27 мая 2022

«Если вернуть специалитет, это будет катастрофично. Но, может быть, ничего ломать и не будут». Социолог образования — об отмене Болонской системы в России

Министр образования и науки Валерий Фальков рассказал «Коммерсанту», что Россия планирует отказаться от Болонской системы образования с бакалавриатом, магистратурой и ЕГЭ. «Будущее российского образования за нашей собственной уникальной системой», — считает Фальков. Но что это за уникальная система, министр не прояснил.

«Бумага» попросила профессора НИУ ВШЭ в Петербурге Даниила Александрова объяснить, что будет с российским образованием, если отменить Болонскую систему. Он видит два варианта развития событий: плохой и хороший.

Даниил Александров

социолог, заведующий лабораторией социологии образования НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

Что может означать заявление об отмене Болонской системы

— После того, как «Коммерсантъ» сообщил позицию министра о необходимости отмены Болонской системы в России и ее замены «собственной уникальной системой», в СМИ и среди людей пошла волна комментариев и испуга.

Но начнем с того, что абсолютно непонятно, что Фальков имеет в виду под заменой Болонской системы на нашу «собственную уникальную систему». Действительно ли они хотят отменять Болонскую систему или это просто политическое выступление в ключе антиевропейской политики, свойственной сегодня нынешнему правительству?

Такое заявление, особенно при полной неопределенности, что правительство хочет делать, — это вредная декларация. Всё население России и в частности преподаватели высшей школы замучены последовательностью кризисов. Сначала ковид, когда привычное образование рухнуло и было заменено плохо сделанными онлайн-занятиями, трудными для всех: в школе, в вузе, для студентов, для преподавателей. С конца февраля люди напуганы неопределенностью из-за военной операции в Украине. Все уже два года нервничают и волнуются о будущем — независимо от своих политических и моральных позиций.

В этой ситуации правительству не стоило бы выступать с заявлением о реформах системы образования, поскольку это заявление создает новую неопределенность. Если случится ломка сложившейся системы, то это будет вдвойне плохо, потому что такие реформы не надо делать в условиях неопределенности, падения экономики и нервного политического состояния. Но, может быть, на самом деле ничего особенного ломать не будут.

Зачем нужна Болонская система

— Болонская система имеет два важных аспекта для Европы и всего мира. Первый — это интеграция образовательных систем, чтобы дипломы, которые выписывались в разных странах, были относительно унифицированы в плане нагрузки, чтобы в разных странах люди знали, что человек, закончив какую-то ступень образования, имеет такие компетенции, которые позволят ему продолжить обучение в любой другой стране.

Второй, гораздо более важный аспект — это создание гибкой смены специальности в ходе обучения. Традиционная континентальная система образования, которая была принята и в России тоже, — когда человек один раз выбирает специальность и учится по ней все годы, — показала себя плохо в мировом масштабе. В 17 лет после школы в принципе, за редким исключением, невозможно выбрать свою будущую специальность на всю жизнь. Люди понимают в какой-то момент, что выбрали неправильно, у них падает мотивация, они плохо учатся и потом плохо работают.

В разных странах мира пришли к выводу, что система смены специальности внутри обучения — очень положительная составляющая системы образования, чтобы в итоге были успешные мотивированные выпускники, выходящие на рынок труда. И для России это особенно важно, так как мы видели, как в России в последние 20 лет люди с высшим образованием работали совсем не по профессии или там, где нет необходимости в пяти годах образования. В России существует разрыв, когда у людей высокий уровень образования, а они выполняют работу, которая этого не требует.

Везде, где было длинное обучение специализации, пришли к выводу, что система обучения в несколько этапов полезнее, потому что студенты после первого этапа могут задуматься, нужен ли им второй этап, а если нужен, то по какой специальности. Подобная система вынуждает принимать самостоятельные решения, и часто люди после бакалавриата идут работать, а только потом поступают на новую магистерскую программу, которая им нужна в новой профессии. В России была принята схема 4+2 — 4 года бакалавриата и 2 года магистратуры, но Болонская система не сводится к этой схеме. В некоторых странах Болонской системы есть схема 3+2, например в Италии, потому что они считают, что люди, оканчивающие их гимназии и лицеи, очень хорошо подготовлены. А есть варианты 3+1 или 4+1, когда некоторые магистерские программы идут всего один год, достаточный для освоения новых компетенций.

