«Кампус» — это городской просветительский фестиваль, который проходит дважды в год, и одноименная рубрика на «Бумаге», где ученые и эксперты рассказывают, как устроен мир вокруг нас.
Что значит «партнерский материал»
Меткой «Партнерский материал» отмечена наша нативная реклама. Это журналистские тексты, которые редакция «Бумаги» подготовила при спонсорской поддержке. Наши партнеры помогают выпускать материалы на темы, которые им кажутся важными. Например, компании, разделяющие ценности здорового образа жизни, могут поддержать публикации о любительском спорте, вузы и технологические компании — рубрику о науке, а петербургские бренды — истории о городских героях.
Сделать спецпроект с «Бумагой»

Как смотрели кино в Петрограде 1920-х годов? Переделанные иностранные фильмы, давка из-за мест и оркестр в фойе

Европейский университет в Петербурге — контентный партнер просветительского фестиваля Science Bar Hopping, который организуют «Бумага» и группа РОСНАНО.

Science Bar Hopping прошел в Петербурге 17 марта. Ученые прочитали 32 лекции в 16 барах города. В том числе выступили два сотрудника Европейского университета: историк Елизавета Жданкова рассказала о кино в СССР, а филолог Александр Панченко — о теориях заговора. Фестиваль посетило больше 1500 горожан.

Почему кино стало популярным развлечением в 1920-е годы, зачем в кинотеатрах устраивали лотереи и концерты, как в залах образовывалась давка из-за мест и откуда зрители узнавали о новых фильмах?

На фестивале Science Bar Hopping ассоциированный сотрудник факультета истории Европейского университета Елизавета Жданкова рассказала, какими были кинотеатры в Петрограде 1920-х годов, что в них показывали и как зрители доставали билеты на сеансы. «Бумага» публикует главное из лекции.

Показывать кино в 1920-е было несложно и выгодно. Нужны были только пространство и киномеханик

Начало 1920-х годов в России — это время, когда завершились мировая и Гражданская войны, города опустели. В Петрограде, например, был сильный голод и безумная инфляция. Вся инфраструктура города была разрушена: нет электричества, нет отопления, люди топят печи чем попало. Но жизнь, которая была абсолютно выбита из нормы, постепенно начинает восстанавливаться.

1920-е годы в европейском, российском, американском контекстах известны под разными названиями: «ревущие 20-е» или «золотые 20-е». Это время расцвета кинокультуры — в том числе потому, что кино оказывается тем видом досуга, который очень просто обеспечить. Это было довольно привычное развлечение, хотя и не повсеместное.

Кинозал того периода — это не огромный кинотеатр с дорогой техникой. Это могло быть пространство со стульями или скамейками, экраном, организовать который было несложно. Нужны были киноустановка и человек, который худо-бедно мог ее крутить. Это очень просто, в общем-то недорого, а главное — очень доходно.

Кино было альтернативой ресторанам, доступным не всем. Такой досуг подходил и приезжим без связей в городе

В начале 1920-х открывалось невероятное количество разных заведений, в которых можно было спрятаться от бытовой неустроенности, отдохнуть от действительности. Рестораны, казино, кафе — развлечений было много, но доступны они были не всем.

А кино — это дешево, у него много плюсов. С одной стороны, это возможность куда-то пойти с товарищами, где-то собраться.

С другой — опустевшие за годы Гражданской войны города наполняет огромное количество людей, которые приехали туда из деревень или более мелких городов. Это люди, у которых нет социальных связей, которые нуждаются в досуге. А кино не требует знакомств — вы просто можете пойти туда и развлечься даже в одиночку.

Кинотеатр «Сплендид-Палас» (сейчас кинотеатр «Родина»)

Кино было доступным способом провести время культурно — в том числе неграмотному населению

Для того чтобы люди проводили время более или менее культурно, нужна была альтернатива [обычному досугу]. И с точки зрения власти, она должна была быть дешевой и общедоступной. В это время появляется выражение «участок культурного фронта». Кино должно было заполнять некую нишу, обеспечивать формат культурного досуга, быть альтернативой походу в церковь или в кабак.

Эта категория «культурности» тоже очень важна, потому что к ней часто обращались и спекулировали на ней. Могли сказать, что вы культурный человек: проводите время не где-то во дворе, а ходите в кино.

Кино — и это очень важно — подходит для людей неграмотных. Все знают фразу Ленина о том, что кино является важнейшим из искусств. У этой фразы есть продолжение: пока народ безграмотен. Кино в этом смысле универсальный проводник любой агитации и пропаганды.

Кинотеатров было много, и попасть в них можно было даже поздно вечером. К тому же, туда не нужно было наряжаться

Кино — это демократично. Когда вы идете туда, вам не надо наряжаться, бриться или выглядеть каким-то соответствующим образом — как для похода в театр. «В потемках личности не видать», как писал Зощенко.

