10 ноября 2017

Участвовать в молодежных гонках «Формулы» с 15 лет и первым из россиян поступить в престижную академию Ferrari

Петербуржец Роберт Шварцман с раннего детства участвовал в международных гонках на картах, а в 15 лет стал пилотом молодежных соревнований «Формулы». Когда ему исполнилось 18, он первым из россиян вступил в молодежную программу академии Ferrari, в которой готовят гонщиков к «Формуле-1».

Роберт рассказал «Бумаге», что чувствуешь на трассе Монте-Карло, где все едут на скорости более 200 км/ч, почему не стоит бояться аварий на «Формуле» и зачем жертвовать школой ради спортивной карьеры.

Фото из личного архива Роберта Шварцмана

Идея

С самого раннего детства я увлекался машинами. Как рассказывают родители, играл только в них. В том числе из-за этого меня впервые посадили в карт (простейший гоночный автомобиль без кузова — прим. «Бумаги»), когда мне было четыре года. Я покатался на легкой детской трассе, и мне это очень понравилось. Несколько раз меня отводили на картинг — и я просил еще.

Серьезно начал заниматься картингом примерно с шести лет. Помню, папа тогда спросил меня, хочу ли я стать пилотом «Формулы-1». Конечно, я ответил «да». Тогда же у меня начались серьезные тренировки, появились учителя, и я тратил на это большую часть свободного времени.

Наверное, с этого самого возраста у меня и появилась мечта и цель стать профессиональным гонщиком, попасть в «Формулу-1». Я понимал, что у меня есть такие возможности (отец Роберта Михаил Шварцман — совладелец петербургской сети цветочных магазинов «Цветоптторг» — прим. «Бумаги»), и хотел их реализовать.

Роберт на «Формуле-2», 2016 год

Эта мечта со мной до сих пор. Как я уже сейчас понимаю, именно она давала мне силы постоянно работать над собой, бороться с ошибками. Для меня попасть на «Формулу-1» — это доказать себе, что я могу участвовать в «королеве автогонок» и управлять самой быстрой машиной в мире.

Конечно, для того, чтобы попасть туда, нужно много побеждать, всегда показывать высокую скорость, привлекать к себе внимание. Недавно я приблизился к осуществлению этой мечты: меня пригласили в молодежную программу академии Ferrari, где гонщиков целенаправленно тренируют для «Формулы-1».

Тренировки

Как я уже сказал, серьезные тренировки начались в шесть лет. Родители специально возили меня в Финляндию на детские гонки, где я занимал какие-то места. Вскоре стало ясно, что дальше, если мы хотим этим заниматься, нужно ехать в Италию — страну, где наиболее развиты картинговые гонки. В итоге я смог закончить в России только начальную школу, а потом меня отдали в школу в регионе Фриули. Доучившись до седьмого класса, я перешел на экстернат, потому что не мог совмещать учебу с тренировками.

Занимался практически каждый день. Пришлось жертвовать ради этого не только школой, но и более важным — общением со школьными друзьями.

В моменты, когда вдобавок ко всему мне не везло с результатами гонок, были мысли об уходе: бросить всё, закончить нормально школу, заняться каким-нибудь бизнесом. Но, слава богу, я остался — продолжал заниматься, и, видимо, это дало какие-то плоды.

Я понимал, что если заброшу гонки, уже никогда не буду получать того же удовольствия, как от побед на трассах и вождения на большой скорости. Возможно, каким-нибудь бизнесом заниматься тоже весело, но это не сравнится с гонками.

Помню, как ехал [по трассе] на кубке мира Final Cup — наиболее престижных картинговых соревнованиях. Это был мой последний год в картинге, затем я перешел в профессиональные гонки. Уже не думал, что смогу победить, так как стартовал восьмым и с трудом пробирался к финишу. Но в итоге — и это было неожиданностью для меня — пришел первым. Тогда я понял, что могу побеждать.

За время картинга я успел стать лучшим в [международном картинговом турнире] WSK Final Cup — 2013 и бронзовым призером чемпионата мира CIK-FIA в [молодежном] классе KF-Junior.

Гонки

Благодаря большому количеству гонок и тренировок опыт у меня стал набираться очень быстро, и в 15 лет мне удалось перейти на юниорские «Формулы». Это совершенно другая школа, другие эмоции и затраты энергии. Здесь я работаю уже чисто на победу.

