В центре города работает несколько магазинов, до сих пор торгующих CD, цена на которые может доходить до 1000 рублей. Бойкая торговля дисками идет и у станций метро на окраинах.
«Бумага» узнала у продавцов, почему они считают, что в эпоху iTunes и онлайн-фонотек CD остается самым привычным и массовым носителем, кто приходит за дисками и почему торренты благотворно повлияли на рынок легальных записей.
Магазин Play
Средняя стоимость диска — 500 рублей
Магазин, расположившийся неподалеку от Манежной площади, изначально находился на Невском проспекте и ориентировался на неформальную молодежь начала 2000-х: продавал электронную музыку и авторское кино. В 2006 году Play переехал на Караванную улицу, а через два года его купил Олег Грабко — продюсер и основатель музыкальной компании «Бомба-Питер». После этого ассортимент магазина значительно расширился: от классической и русской народной музыки до психоделики, джаза и детских сказок. Помимо этого, в магазине есть DVD и виниловые пластинки, которые перед покупкой можно послушать здесь же, расположившись на небольшом красном диване.
Как говорят в магазине, каждый вид продукции продается примерно поровну. Среди дисков наибольшей популярностью стабильно пользуется рок, кроме того, клиенты охотно идут за сказками — в Play большой выбор детских аудиокниг.
В смерть CD в Play не верят, ориентируются на коллекционеров: магазинов с дисками в Петербурге мало, а стремление получить артефактную запись, по словам сотрудников, у покупателей сохраняется. «Хорошими» покупателями также являются водители, у которых машина оборудована Hi-End-аппаратурой. Такие клиенты берут фирменные или японские диски.
Из-за падения рубля зарубежные CD подорожали: сейчас в Play даже с минимальной наценкой не найти европейское издание дешевле 1000 рублей. Однако конкуренция со стороны iTunes, где музыка значительно дешевле, магазин не пугает. Как говорят в Play, качество звука в интернет-медиаплеере не сравнить с качеством CD даже обычного российского издания. Вдобавок он не осязаем и для многих трудоемок в использовании.
В магазине объясняют, что клиенты заходят не случайно: поскольку магазин работает давно, есть множество постоянных покупателей. Большой процент посетителей составляют молодые люди до 25 лет, которые берут популярные группы поп-рэпа и тяжелой сцены. С последними, по словам продавцов, хуже: не всегда понятно, где они выпускаются. В летний период приходит множество иностранцев, которые в первую очередь интересуются русской классикой и народной музыкой. Есть подкованные иностранцы уже со списками: им нужны БГ, «Аукцыон», «Оле Лукойе», андерграунд. Поэтому туристы — хорошие клиенты, с ними интересно, говорит Илья.
Конкуренция в среде CD-магазинов скромная, так что поделиться клиентами не страшно: если в Play помочь посетителю не могут, созваниваются с «Фонотекой». Как говорят в Play, когда торрентом пользовались не так активно и существовало множество магазинов с пиратской продукцией, продавцам, следящим за качеством, было тяжелее: клиенты растекались по всему городу, спрос был меньше.
Конкуренция в среде CD-магазинов скромная, так что поделиться клиентами не страшно: если в Play помочь посетителю не могут, созваниваются с «Фонотекой»
Сегодня же большинство любителей музыки распределяется между тремя «музыкальными китами»: Play, «Фонотекой» и «Диезом». Именно это и позволяет магазинам жить. Большого подъема в продаже CD Play не предполагает: по мнению продавцов, скоро этот формат, как и винил, останется коллекционерам и любителям, при этом новым магазинам с дисками придется нелегко.
Магазин «Открытый мир»
Средняя стоимость диска — 700–1000 рублей
«Открытый мир», специализирующийся на классической музыке, появился в 1998 году как дополнение к уже существовавшему магазину при Филармонии и работал с заказами по каталогу. Через несколько лет основной магазин исчез, а «Открытый мир» из маленькой каморки перебрался на Невский проспект, к левому крылу костела Святой Екатерины. Его основные посетители — постоянные клиенты старшего возраста и туристы, которые приходят за тем, чего не смогут найти на родине. Наибольшей популярностью, по словам продавцов, пользуются записи российского лейбла Northern Flowers.
Найти в интернете пиратские версии продаваемых дисков трудно: большая часть CD закупается на Западе, где авторские права охраняются намного строже, чем в России. Кроме того, клиенты предпочитают лицензию, потому что треки в интернете не могут гарантировать полноту записи и чистоту шлифовки звука.
Как говорят в «Открытом мире», за 18 лет существования они не заметили падения спроса на CD, зато ощутили спад интереса молодежи к классической музыке. Из-за скачков курса валют многие отказались от покупки записей на CD, потому что стоимость европейских дисков выросла в два раза. Тем не менее диски с классической музыкой продаются хорошо и из-за интернет-плееров в «Открытом мире» не беспокоятся.
Своим главным преимуществом «Открытый мир» считает компетентных продавцов с профильным образованием. Как говорят в магазине, они продают не CD, а сопутствующую информацию и общение. Большинство покупателей знает, чего хочет, однако приходят и новые клиенты, которым нужна помощь.
По словам Александра Кузнецова, чтобы уменьшить расходы, «Открытому миру» нужно будет уйти в интернет или перейти на телефонные продажи: аренда в самом центре города стоит дорого, а переезд на окраину сильно ударит по бизнесу. Однако взрослая аудитория, которая и составляет основу клиентов, к уходу в сеть не готова. Покупатели классической музыки хотят общаться, интернет же оставляет их один на один с выбором, без возможности подержать диск в руках и обменяться мнением с компетентным человеком.
Киоски у метро
Средняя стоимость диска — 150–170 рублей
Слева через дорогу от станции метро «Сенная площадь» расположилось множество крохотных торговых точек: торгуют фруктами, чинят телефоны и продают кино, музыку и игры.
В будке размером метр на два с низким потолком по периметру расставлены упаковки с DVD на выбор — от «Карточного домика» до фильмов для взрослых. За спиной продавца, неразговорчивого молодого человека, стоят диски с музыкой. Покупают их не очень активно, но покупают. Молодежь скачивает, объясняет он, а людям за 40 проще купить диск и вставить его в проигрыватель — всё на этом и держится.
CD не систематизированы очевидным для покупателя образом, так что о наличии диска можно узнать только у продавца. По прейскуранту один CD стоит 150 рублей, однако заплатить в любом случае придется 300: в каждой упаковке размещено по два диска.
У «Озерков» в шаговой доступности четыре точки, торгующие CD. В одном из магазинов, помимо прочего, продают и чинят гаджеты. Девушка за стойкой сначала объясняет мальчикам лет 8, что у них игру можно купить за 400 рублей, а в Xbox придется брать за тысячу, а затем начинает рассказывать о музыкальном ассортименте. Здесь посетителей привлекают «оригиналами ретро-музыки». По ее словам, в магазине продаются официальные номерные диски, люди же заходят разные и с разными целями, но чаще всего покупают музыку для машины.
— Человек собирается куда-нибудь поехать. Разве ему нужно качать что-то? Он лучше купит официальный диск на CD в качестве — с хорошим звучанием — и будет наслаждаться. Во «ВКонтакте» уже ничего не скачать, в iTunes платно можно взять одну-две вещи, а тут — хоп! — понравилось, пришел и купил альбом.