В кинотеатрах не существовало какого-либо дресс-кода или фейсконтроля. Теоретически любой беспризорник мог попасть в шикарный кинотеатр где-нибудь на Невском проспекте.

Кино — это близко, туда не надо ехать. Транспортная инфраструктура в начале 20-х была не очень налажена, а кино могло находиться возле вашего дома. До революции в Петрограде было более 300 кинотеатров, потом их количество сильно сократилось, но постепенно возвращалось к прежнему.

В кино можно было пойти в любое время — во сколько бы ни заканчивалась ваша смена на заводе. Были сеансы, которые начинались и в 10–11 вечера, и в полночь.

Кроме фильмов в кино показывали хронику — для многих залы были важным источником информации

В 20-е годы проводилось большое количество разных опросов, в том числе среди зрителей кинотеатров. Один из вопросов звучал так: «Зачем вы ходите в кино?» Был вариант ответа: «Поучиться, узнать новое». Многие его выбирали, потому что это действительно была возможность узнать что-то новое.

Если для того, чтобы узнать новости, достаточно было купить газету, то увидеть глазами что-то можно было только в кино. Там показывали киножурналы, кинохронику.

Сейчас у нас есть телевизор, интернет, мы можем скачать всё, что угодно. А в то время кино было действительно важным источником информации.

Фильмы показывали и в рабочих клубах. Но там они были менее популярны — картины попадали туда в последнюю очередь

В 20-е годы вы могли посмотреть фильм или в кино, или в рабочем клубе. Рабочие клубы создаются в начале 20-х годов в качестве родника культуры. Они должны были конкурировать с кинотеатрами: кинотеатры — для буржуев, а для простого пролетарского зрителя — клуб, где кино представлено среди прочих активностей. Например, рабочий Путиловского завода шел в клуб этого завода и покупал билет с большой скидкой. А если вы были [человеком] со стороны, то платили полную сумму. Клуб получал от этого доход.

В этом был определенный резон, но люди зачастую выбирали вариант пойти в кино, а не в клуб. Хотелось провести время не со своими сослуживцами, не там, где вас могут вытолкать в шею, а там, где будет антураж, музыка, буфет, возможность выпить пиво. К тому же, клубы были недостаточно оснащены. Поэтому они, безусловно, проигрывали кинотеатрам.

Существовало несколько категорий кинотеатров: кинотеатр первого экрана, второго экрана, третьего экрана. В первоэкранный кинотеатр попадали только фильмы со студии — свежая пленка. Там проходили премьеры. Потом эта пленка, став уже немного потрепанной, отправлялась в кинотеатр второго экрана. После этого — дальше, в третьесортные заведения. А в клубы пленка попадала в последнюю очередь: когда фильм прошел уже во всех больших кинотеатрах.

Клуб «Красный Путиловец»

В кинотеатрах 20-х годов можно было послушать оркестр и сыграть в лотерею

Помимо собственно киносеанса в кинотеатрах было большое количество развлечений и активностей. В числе прочих: читальня, стенгазета, выставки, киноуголки, оркестр, почтовый ящик.

Хороший оркестр, который играл музыку в фойе, был одним из способов привлечь публику. Эстрадные выступления предваряли сеансы. Люди могли прийти, потанцевать. Эстрада в это время переживала большой упадок: выступать было негде, поэтому эстрадники изо всех сил рвались в кинотеатры, чтобы иметь свой доход.

Кроме этого, были лотереи. Советская киноиндустрия с трудом завоевывала свои позиции. Кинопленку в Советском Союзе долго не производили — было невозможно снимать фильмы в том количестве, в котором требовалось. Поэтому в кинотеатрах в основном показывали иностранные фильмы. Но кино было важно советизировать каким-нибудь образом. Зачастую это происходило с помощью того, что советизировались какие-то детали, обрамляющие сеанс: например, устраивали лотереи, в которых разыгрывали, скажем, ленинский бюст или книжки соответствующего содержания.

Немое кино часто показывали с музыкальным сопровождением. Но исполнители часто играли без подготовки и нот

Всё кино было немое, и к некоторым фильмам специально писались партитуры, было задумано музыкальное сопровождение. В идеальном мире ситуация выглядит так: за несколько дней музыканту или владельцу театру показывают фильм, они подбирают музыку, просматривают все ноты и так далее. В действительности такое происходило очень редко.

Когда пленку привозили в кинотеатр, ее показывали несколько дней. Но музыканты, как правило, фильм не видели, и о чем там шла речь — не представляли. Было невыгодно оплачивать дополнительную работу музыканта, тратить время на показ фильма. Поэтому играли что попало. Даже если была партитура, то играть по ней было невозможно. Потому что кинозал темный, и музыканты зачастую играли вслепую: не было даже возможности прочитать ноты.