Гонки, скорость — это непередаваемые ощущения: сначала ты спокоен, обговариваешь с механиком стратегию, смотришь видео с предыдущих заездов, выстраиваешь у себя в голове план. Только на старте, возможно, чувствуешь небольшое волнение, но потом берешь себя в руки и едешь. А потом побеждаешь. Главное, не нервничать. Ты просто знаешь, что делать, — делаешь и выигрываешь.

5 км

длина трассы

25 минут + 1 круг

время одной гонки

303 км/ч

максимальная скорость

23

гонки за 2017 год

6

побед за 2017 год

2

аварии за 2017 год

Дебютировать на серьезных соревнованиях у меня получилось в 2014 году на двух этапах итальянской «Формулы-4» (гоночная серия на нижней ступени автоспортивной иерархии — прим. «Бумаги»). Там все были на порядок старше меня (средний возраст пилотов, выступающих на «Формуле-4», — 17–19 лет — прим. «Бумаги»), но я смог занять пятое место.

В 2015-м было сразу два чемпионата «Формулы-4»: итальянский и немецкий. В первом турнире занял четвертое место, во втором — третье. После этого мне удалось попасть в [российскую программу развития автоспорта] SMP Racing. Таким образом получилось снизить затраты моей семьи на гонки (по словам отца Роберта, в год он тратил на гонки сына 150–200 тысяч евро — прим. «Бумаги»).

Уже в 2016 году я перешел в «Формулу-2» (гоночная серия, созданная для подготовки пилотов к «Формуле-1» — прим. «Бумаги»). Там у меня было несколько абсолютных побед на трассах, но на чемпионате я занял шестое место.

На сезон 2017 года я шел за результатом. Все предыдущие сезоны, как я считаю, были для меня подготовительными, «раскатывающими»: я учился, набирался опыта, понимал, как всё работает. У меня получилось подготовиться, я привык к машине, привык к команде и выдал показатели на голову выше предыдущих: первую гонку выиграл, во второй совершил небольшую ошибку. Но уже за три этапа до конца сезона гарантировал себе место в первой пятерке.

Наверное, из-за этого мной и заинтересовались в академии Ferrari. В конце сезона совместно с SMP Racing мы подписали контракт.

В этом сезоне запомнились многие гонки. Например, на трассе в Монте-Карло: хотя я и не сумел там выиграть, а пришел вторым, это всё равно очень въелось в память. Это городская трасса, нужно иметь определенный склад характера, чтобы ехать там быстро. То, что мы показали такой результат, — это круто. Очень приятно стоять на пьедестале «Формулы-1»: это место, куда поднимаются лучшие гонщики мира.

Академия Ferrari

Сейчас я снова переезжаю, теперь в Маранелло — для обучения в молодежной программе академии Ferrari. Тут постоянная физическая нагрузка, симуляторы гоночных машин, кемпы с другими участниками программы для общей подготовки. Грубо говоря, нас здесь целенаправленно развивают в определенных направлениях, чтобы мы могли показать высокий результат уже в первую гонку сезона. При этом я продолжу выступать под российским флагом.

Роберт после «Формулы-4», 2015 год

До сих пор не знаю, почему меня позвали в программу. Предполагаю, они увидели, что я достаточно быстрый пилот. Логичнее предположить, что мной заинтересовались именно в этом сезоне, когда я стал побеждать, но, может, это началось и с прошлого года.

Сейчас главное — заниматься. Пока о «Формуле-1» даже говорить рано. Есть задача показать хороший результат в младших «Формулах». Ведь всё зависит от моих показателей на гонках: чем лучше у меня будут результаты, тем быстрее я смогу попасть в «Формулу-1».

Риски

Как и в любом спорте, в гонках есть риски. Но лично я стараюсь об этом не думать. И никогда не настраиваю себя на то, что может быть плохо. Даже если авария и случается, нужно проехать, сделать свое дело и всё.

В принципе, машина «Формулы» максимально защищена от каких-либо повреждений. Корпус сделан так, что все остальные детали могут разлететься, но капсула пилота останется невредимой. Даже если и будет авария, за счет рамы у пилота могут быть максимум ушибы или переломы.

Роберт занял первое место на пятом этапе «Формулы-4», 2015 год

Опыт

Не уверен, что гонку можно описать словами. Всё происходит очень быстро, первые два-три поворота, может, остается какое-то напряжение, ты не осознаешь, что происходит, и делаешь всё на автомате. Потом волнение всё равно уходит, ты берешь и едешь, поддерживаешь стабильную скорость.

