16 декабря 2014

Фрэнсис Бэкон в Главном штабе: как Эрмитаж начал делать выставки для людей

В Главном штабе Эрмитажа продолжается «бархатный сезон»: после масштабной выставки дадаизма и сюрреализма в предназначенные для современного искусства залы привезли из Великобритании работы знаменитого экспрессиониста Фрэнсиса Бэкона.
«Бумага» рассказывает, как совместная работа с британскими музейщиками вывела Главный штаб на новый уровень и чем, кроме уникальной возможности увидеть крупнейшего британского экспрессиониста своими глазами, ценна новая эрмитажная выставка.
Фотография Джона Минихэна
Один из знаменитейших британских художников ХХ века Фрэнсис Бэкон (потомок основателя эмпиризма Фрэнсиса Бекона, 1561–1626) — фигура мирового масштаба, уже давно вышедшая за пределы только искусства. Такие вещи Бэкона, как «Кричащие папы», давно стали частью массовой культуры, проблематикой работ художника занимался, к примеру, французский постструктуралист Жиль Делез, а сами полотна уже многие годы являются объектами вожделения коллекционеров со всего света.
Сейчас Фрэнсис Бэкон — признанный художник и автор нескольких картин, которые входят в число самых дорогих в мире. Однако долгое время неуверенный в себе, не получивший художественного образования Бэкон сомневался в выбранном роде деятельности и своем будущем. Из ранних работ художника сохранились единицы, многие Бэкон собственноручно уничтожал. Среди выставленных в Главном штабе работ, например, — небольшой автопортрет художника, на котором вырезан кусок холста как раз в том месте, где размещалось лицо.
Так сильно повлиявшее на личность художника отсутствие специализированных знаний определило и вектор его творчества: выработав свой уникальный художественный язык, Бэкон активно цитировал классиков истории искусств, таких как Караваджо, Рембрандт, Ван Гог, Веласкес. Опираясь на уже выстроенные кем-то когда-то сюжеты, художник разрабатывал собственную магистральную тему человеческой телесности. Мир Бэкона — деформированная, болезненная реальность, в которой доминируют страх и даже ужас. В то же время все портретируемые художника (с натуры он, кстати, никогда не писал — использовал вместо модели фотографии) исправно отмечали сходство, которое автору удавалось уловить прежде всего в их характерах.
Фотография Сесил Битон
Помимо того, что выставка «Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого» — уникальная для петербуржцев возможность увидеть отличное собрание работ художника из Центра изобразительных искусств Сейнсбери, это еще и первая исследовательская выставка Главного штаба, выполненная на неведомом прежде уровне. В отличие от той же «Дада и сюрреализм», что работает в соседних залах, где экспонаты из израильских коллекций расставлены разве что не по принципу игровых костей: куда упало, там и лежит — экспозиция Бэкона стала одним из первых примеров грамотной выставки современных художников, не просто показывающей, но еще и объясняющей.
Экспонаты в залах выставки — это не только работы самого Бэкона, но и ключевые для его творчества произведения. В зале с двумя картинами художника, посвященными Ван Гогу, вывешены и полотна самого нидерландского постимпрессиониста. В Петербург привезли несколько эскизов к «Кричащему папе»; тут же не только сам Веласкес и его портрет папы Иннокентия Х, но и распечатка кадра кричащей на Потемкинской лестнице в Одессе няни из фильма Сергея Эйзенштейна; а также книжка о заболеваниях полости рта, которая так занимала воображение Бэкона во время работы над сюжетом.
На выставке много вещей из мастерской художника, располагавшейся при его жизни на Рис-Мьюз, преимущественно каталоги старых мастеров. Но одна из сильнейших сторон экспозиции — это коллекция самого Эрмитажа, которую наконец заставили работать, как деньги в банке: из музея в Главный штаб перенесли «Скорчившегося мальчика», вместе со скульптурой выставили египетское искусство и образцы греко-римской пластики, влияние которых на работы тут же представленного Бэкона мгновенно становится неоспоримым.
