друг друга, потому что всем приятно». Кстати, у нее есть некоторые положительные стороны. Это позволяет развиваться так называемым горизонтальным социальным формам. Например, если кто-то скажет женщине, что стыдно одной растить детей и нужно найти мужа, бесстыдство дает ей храбрость растить детей в одиночку. Таким образом, культура бесстыдства очень важна для развития социальных отношений. Благодаря ей мы признаем новые и новые социальные формы: семьи, культурного поведения, быта, одежды.

Но вместе с грехом и исповедью может исчезнуть и мера — например, мера, с которой мы оскорбляем друг друга. И если на рэп-баттлах одни рэперы будут соблюдать эту границу, то другие могут ее преступить во имя популярности. Их могут остановить — но это будет внешняя сила, а не внутренние убеждения. В этом и заключается проблема: бесстыдство не способно самостоятельно остановиться. Трансгрессивность бесстыдства безгранична. Кроме внешнего контроля ее может остановить только внутренняя вертикаль, неважно какая: православная, буддистская, мусульманская, экзистенциальная, философская, диссидентская.

Фото: сериал «Черное зеркало» (Black Mirror)

Как пропаганда превратилась в игру и почему ЛГБТ могут стать гомофобами

Сегодняшние [идеологические] фото- и видеосюжеты [больше не вызывают доверия у потребителей]. Возможности фотошопа развиваются настолько, что даже очень хорошим экспертам бывает трудно отличить подделку от действительности. Шестнадцатилетние потребители, выросшие в цифровом пространстве и занимающиеся монтажом, не поверят ни одному идеологическому сообщению: этого уже недостаточно. Для того чтобы поверить любому визуальному сообщению, должно быть много альтернативных источников.

Обычно пропаганду оценивают негативно. Я изучаю ее очень давно, и у меня другое отношение к этому. Иногда пропаганда бывает очень позитивной — например, когда нужно мобилизовать человеческие ресурсы для работы над большим проектом. Трудно вообразить, какими еще информационными ресурсами, кроме пропаганды, мы можем мобилизовать людей. Пусть на митинг — позиционный или оппозиционный, за власть имеющих или за оппозицию — неважно. Мы желаем убедить людей, которые находятся вне нашего круга. Этот ресурс очень важен, и к нему, естественно, нужно относиться критически и думать о последствиях этого убеждения.

Люди постарше достаточно легко поддаются [манипуляциям]. Существует огромная разница между поколениями. Это не просто конфликт поколений — это конфликт опыта, мироощущения и доверия. Если люди старшего возраста будут идти за пропагандой, то молодежь сразу начнет дробиться [по степени доверия]. Люди, которые понимают, как это сделано, относятся к этому не как к истине, а как к игре. Неважно, что это ложь: мы играем в это, как в компьютерную игру, и задавим нашего противника. И тогда появляется массовый макиавеллизм (пренебрежение нормами морали ради политических целей — прим. «Бумаги»). Не на уровне Макиавелли-политика, интеллектуала, который начитался книг и знает, как разыграть соперника, нет. Речь идет о намного более низком уровне обмана — на уровне масс. Масса согласна быть обманутой и согласна обманывать. Поэтому одна группа будет верить пропаганде как истине, а другая пойдет на это как на игру. Просто потому, что это интересно и они хотят выиграть.

Пример: различные идеологические молодежные группы. Например, антисемитские. «Мы знаем, что аргумент о том, что евреи убили Христа, — ложный, но нам всё равно интересно разыграть эту сцену». Так рождается игровой антисемитизм. Или мы будем делать расистские заявления не потому, что считаем кого-то хуже нас, но потому, что сегодня хотим кого-то обидеть.

С гомофобией то же самое. Существует множество скрытых геев и лесби, которые никому не признались [в своей ориентации]. Они с удовольствием пользуются современными средствами коммуникации в виде приложений, где могут найти себе партнеров и друзей, но никогда не признаются в этом. И будут участвовать в мероприятиях против [ЛГБТ-сообщества] и организовывать всяческие гадости. А вечером — встречаться и любить друг друга.

Фото: сериал «Черное зеркало» (Black Mirror)

К чему приведет цензура в соцсетях и можно ли остановить пиратство

Долгое время было принято рассматривать социальные сети как публичные пространства. Но это частная собственность корпораций, и они имеют право регулировать контент. В последнее время регуляция становится всё более жесткой. Если сначала речь шла о [запрете] детской порнографии, то теперь — об информационных сообщениях и свободе совести. К чему это приведет? К созданию всё новых и новых соцсетей.