Какие варианты есть в России

— После того как идея 4+2 была принята и успешно заработала, в стране возникла новая идея, которая была озвучена в Послании Федеральному собранию президентом РФ два года назад. Это система 2+2+2. У экспертов в какой-то момент возникло понимание, что выбор узкой специализация в 17 лет в наших бакалавриатах, когда вы должны выбрать, например, между экономикой, менеджментом и логистикой, плохо работает. А по схеме 2+2+2 первые два года человек учится по объединенной программе для разных специальностей и после двух лет выбирает себе специализацию, а дальше уже выбирает программу магистратуры, если хочет.

Это хорошая идея, потому что она облегчает возможность сознательного выбора своей специальности и специализации. Сознательный выбор человека — главное основание его мотивации в обучении, а потом в работе. Современная психология учит, что самоопределение — необычайно важный фактор в обучении и развитии человека в его самостоятельности и пути к успеху.

Вузы восприняли новую систему немного в штыки, потому что ученые привыкли сидеть в своих огороженных дисциплинарных территориях. Но во многих программах есть схожие вводные предметы, поэтому их и необходимо включать в эти первые два года. Это была бы здоровая система, если бы нам удалось преодолеть дисциплинарное сопротивление людей, которые не хотят ничего менять. Как только идея прозвучала в начале 2020 года, я говорил коллегам, что к этой системе необходимо готовиться раньше, чем решение спустят сверху, и в нашем университете с прошлого года идет активная работа по формированию новой системы.

Если министр Фальков под «собственной уникальной системой» имеет в виду именно систему 2+2+2, которая была озвучена ранее, то тогда вообще нет никакой ломки и отказа от Болонской системы, поскольку ее основная система сохраняется и установить соответствие уровней будет несложно. Это может быть неплохим решением, к которому многие уже более-менее готовы.

Если же они отрекаются от той системы, которую уже предлагали официально на всех уровнях, а хотят создать какую-то совсем новую уникальную или вернуть советский пятилетний специалитет, это будет почти катастрофично. Получается, что людей заставили принять схему 4+2, затем им предложили 2+2+2, а сейчас еще одну — так нельзя. Отменить то, что есть, конечно, можно просто приказом, но люди замучаются всё менять в очередной раз. Более того, путаница в головах родителей, абитуриентов, студентов и преподавателей продержится какое-то время, и качество образования просто упадет, потому что когда у людей в умах сумятица, они плохо работают.

Чем плох специалитет

— Реальные альтернативы следующие: либо мы делаем систему с максимальным выбором, которая 2+2+2, либо мы возвращаемся к старой советской системе с узкой специализацией на пять лет. Но последняя показала себя неработающей.

Она плохо работала и в системе планового хозяйства, когда правительство без реальных оснований думало, что знает, сколько специалистов по двигателям внутреннего сгорания стране нужно будет через 10–15 лет. Сейчас технологии меняются так быстро, что все понимают ошибочность планового подхода к подготовке специалистов. Поэтому высшее образование должно готовить не к узкой специальности, а к тому, чтобы человек мог учиться и переучиваться. И предложенная два года назад схема 2+2+2 — это хорошая система, в которой человек учится выбирать, менять специальности и переучиваться. При этом она никак не противоречит Болонской системе и легко позволит устанавливать эквивалентность дипломов с любыми зарубежными вузами.

Я склонен думать, что за словами министра Фалькова о «собственной уникальной системой» скрывается именно эта схема, которая уже всем известна. А заявление об отказе от Болонской системы — это просто политическое декларация, когда Министерство науки и высшего образования хочет присоединиться ко всем нынешним громким заявлениям о том, что Европа нам не указ.

Фото: Учитель для России

Получайте главные новости дня — и историю, дарящую надежду 🌊

Подпишитесь на вечернюю рассылку «Бумаги»

подписаться

Что еще почитать:

Бумага
Авторы: Бумага
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.