Зрители выбирали, на какой фильм пойти, с помощью киноафиш и рецензий

В то время не было возможности погуглить [фильм] или почитать отзывы на «Кинопоиске». Главный способ выбрать, на что пойти, — киноафиши. Города были буквально ими залеплены: заборы, здания, огромные тумбы.

Кинореклама вообще была очень агрессивная. Она зачастую содержала какие-то эротические или криминальные моменты, что не вызывало большой симпатии у руководства кино. С другой стороны — закон рынка в период НЭПа диктовал свое.

Реклама кино в том числе передавалась через газеты. Важным инструментом, с помощью которого можно было сориентироваться в обилии кинофильмов, были рецензии. Многие авторы писали отзывы, чтобы подзаработать. Хотя был и огромный институт рабочих корреспондентов, которые писали из идейных соображений.

Кадр из фильма «Броненосец Потемкин»

Советского кино не хватало. А фильмы, ставшие потом классикой, не были популярны у рабочих

В кинотеатрах показывали фильмы в основном приключенческого типа или любовные драмы. Репертуар [иностранного кино] был довольно разнообразен.

Большой проблемой было отсутствие хорошего российского кино. Фильмы «Броненосец Потемкин» Эйзенштейна или «Третья Мещанская» [Абрама Роома] в то время не пользовались популярностью. Авангардистские, новаторские фильмы, которые мы сейчас ценим, совсем не хотел видеть человек, пришедший в кино по тем причинам, которые я описывала.

Фильм «Стачка» (историко-революционная картина Сергея Эйзенштейна 1925 года — прим. «Бумаги»), который смотрят в киновузах, не пользовался популярностью, и люди уходили с середины сеанса, потому что не понимали, что там происходит.

Развлекательные фильмы пытались сочетать с агитацией. А зарубежные ленты «адаптировали» под советскую идеологию — иногда меняя сюжет

В это время существовал подход в кино, который назывался «ленинская пропорция». Его пытались соблюдать. Идея была в том, чтобы показывать большое количество развлекательных фильмов, а среди них вставлять агитационные.

Люди были не столько против идеологии как таковой, сколько против того, чтобы она была воткнута в фильм топорно. Топорность заключалась в том числе в перемонтаже. Это был способ адаптировать фильм, идеологически не подходящий к прокату. Отдельным искусством было сделать перемонтаж незаметно. Но в первые годы это делали по наитию.

Перемонтаж такого рода бросался в глаза: какие-то детали выпадали, герои могли возникать в фильме неожиданно. Если действие происходило в богатом доме, где на переднем плане были дамы в дорогих костюмах, а на заднем — служанка, то мог появиться титр о том, что буржуазия ее угнетает и обижает. И дальше ее пытались вывести в действующие лица, что не вязалось с самим сюжетом фильма.

В 20-е кинопоказы сопровождали лекциями и даже устраивали ретроспективы

Помимо обычных кинопоказов были и другие форматы: например, кинолекции. Вы приходите, и вам лектор показывает фильм со своими комментариями. Такой формат активно использовали — в основном в клубах или даже театрах, — а кинолекторы пользовались большим уважением. В середине 1920-х внезапной популярностью стали пользоваться вечера ретроспективы.

Длина фильма зависела от киномеханика. А кинопоказ могли остановить из-за порваной ленты

Поход в кино был не таким комфортным развлечением, как того бы хотелось. В 1920-е раздражающих факторов в кино было больше, чем сейчас. Например, работа киномеханика: он мог крутить пленку медленнее, чтобы потянуть время. Длина фильма не регламентировалась и зависела от того, насколько активно механик крутит ручку. Иногда это делали слишком быстро и могли в один вечер вместо трех фильмов показать четыре.

Естественно, это вызывало недовольство. Зрители не успевали читать титры, а в них была вся соль, потому что зачастую невозможно было понять суть киноленты только по визуальному ряду. А еще кинолента могла рваться — и фильм не смотрели.

Другой момент, который мог раздражать, — это переименование фильмов. Иногда один и тот же фильм показывали в разных местах под разными названиями. Вы шли на фильм, думая, что не видели его, а оказывалось, что он вам хорошо знаком.

В кинотеатрах часто было шумно — зрители могличитать титры вслух

Кино — несмотря на то, что было немым, — было довольно шумным событием. Существовала лаборатория, которая записывала реакции кинозрителей. Ее сотрудники приходили в кинозал и буквально по кадрам проводили градацию реакций. Например, если читать диаграмму на фильм «Броненосец Потемкин», то интересно, как его смотрели дети: они сопереживали, многие предваряли следующее действие активным рассказом про то, что может произойти.

В зале было довольно шумно еще и из-за коллективных чтений титров. Кто-то читал титры про себя, а кто-то — вслух. