17 ноября 2023

«Едут инвалиды, очень старые люди». Как закрытие финских КПП ударит по беженцам из Украины

С 18 ноября Финляндия закрывает четыре погранпункта на границе с Россией. Власти Эстонии также допускают возможность закрытия своего КПП — если это произойдет, то открытых погранпунктов в Ленобласти не останется.

Сейчас через эти КПП едут из России в Европу беженцы с оккупированных территорий Украины — в основном это пожилые родственники тех, кто эвакуировался раньше.

«Бумага» узнала у координаторки центра помощи беженцам в Петербурге Екатерины Евченко, остались ли у украинцев способы выехать из России и кто больше всех пострадает от закрытия границ.

Правильно ли я понимаю, что теперь, после закрытия Финляндией погранпунктов с Россией, выезд украинских беженцев из Петербурга сильно усложняется?

— Хочу заметить, что речь не только о тех беженцах, которые сейчас находятся в Петербурге. Они же выезжают издалека, с так называемых освобожденных территорий. Они преодолевают долгий путь, и в Санкт-Петербург приезжают те, кто следует в одну из европейских стран через Финляндию или Эстонию. Соответственно, теперь проехать можно только через Эстонию, через Ивангород.

Еще остается граница с Латвией в Псковской области и республике Беларусь. Можно ехать через них. Но, в любом случае, это всё становится сложнее и дороже.

В чем сложность проехать через Эстонию?

— В Ивангороде возможен только пеший переход границы — там мост километра полтора. Далеко не все могут его пройти, потому что есть люди маломобильные, которые на инвалидных колясках, есть те, кто просто плохо ходит и у них нет никакого сопровождения. К тому же беженцы едут с сумками, с чемоданами, иногда с маленькими детьми.

Логистика тоже будет усложняться. Дальше беженцам надо будет следовать в Таллин, там садиться на паром, на пароме прибывать в Хельсинки, где есть временное убежище и откуда их распределяют по пунктам временного размещения.

— Но всё же способы выехать у беженцев пока есть?

— Не у всех. Самый сложный вопрос сейчас: как перевозить людей на реанимобилях. Тех, кто очень болен или может передвигаться только в лежачем состоянии. Раньше этот вопрос решался очень просто: бригада [скорой], у которой есть шенгенская виза, проезжала финский КПП, отдавала финским властям человека и те вызывали скорую. Как это делать сейчас, непонятно вообще, потому что в Финляндию напрямую не попасть, а в Эстонии пеший переход.

Даже если автомобильный проезд в Эстонию не будет закрыт, то всё равно непонятно пока, как это делать. Например, скорая привезла человека в лежачем состоянии, который все время должен быть под присмотром медицинского персонала, на эстонскую границу. Как он теперь попадет в Хельсинки? Получается, что нужен еще реанимобиль на эстонской границе, который его заберет на паром и как-то дальше нужно будет выстраивать логистику. У меня пока нет идей на этот счет.

— Есть ли беженцы, которым такая транспортировка требуется прямо сейчас?

— Конкретно сейчас в нашем центре помощи беженцам таких заявок нет. Но наш центр не единственный, в Петербурге есть другие волонтеры и какие заявки и какие способы решения проблемы есть у них, я не знаю.

Но надо понимать, что это окно возможностей, которое постоянно сжимается. Теперь оно стало еще меньше. Как только появится заявка на вывоз тяжело больного человека, это станет проблемой.

Что говорят волонтеры из другой группы помощи

Петербургская волонтерка

пожелавшая остаться анонимной

— Сейчас поток двигающихся в сторону Европы значительно снизился, но при этом вывозы стали более «тяжелыми». Часто едут маломобильные люди, люди с проблемами со здоровьем, инвалиды, очень старые люди. Это было проблемой и до закрытия погранпунктов, но теперь она обострится.

Есть погранпункт «Колотиловка», через который беженцы могут сразу попасть в Украину, минуя Европу. Возможно, это поток пойдет туда. Но не все хотят сразу в Украину, некоторые хотят к детям, которые находятся в странах Европейского союза.

— Почему сложно попасть в Финляндию через КПП в Карелии и Мурманской области?

— Это очень далеко. Если я не путаю, до этих КПП нужно целую ночь ехать на поезде. Это усложняет всё. Допустим даже автоволонтер согласится поехать в Карелию или в Мурманскую область, но это большие траты на бензин, это, возможно, ночевка. А если туда отправлять реанимобиль, то стоимость одной поездки становится «золотая».

— Есть ли у вас идеи, как выходить из ситуации?

— Мы попытаемся поговорить с финскими властями. Возможно, они согласятся пропускать реанимобили, возможно, сделают исключение для украинцев. Но я бы на это не слишком надеялась, потому что, если КПП закрывается, то он закрывается для всех.

Вчера я слышала, что пункты в Карелии в Мурманской области тоже могут прикрыть. Поэтому мы сейчас можем разработать длинные маршруты, с нашими автоволонтерами обсудить, готовы ли они тратить на поездку не полдня, а целые сутки, а на следующий день всё это тоже станет бессмысленно. То же самое с Эстонией.

Разбираемся, что на самом деле происходит

Оформите платеж в пользу редакции «Бумаги»

поддержать

Что еще почитать:

Фото обложки: Финляндия. Лаппеенранта. Мигранты из России садятся в фургон, следующий в центр приема Йоутсено на пограничной станции Нуйямаа. Vesa Moilanen / AP / TASS

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.