На днях вице-премьер Дмитрий Рогозин отчитался о том, что всем строителям космодрома «Восточный» выплатили долги по зарплате, копившиеся с конца 2014 года. Кроме строителей, космодром в Амурской области этим летом будут строить более 1000 студентов со всей страны.
«Бумага» поговорила с бойцами стройотрядов Петербурга, которые уже побывали на стройке, об условиях жизни и работы, а также о том, когда на самом деле начались проблемы с зарплатами рабочих.
Фотографии из архивов участников строительных отрядов
— Хотелось чего-то нового: ощущений, знакомств, деятельности, которой никогда прежде не занималась, при этом было бы неплохо немного подзаработать, — говорит боец стройотряда «Надежда» Дарья Козлова. Про стройотряды она узнала от друзей, до этого была уверена, что после распада СССР такое больше не практикуют. — В общем-то, я получила все, что хотела, и даже немного больше.
В прошлом году из Петербурга на «космическую стройку» отправились три стройотряда: «Орион» и «Искра» из СПбГПУ и отряд «Надежда» из СПбГУ. Поездом до Москвы, оттуда — самолетом до Благовещенска, потом на автобусах до места строительства. Всю дорогу оплачивал наниматель, он же предоставлял жилье.
Космодромы у нас в стране не каждый год строят, да и в мире нечасто.
— Мы жили в вахтовом городке, в вагончиках, — рассказывает командир «Ориона» Николай Барашков. — В 2013 году условия были более спартанские: один вагончик на восемь человек. Годом позже в них стало больше места, селили уже по четверо, были и душевые кабины, и санузлы. Отряду «Искра» повезло больше: его бойцы жили в капитальном общежитии.
— Космодром я представлял себе стройкой века. Космодромы у нас в стране не каждый год строят, да и в мире нечасто, — рассказывает командир «Искры» мастер Михаил Ожегов.
Петербургские студенты занимались в основном черновыми работами. Бойцы «Надежды» чистили колодцы, устанавливали бордюры на КПП и лотки для очистных сооружений. «Искра» ставила дорожный и тротуарный бордюры, занималась земельными работами. «Орион» укладывал плиты в траншеи водоотвода вдоль дорог. Как вспоминает Барашков, бетонные лотки, которые они укладывали почти вручную, весили около 240 килограммов.
— Инструментов было мало: недели две арматуру забивали камнями. Если требовалась техника, то приходилось бегать по всему объекту, чтобы найти ее именно твоего строительного управления, — объясняет Михаил Ожегов. — Ожидания наши не совсем оправдались. Были проблемы с организацией работы: первое время ее совсем не было. Потом появилась, но стали возникать проблемы с материалами. Поставки были довольно редкими, и работа из-за этого простаивала.
Сами рабочие в СМИ рассказывали, что гонка за сроками серьезно сказывается на качестве работы. Отставание от сроков в апреле, только по официальным данным, составило четыре месяца, на некоторых объектах — от одного до трех месяцев. Студенты-строители, знакомые с ситуацией, говорят об отставании на полгода. Из-за срыва сроков с субподрядчика ТМК уже потребовали 1 миллиард рублей.
Прокуратура Алтайского края, где зарегистрирован подрядчик «СК Сибпромстрой», выяснила, что строителям компании зарплату платили едой.
Первые ракеты с «Восточного» планировали запустить уже в конце 2015 года, а полностью ввести в строй космодром хотели к 2020 году. Но глава «Ориона» и мастер «Искры» уверены, что в срок все сдать не выйдет. «Может, этим летом загонят туда тысячу студентов, что-нибудь да наверстают, но я сомневаюсь», — говорит Ожегов.
Помимо провалов по срокам, в начале 2015 года большую огласку получила неприятная для имиджа «главной стройки страны» история: начались большие проблемы с выплатами зарплат рабочим подрядчиков. Строители жаловались, что с января им платили только из-за объявления голодовок. После того как 4 апреля 26 работников подрядной фирмы «Стройиндустрии-С» объявили голодовку и еще около 100 присоединились к забастовке, ответственный за космодром вице-премьер Рогозин пообещал наказать виновных и уговорил бастующих вернуться к работе.
— В 2013 году, когда мы ездили на «Восточный», проблем с зарплатой не было ни у кого, даже у рабочих, — говорит Барашков. — Когда мы приехали в 2014 году и встретили строителей, помнящих нас еще с того года, они уже жаловались, что с января, после смены руководства, зарплаты резко упали. Мы тоже рассчитывали на большее, но получилось, что и нам заплатили меньше, чем мы ожидали.
Барашков пояснил, что в 2014 году бойцы его студотряда получили по 54 тысячи рублей за двухмесячный сезон, против 74 тысяч летом 2013 года. Ожегов из «Искры» рассказал, что многие в их отряде остатки зарплаты ждали до Нового года.
— Нам сначала выплатили не все, что полагалось, но эти недоразумения уладил командир, — подтверждает второкурсница Дарья Козлова. — В соседнем вахтовом городке жил отряд из Благовещенска, и, когда они столкнулись с той же проблемой, то отказались выполнять какую-либо работу, пока им все не заплатят.
10 апреля 2015 года прекратили работать строители подрядной Тихоокеанской мостостроительной компании, которая до этого возводила в регионе объекты к саммиту АТЭС. Как сообщалось в СМИ, рабочие ТМК недополучили около 100 миллионов рублей зарплаты более чем за четыре месяца. Именно они решили обратиться с крыш своих вагончиков за справедливостью к президенту России, написав на них «Уважаемый Путин В. В.», «Хотим работать», «Спаси рабочих» и «Четыре месяца без зарплаты».
Многие строители, получив деньги, собирались покинуть стройку.
Сообщение достигло адресата во время прямой линии 16 апреля. Тогда президент сообщил, что все бюджетные деньги были в срок отправлены подрядчикам, но почему они не дошли до рабочих, «предстоит выяснить».
Пока выясняли, против руководства «Стройиндустрии», ТМК и «Дальспецстроя» («ДСС») завели уголовные дела, а директоров компаний задержали и арестовали в течение апреля. Всего правоохранители завели 20 уголовных дел о нарушениях при строительстве «Восточного», отчиталась Генпрокуратура. Однако уголовные дела продолжают появляться и в середине мая: прокуратура Алтайского края, где зарегистрирован подрядчик «СК Сибпромстрой», выяснила, что строителям этой компании зарплату платили едой.
Среди этих дел есть и расследующие пропажу более 300 миллионов рублей. При общей стоимости космодрома в 400 миллиардов и обнаруженном перерасходе в 13 миллиардов, заказчику в лице Роскосмоса требуется еще 22 миллиарда рублей для «нормального финансирования». Еще 20 миллиардов запросил у правительства генподрядчик «Дальспецстрой».
Через десять дней после прямой линии ответственный за стройку Рогозин написал у себя в Facebook, что рабочим начали отдавать деньги и пообещал, что всем все обязательно выплатят. К 9 мая вице-премьер отчитался о том, что все работники получили обещанные зарплаты и заявил: «Троих посадили, двоих выгнали, все остальные сразу стали платить зарплату. Не пропедалируешь — ничего не будет». Однако многие строители, как выяснила «Русская служба новостей», получив деньги, собирались покинуть стройку, так как не готовы работать за зарплаты, в три раза меньше обещанных.