Фотография Джона Минихэна
Выставка, организованная именно таким образом, встраивает современное искусство в общекультурный контекст и позволяет читать экспозицию как учебник по истории искусств, соединяя, как в названии самого проекта в Главном штабе, Бэкона и наследие прошлого. В кураторах выставки значатся доктор Тьерри Морель из Великобритании и старший научный сотрудник Отдела истории изобразительного искусств Эрмитажа Елизавета Ренне. Неизвестно, кто на кого так благотворно повлиял: британские искусствоведы на отечественных, коллекция Эрмитажа — на английских исследователей — цепочка причин и следствий не столь принципиальна. Важно лишь, что выставка Фрэнсиса Бэкона вывела Главный штаб на новый уровень и верный путь. Правда, теперь, помимо растиражированного петербургского консерватизма, на пути музея к современным европейским стандартам кураторства довольно много экономических преград, чтобы рассчитывать на столь же впечатляющее продолжение работы.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Свободу Саше Скочиленко
Саше Скочиленко, арестованной по делу о «фейках» про российскую армию, срочно нужно обследование сердца
«На прошлой неделе Саше принесли чай с тараканом». Адвокат Саши Скочиленко — об ухудшении ее здоровья и об условиях в СИЗО
«Боль в животе, тошнота, рвота, диарея — каждый день». Последнее слово Саши Скочиленко из суда, где отклонили жалобу на ее заключение в СИЗО
«Я сяду и, скорее всего, умру в колонии за свободу слова». Главное из интервью Саши Скочиленко «Север.Реалиям»
«Нас вроде и меньшинство, но адекватные мы». Курьер, психолог и бариста с антивоенной позицией — о своем будущем в России
Военные действия России в Украине
«Не можете найти стабильную и надежную работу? Тогда вам к нам». Как и зачем Петербург и Ленобласть создают именные подразделения для войны в Украине
Восстанавливать Мариуполь будут компании, связанные с Петербургом. Владельцы одной из них арестованы по делу о растрате
Сотрудников «Силовых машин» в Петербурге отправляют на сборы. Они будут ремонтировать военную технику
В Крыму произошло несколько взрывов. Один человек погиб, среди пострадавших — ребенок
Компания-застройщик в Петербурге отказалась от названия «Миръ». Это слово «приобрело дополнительные значения»
Экономический кризис — 2022
«Ночлежка» рассказала, что потеряла 12 % частных пожертвований в начале войны. Но ситуацию удалось стабилизировать 🙌
«Пока сможем работать, мы будем работать». «Ночлежка» — о том, как помогает бездомным во время войны и что будет дальше
На Петроградской стороне снова заработали магазины COS и &Other Stories. Показываем фото
Как в Петербурге показывают голливудские новинки, если студии ушли из России? Откуда у кинотеатров копии «Тора» и «Миньонов»? Разбор «Бумаги»
Психотерапевт, образование, рестораны — на чем еще экономят читатели «Бумаги»? Результаты исследования
Давление на свободу слова
В Петербурге отменили лекцию популяризатора науки Аси Казанцевой, которая выступает против войны в Украине. Обновлено
В Петербурге заблокировали группы о яой-манге — из-за отсутствия пометки «18+» и проверки на возраст
«Медуза» рассказала, какие методички по освещению войны получили пропагандистские СМИ от Кремля
Как наказывают за протест в России-2022? Объясняем, что вам грозит за пост, общение в чате, пикет или стрит-арт
«Мы», обесценивание и высмеивание — как пропаганда влияет на язык и эмоции? Отвечает социолингвист
Хорошие новости
«Скучно стало, и поехал спонтанно». Житель Мурина второй месяц едет на самокате из Петербурга во Владивосток
Памятник конке на Васильевском острове превратили в арт-кафе. Показываем фото
В Петербурге запустили портал с информацией обо всех водных маршрутах 🚢
На Васильевском острове откроется кафе «Добродомик». Там будет работать «кабинет решения проблем»
В DiDi Gallery откроют выставку Саши Браулова «Архитектура уходящего». Зрителям покажут его вышивки с авангардной архитектурой
Подкасты «Бумаги»
Откуда берутся страхи и как перестать бояться неопределенности? Психотерапевтический выпуск
Как работают дата-центры: придумываем надежный и экологичный механизм обработки данных
Идеальная система рекомендаций: придумываем алгоритмы, которые помогут нам жить без конфликтов и ненужной рекламы
Придумываем профессии будущего: от облачного блогера до экскурсовода по космосу
Цифровое равенство: придумываем международный язык, развиваем медиаграмотность и делаем интернет бесплатным
Деятели искусства рекомендуют
«В Петербурге нет ни одного спектакля, где столько крутых мальчиков-артистов». Актриса МДТ Анна Завтур — о «Бесах» в Городском театре
«Верните мне мой 2007-й». Актер театра Fulcro Никита Гольдман-Кох — о любимых спектаклях в БДТ
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.