Во время гонки нельзя даже смотреть по сторонам, на болельщиков и команду, ты о них даже не можешь подумать: всё внимание сконцентрировано на дороге. После финиша — уже да, благодаришь всех и понимаешь, что они тебе помогли.

Конечно, я не один, кто этим горит. Сейчас гоночный спорт в России развивается всё больше и больше, есть много российских гонщиков, которые потенциально могут стать пилотами «Формулы-1». И это хорошо, что у нас появляется столько молодых и перспективных пилотов.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь на «Бумагу» там, где вам удобно
Все тексты
Четвертая волна коронавируса
За последний год в России умерли 2,4 миллиона человек. Это худший показатель смертности со времен войны
Оправдана ли паника из-за омикрон-штамма? Ирина Якутенко — о самом необычном варианте коронавируса
❗️ Роспотребнадзор ограничит срок действия ПЦР-теста 48 часами. Для приезжающих из стран, с которыми не возобновлено авиасообщение, введут двухнедельный карантин
Законы о QR-кодах в транспорте могут не успеть принять до Нового года, пишут «Ведомости». Предположительный срок — февраль
Спикер Госдумы открыл в телеграме комментарии под постом о QR-кодах — и получил больше 600 тысяч сообщений. О чем люди писали чаще всего?
Новый год — 2022
В Петербурге запустили почту Деда Мороза — письмо можно отправить в Великий Устюг. Как это работает?
12-метровая горка, карусель и маркет. Как этой зимой выглядит двор «Никольских рядов»
В Ленобласти можно бесплатно заготовить новогоднюю елку. Рассказываем как
В Петербурге запустили бота по поиску катков и лыжных трасс в каждом районе
Сколько потратят на украшение Петербурга к Новому году? А на главную ярмарку? Одна картинка
Как меняется Петербург
В Ломоносове появилось новое общественное пространство — на месте бывшего пустыря
В саду Дружбы закончились работы по благоустройству. Показываем, как изменилось общественное пространство
Ради строительства Большого Смоленского моста хотят снести восемь исторических домов. Что это за здания?
Смольный может построить велодорожку из Лахты до Смолячкова. На «технико-экономическое обоснование» проекта выделили 11 млн рублей
Новый мост через Неву свяжет два берега Невского и Красногвардейского районов. Что известно о разводной переправе и как она может выглядеть
Вакцинация от коронавируса
В Петербурге задержали четырех человек, организовавших бизнес по продаже поддельных QR-кодов. Позднее прокуратура отменила возбуждение уголовного дела
В Петербург поступила новая партия вакцины «Спутник V» — более 100 тысяч доз
Что известно про новый штамм коронавируса B.1.1.529? Насколько он опасен и заражен ли им кто-то в России?
В общественном транспорте Петербурга не будут вводить QR-коды. А что насчет такси?
В Ленобласти введут обязательную вакцинацию вслед за Петербургом. Рассказываем, кого она коснется
Коллеги «Бумаги»
Обвинительные клоны
Непрофессиональное заболевание
Как читать новости о ковиде?
Научпоп
В России вручили премию «За верность науке». Лучшим научно-просветительским проектом года стал Science Slam 🙌
Мы заполнили два вагона поезда Москва — Петербург молодыми учеными. Что было дальше?
«Мир знаний» — ежегодный фестиваль научного кино. Как он изменился и что покажут в этот раз
Фестиваль научных и исследовательских фильмов «Мир знаний» проведут в Петербурге с 1 по 6 декабря. Тема этого года — космос
Почему у облаков в Петербурге бывают ровные края? Мы узнали у популяризатора астрономии и синоптика. Обновлено
Подкасты «Бумаги»
Мы всегда онлайн! Не пора отдохнуть от интернета? В этом подкасте обсуждаем зависимость от соцсетей и диджитал-детокс
Как большие данные изменили науку? В этом подкасте слушайте, что можно узнать о соцсетях, дружбе и неравенстве благодаря big data
Как понять, что вы живете в гетто? Слушайте лекцию о том, почему происходит сегрегация в городах
Зимовка в теплой стране — это дорого и сложно? А что с границами? В этом подкасте планируем побег от холодов
Нанохлеб, «графеновики» и 3D-печать домов: в этом подкасте обсуждаем новые материалы и придумываем, что взять с собой в постапокалипсис
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.