Остановить развитие медиа, как я говорил, пока невозможно: ни одна власть и ни одно государство не в состоянии сделать это. Оно может только замедлить процесс.

Люди, которым сейчас 16–17 лет, создадут новые цифровые пространства за десять минут и свободно преодолеют все границы. Как только власть придумывает способ запретить, например, наготу, этот контент немедленно обнаруживается в другом месте.

Некоторое время Евросоюз вел тотальную борьбу с интернет-пиратством. Сейчас требования каждый раз уменьшаются. Почему? Потому что пираты сильнее. Они более изобретательны и даже иногда более образованны в правовом смысле, нежели те, кто на них давит.

Ева Реген
Авторы: Ева Реген
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь на «Бумагу» там, где вам удобно
Все тексты
Четвертая волна коронавируса
В России зарегистрировали первые случаи заражения омикрон-штаммом
Вижу новости, что Петербург в лидерах по коллективному иммунитету к COVID-19. Это правда?
Росстат: в октябре скончалось 2565 петербуржцев с коронавирусом. В отличие от всей России это не максимум
Смольный: более 80 % госпитализированных в Петербурге старше 60 лет
За последний год в России умерли 2,4 миллиона человек. Это худший показатель смертности со времен войны
Новый год — 2022
В «РЖД» объявили новогоднюю распродажу. Билет на «Сапсан» в Петербург будет стоить 2022 рубля
На Новой Голландии каждую зиму работают фигуристы в костюмах. В этом сезоне они нарядились в виде диско-шаров 🥳
В Петербурге запустили почту Деда Мороза — письмо можно отправить в Великий Устюг. Как это работает?
12-метровая горка, карусель и маркет. Как этой зимой выглядит двор «Никольских рядов»
В Ленобласти можно бесплатно заготовить новогоднюю елку. Рассказываем как
Как меняется Петербург
В Ломоносове появилось новое общественное пространство — на месте бывшего пустыря
В саду Дружбы закончились работы по благоустройству. Показываем, как изменилось общественное пространство
Ради строительства Большого Смоленского моста хотят снести восемь исторических домов. Что это за здания?
Смольный может построить велодорожку из Лахты до Смолячкова. На «технико-экономическое обоснование» проекта выделили 11 млн рублей
Новый мост через Неву свяжет два берега Невского и Красногвардейского районов. Что известно о разводной переправе и как она может выглядеть
Вакцинация от коронавируса
Вижу новости, что Петербург в лидерах по коллективному иммунитету к COVID-19. Это правда?
В Петербурге задержали четырех человек, организовавших бизнес по продаже поддельных QR-кодов. Позднее прокуратура отменила возбуждение уголовного дела
В Петербург поступила новая партия вакцины «Спутник V» — более 100 тысяч доз
Что известно про новый штамм коронавируса B.1.1.529? Насколько он опасен и заражен ли им кто-то в России?
В общественном транспорте Петербурга не будут вводить QR-коды. А что насчет такси?
Коллеги «Бумаги»
Обвинительные клоны
Непрофессиональное заболевание
Как читать новости о ковиде?
Научпоп
В России вручили премию «За верность науке». Лучшим научно-просветительским проектом года стал Science Slam 🙌
Мы заполнили два вагона поезда Москва — Петербург молодыми учеными. Что было дальше?
«Мир знаний» — ежегодный фестиваль научного кино. Как он изменился и что покажут в этот раз
Фестиваль научных и исследовательских фильмов «Мир знаний» проведут в Петербурге с 1 по 6 декабря. Тема этого года — космос
Почему у облаков в Петербурге бывают ровные края? Мы узнали у популяризатора астрономии и синоптика. Обновлено
Подкасты «Бумаги»
Можно ли воскресить динозавров и мамонтов? Обсуждаем с учеными, зачем восстанавливать древних животных и что с ними стало бы сегодня
Мы всегда онлайн! Не пора отдохнуть от интернета? В этом подкасте обсуждаем зависимость от соцсетей и диджитал-детокс
Как большие данные изменили науку? В этом подкасте слушайте, что можно узнать о соцсетях, дружбе и неравенстве благодаря big data
Как понять, что вы живете в гетто? Слушайте лекцию о том, почему происходит сегрегация в городах
Зимовка в теплой стране — это дорого и сложно? А что с границами? В этом подкасте планируем побег от холодов
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.