Партнерский материал

Школьники петербургского лицея — об интернет-зависимости, робототехнике и переезде из Москвы

5 сентября 2017

В партнерском материале с «Газпром нефтью» «Бумага» публикует истории учеников профильного нефтегазового класса, который раз в два года набирает лицей № 82.

Что подростки говорят о зависимости от гаджетов и какие телеграм-каналы читают, почему в школе сложно выбрать будущую профессию и как можно совмещать физику, модельную школу и хореографию — в рассказах пятнадцати- и шестнадцатилетних учеников.

Глеб

16 лет

Фото: Юрий Гольденштейн

— Я из Москвы. Из-за работы мама переехала сюда. Один год я жил с бабушкой в Москве и продолжал учиться там, а в 2017-м решил перебраться в Петербург. Плюс Питер в целом славится отличным образованием, особенно его лицеи. Тут я смогу еще хорошо подтянуться к ЕГЭ.

Мне этот город нравится больше. Погода, конечно, хромает, но в хорошей одежде, в принципе, нормально. К чему-то бывает трудно привыкнуть: те же «подъезд» и «парадная» — это немного неудобно. Постоянно исправляюсь. И здесь просто новое окружение — приходится заново знакомиться со всеми, налаживать мосты.

Но нужно будет как-то вертеться и всё успевать, в том числе ездить в Москву, потому что там все-таки живут родственники. А так как я учусь по субботам, придется ездить только на полдня.

Практически с самого детства я интересуюсь математикой. Возможно, для меня в этом есть какой-то потенциал. В прошлом году, когда мы сдавали ОГЭ (основной государственный экзамен в 9-м классе — прим. «Бумаги»), я решил так: раз не знаю точно, на кого пойду, то возьму предметы, которые хочу подтянуть. И взял географию и физику. Поэтому с прошлого года я заинтересовался физикой, стал ее понимать. Даже научился как-то более нестандартно мыслить: в течение лета смог решить несколько нетипичных задач по физике и математике.

Хотя на самом деле мне нравятся социология и маркетинг. Психология тоже, по ней я читаю какие-то статьи любопытные. Кроме того, меня интересует литература, которая изучается в разных спецшколах — скажем, в спецшколе ФСБ, — про манипуляции, про общение. Интернет очень помогает в этом плане: там можно найти невероятно много всего в открытом доступе, те же методички.

К новостям я отношусь очень скептически. Если и читаю что-то подобное, то, наверное, в «Телеграме» или — очень редко — во «ВКонтакте». Хотя там я больше смотрю что-то повседневное, разгрузочное.

Новости, политика — сейчас всё ушло в «Телеграм». «Незыгарь», Kremlin всякие. Политикой я не сильно интересуюсь — просто смотрю, чтобы быть в курсе дела. Например, когда принимаются какие-то новые законы, которые затрагивают лично меня и мою семью. А в остальном я читаю что-то по психологии или блоги скорее развлекательные.

Дарья и Анна

15 лет

Дарья: В детстве я хотела быть врачом, но как-то так получилось, что передумала и поняла, что это не мое. Потом мы с ребятами наткнулись на конкурс «Умножая таланты», поучаствовали — и я поняла, что мне интересно работать именно в этой сфере. В целом ничего необычного.

Я думаю или поработать по специальностям, которые предлагает «Газпром нефть», или пойти на биоинженерию. Она скоро станет очень востребованной профессией, потому что это прорыв человечества в медицине. Людям сложно жить даже с современными протезами, и в будущем мне хочется сделать так, чтобы им ничего не мешало. Люди [c инвалидностью] не должны считаться какими-то особенными.

Сегодня многие не могут прожить без интернета. Пара человек у нас в классе постоянно ходит, слушая музыку в наушниках, причем им обязательно нужно, чтобы был хороший звук, качественный. Мы и правда во многом зависимы от интернета, но я считаю, наше поколение уже не сможет обойтись без компьютеров, смартфонов — это часть жизни.

Анна: Я увлекалась разным, но в итоге мне понравились химия и физика. Я решила, что эти предметы смогут направить меня в нужное русло, помогут поступить в институт.

Мне бы хотелось необычную и узкопрофильную профессию, чтобы работодатели сами искали меня. Я изначально хотела заниматься нанотехнологиями, меня это привлекало, и сейчас тоже хотела бы работать в этой сфере, но чтобы ее дополнило что-то еще.

