Саша Скочиленко и ее девушка Соня Субботина не были наедине целый год — с ареста Саши по делу о «фейках» в апреле 2022-го. Им отказывали в свидании более пяти раз, но 1 апреля судья Оксана Демяшева выдала разрешение. Уже 3 апреля Соня вместе с другом Алексеем поехала в СИЗО-5, где наконец смогла побыть рядом с Сашей.
«Бумага» провела два дня вместе с Соней — сходила с ней за продуктами для передачи и съездила в СИЗО — и рассказывает, как прошла встреча девушек.
За день до свидания
Готовясь к свиданию с Сашей, Соня идет в чайный магазин — ей нужно купить чай, который она передаст в СИЗО вместе с другими продуктами.
На кассе Соня просит продавца наклеить другие этикетки.
— В СИЗО запрещено всё, что не разрешено, поэтому хорошие китайские чаи со сложными названиями могут не пропустить.
Саша заваривает крепкий чай, потому что из-за нейролептиков и антидепрессантов ее клонит в сон.
Вернувшись домой, Соня вместе с другом Алексеем Белозеровым — выпускающим редактором сашиных «Книги о депрессии», «Заметок о депрессии» и комикса «Что такое мания» — собирает то, что войдет в передачу Саше. Например, безглютеновые продукты, которые художнице не выдают в СИЗО.
Соня воодушевлена тем, что судья по уголовному делу Саши внезапно разрешила им свидания — причем не одно, а регулярные встречи.
Соня Субботина
— Я не ожидала, что нам разрешат свидание. Я до последнего думала, что это какая-то ошибка.
За этот год я решила, что надеяться вообще не на что и не нужно этого делать, чтобы потом не расстраиваться. Но тут такой сюрприз с разрешением! Теперь я смогу заходить в зал суда и дважды в месяц ходить на свидания к Саше вместе с Лешей.
Мне кажется, что всё это время нам запрещали видеться для эмоционального давления на Сашу.
Алексей показывает лист для печати комикса и штампы для тиснения, которые забрал из типографии. Он планирует выставить их на аукцион, чтобы собрать деньги на помощь Саше и другим политзаключенным.
— Мы с Сашей вместе выбирали цвета для печати комикса. Адвокаты приносили ей варианты в СИЗО.
— Для Саши это будет сюрприз, она еще не знает, что мне выдали разрешение. До этого я смогла поговорить с ней только один раз — полгода назад. На выходе из зала заседания адвокатка попросила конвойных дать нам возможность обняться. В итоге нам разрешили только подержаться за руки через клетку. Мы держались за руки и смотрели друг на друга меньше минуты — я расплакалась.
Это очень странно ощущается: ты живешь с человеком вместе пять лет, видишь его каждый день, а потом вы расстаетесь на целый год.
Наверное, мне будет очень грустно из-за того, что на свидании я не смогу к ней прикоснуться. Я даже не знаю, что сказать Саше. Но при этом я очень рада, что наша разлука закончилась и что мы теперь сможем видеться два раза в месяц.
Соня показывает Сашины рисунки, которые выставляли в «Открытом пространстве».
— Это мой любимый — здесь тюремная стена разрушается.
На просьбу постоять у окна в своей комнате для фотографии Соня отвечает, что это будет выглядеть искусственно.
— Стою у окна, жду Сашу. Многие же именно так воспринимают девушек политзаключенных, думают, типа мы грустим у окна и ждем?
Соня Субботина
— Я не нервничаю из-за встречи. Не знаю, как описать это чувство. Весь год я мечтала об этом каждый день и представляла себе этот момент, но встреча всегда оставалась чем-то очень далеким. Скорее я представляла себе ее так: Сашу посадят, а я приду к ней как общественный защитник.
День встречи
Соня и Алексей приезжают на «Площадь Ленина» заранее, чтобы не опоздать. Берут кофе и идут в СИЗО-5 на Арсенальной улице. Начинается снег.
Соня волнуется, но постоянно улыбается. Леша фотографирует ее на фоне СИЗО и шутит: «Не улыбайся! Сегодня грустный день».
Перед свиданием в СИЗО Соня подписывает заявление о том, что она прочитала все правила и не проносит с собой запрещенные предметы.
В здание изолятора пропускают по трое. Соня попадает во вторую очередь, и ее приглашают внутрь только через час. Леша остается ждать на улице вместе с остальными посетителями СИЗО.
Свидание длится час. После встречи с Сашей Соня крепко обнимает Лешу. Она не сразу может начать рассказ о свидании.
— Саша не знала, что нам разрешили свидания. И когда она зашла [в кабину для свиданий и увидела меня], она была очень удивлена и обрадована.
У меня очень много эмоций, я боялась, что проплачу всё время свидания и даже не смогу ничего рассказать. Но мы стали болтать обо всем на свете, и это было очень круто. В основном мы говорили о том, как рады видеть друг друга.
Так странно, когда ты видишь любимого человека спустя год, хотя раньше вы виделись каждый день.
По дороге к метро Соня рассказывает, что они с Сашей сидели в маленькой закрытой кабине для разговоров.
— За зданием для свиданий были видны бараки, в которых они живут. Саша живет на третьем этаже — из окна она даже может наблюдать за котами!
— Мы с Сашей обсуждали ее книгу и выставки рисунков, которые сейчас проходят за границей. Саша была очень рада узнать, что ее работы из СИЗО выставлялись в Германии и Англии. Как и любой другой художник она давно мечтала о том, чтобы ее работы увидели и оценили.
Саша немного расстроилась, что она стала известна на весь мир именно как художница Александра Скочиленко. В первую очередь она считает себя музыканткой.
По дороге к трамвайной остановке Соня с Лешей идут прогуляться мимо стен старых «Крестов». Они заглядывают в окна изолятора и шутят. После свидания у обоих, кажется, впервые за долгое время хорошее настроение.