30 мая 2014

Дельные люди: гендиректор Yota — о том, как бизнес сводится к элементарной математике

На этой неделе при поддержке Yota в Петербурге открылась мультимедийная выставка «Ван Гог. Ожившие полотна». Анатолий Сморгонский, генеральный директор компании, рассказывает о том, из-за чего сложно руководить человеком без амбиций и почему три самых известных утверждения о бизнесе — мифы.

 

Анатолий Сморгонский

генеральный директор компании Yota

 

До этого занимал управленческие посты в компаниях «Ростелеком», «Вымпелком», занимался запуском Tele2 в российских регионах

 
Фото: Алексей Шишкин, а также из архива компании

О системном подходе к жизни

Да, у меня был план. Я старался сначала думать, потом делать. Моя судьба нетипична — у меня рано умер отец, поэтому было не до иллюзий. Как мне кажется, жизненный опыт у меня намного богаче, чем должен быть у человека в моем возрасте. У меня были способности и к математике, и к физике, к тому же математикой занималась вся семья. Но эта наука показалась мне скучной: интереснее было узнавать, как все устроено. Например, если у математика что-то не получается, то теорема не доказывается, а физики могут запросто приписать множитель ½ по результатам эксперимента. Эта гибкость мне казалась интересной. Физики так могут, а математики — нет.

Об актуальном образовании

У меня фундаментальное образование — я учился на кафедре радиофизики и электроники Воронежского государственного университета. Естественные науки, во всяком случае, то, как их преподают в России, повышают способность человека мыслить, учиться, развивают интеллект. В то же время было ясно, что академическая карьера мне неинтересна — слишком живой я человек. Поэтому, чтобы не быть дилетантом в управлении, окончил еще экономический факультет и получил MBA в области маркетинга. Для специалиста это оптимальное сочетание — техническое образование, которое дает базу и умение думать, и прикладные компетенции. На ряд позиций в продуктовом направлении я стараюсь выбирать именно таких сотрудников и обращаю внимание на то, где человек учился.
Я не сторонник того, чтобы сотрудники называли меня Анатолий Валерьевич. Я за неформальное общение

О специфике бизнеса в телекоммуникациях

Телекоммуникационные компании должны быть ориентированы на маркетинг. Предположим, продав кроссовки, вы сразу получили прибыль. А в коммуникациях, продав что-то, компания несет затраты и только начинает свое общение с клиентом. Так маркетинг выходит на первый план. Какой бы сложной технология ни была, она должна быть описана в паре предложений. Когда работаешь для массового сегмента, но делаешь что-то непонятное, это, скорее всего, останется прототипом и массовым продуктом не станет. Пользователь не знает, сколько потребляет гигабайт или мегабайт, никто не знает, сколько именно он пишет эсэмэс. Все люди отвечают либо много, либо мало. Неправильно предлагать пакет 300 эсэмэс или 500 — и то, и другое много, но сколько именно нужно человеку, он никогда точно не скажет.

О том, как ставить задачи

Все обязательно нужно объяснять. Я стараюсь, по крайней мере, первый раз доходчиво объяснить сотруднику, что, а главное, почему нужно сделать в текущей ситуации. Мало сказать «сделай, как я велел», нужно найти логическое обоснование. Во-первых, так человек обучается, во-вторых, так он с большим желанием выполнит задачу, будет вовлечен и мотивирован.

Об амбициях сотрудников

С точки зрения управленца человеком без амбиций руководить очень сложно. В чем его мотивация? Только деньги? Это нерабочая история. Такие люди в качестве сотрудников просто неинтересны.

О важности неформального общения в корпорации

Я не сторонник того, чтобы сотрудники называли меня Анатолий Валерьевич. Я за неформальное общение. Любой сотрудник может обратиться ко мне напрямую — это основной принцип. При этом панибратства я за свою жизнь не помню. С увольнением тоже проблем не возникало. Если человек не соответствует позиции и не хочет ничего с этим делать, значит, приходится напрягать остальных людей, а это неправильно.

О роли руководителя

Руководитель должен принимать решения: чем выше его квалификация, тем в условиях большей неопределенности он сможет сделать верные шаги. Даже если есть расхождение во мнениях, но решение уже принято, надо идти и отстаивать его на всех уровнях. В этом смысле у современных молодых людей есть грешок: они любят встречаться, что-то обсуждать, расходиться, снова встречаться. Этот процесс зацикливается, не перерастая в конкретные действия.
Какой бы сложной технология ни была, она должна быть описана в паре предложений

О том, почему размер все-таки имеет значение

Мне очень нравится одно высказывание о трех мифах бизнеса. Первый часто используют консультанты: «Мы здесь, чтобы вам помочь». Они здесь, чтобы сделать бизнес, возможно, они обладают компетенцией, и тогда мы будем друг другу полезны. Но обычно покупатели оказываются полезней продавцам, а не наоборот. Второй миф — «Ничего личного». Люди — существа социальные, в большинстве своем эмоциональные, поэтому личная составляющая в бизнесе всегда присутствует. И третий миф: размер все-таки имеет значение. Размер компании, сделки, бизнеса важен, потому что от него зависит, как выстроятся процессы управления. Стартап должен управлять однонаправленно, а большие корпорации должны иметь устойчивую и менее рискованную систему принятия решений. Если не будет системы сдержек и противовесов, это может поставить под удар целую инфраструктуру. Все в итоге сводится к элементарной математике.
Личное правило Надо договариваться на берегу. Это сильно облегчает жизнь всем, уберегает от разочарования и бережет нервы. Главный совет Если хочешь развиваться в какой-то области, придется разобраться, как все устроено. Учиться только на ошибках — это нелогично. Книга, достойная внимания В вопросе выбора книг придерживаюсь совета своего дедушки: «Читай первоисточники, не надо читать чужие выводы, можно сильно засорить мозг».
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.