Александр

16 лет

— Я переехал в Петербург из Соснового Бора, искал себе школу и случайно увидел, что в лицее № 82 есть профильный класс. Я подумал: почему бы и нет?

Мне интересны физика, химия, математика, геометрия — всё это перспективно. Без программирования сейчас тоже никуда: это определенно наше будущее, и я хотел бы в этом участвовать, быть в авангарде.

В школе определиться с тем, чем хочешь заниматься, вообще нелегко. Не хватает знаний, интересов, опыта. Хотелось бы всё и сразу, но так не получается. Ты читаешь все интернет-ресурсы, которые специально заточены под определенную тематику, какие-то технические блоги, сайты вузов. Всё это собирается — и создается ощущение, что это именно то, чего ты хочешь. Ты видишь свое направление. И здесь помогает все-таки скорее не телевизор, а именно интернет.

Мне интересна робототехника, автоматизация процессов, искусственный интеллект. Ведь всё, что сейчас делают люди, может делать программа. Самый банальный пример для робототехники — это завод по производству машин: там стоит конвейер и людской труд спокойно заменяется машинным. Соответственно, освобождается больше времени под креатив людей, потому что они могут заниматься не физическим трудом, а умственным.

Я, скорее всего, буду поступать в Горный, во-первых, потому что это Санкт-Петербург, а здесь моя семья, мои братья. Я не хочу никуда далеко поступать, чтобы видеться с ними раз в год. Во-вторых, Горный — это один из ведущих университетов.

Валерия

15 лет

— Я поступила сюда случайно: увидела в социальной сети запись о том, что набирают детей в специализированный класс. Позвонила маме, спросила, можно ли. Мама была не против.

Классом очень довольна: очень радушные и веселые ребята. При этом все спокойные и очень серьезные.

Позади у меня три школы: модельная, хореографическая и общеобразовательная, всего девять классов, после чего я ушла сюда. Всё это очень разные навыки, которые я смогу совместить.

В принципе, учась в трех школах, закончить общеобразовательную без троек вполне легко. Не то чтобы я ходила на расслабоне, но немного труда — и всё пойдет на лад. Хотя 9-й класс был довольно сложным, потому что я училась в модельной школе и, к сожалению, из-за нее начала пропускать обычную. Сейчас у меня будет только одна школа, поэтому останется больше времени на какие-то разработки.

Я увлекаюсь нанотехнологиями, физикой, химией, математикой. Раньше кого-то было легко удивить — сейчас это почти нереально, потому что люди повидали очень много. То есть мне нужно прыгнуть выше головы, чтобы меня увидели.

Я хочу поступить в ЛЭТИ или Горный. Планирую подавать документы в Университет имени Баумана в Москве и Московский государственный педагогический университет.

Татьяна Згибай

Директриса лицея № 82

— Пять лет назад мы получили госзадание создать в лицее профильные классы. В стране возникла проблема нехватки инженерных кадров, поэтому все лицеи города начали возрождать техническое направление.

Во время первого набора было 50 желающих поступить в профильный класс «Газпром нефти», из которых мы отобрали только 25. Среди них оказалось много ребят из гуманитарных школ, поэтому мы изменили план и во второй половине дня дополнительно давали много физики и химии. Преподаватели и эксперты научно-технического центра «Газпром нефти» читали профильные курсы: например, геологоразведку, математическое моделирование. Таким образом, 37 часов в неделю ученики изучали предметы общеобразовательной школы по лицейскому направлению, и 6 часов мы выделили именно для изучения этой [нефтегазовой] отрасли.

Для 9-го, 10-го, 11-го классов любая школа через факультативы и какую-то другую деятельность делает образовательный процесс более профориентированным. Но глубокое погружение в предметы возможно только во второй половине дня. Раньше все просто ходили в университеты на подготовительные курсы, а сейчас у нас всё здесь.

Лучшим ученикам по рейтингу предлагают целевое поступление — в СПбГУ, Политех, Горный и Университет нефти и газа имени Губкина в Москве. Все наши дети из предыдущего класса поступили [в вузы]. Среди них были и те, кто поступил на журфак, экономический факультет, а был мальчик, который очень хотел в этот класс, но при этом всегда мечтал летать — и поступил в Академию гражданской авиации.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.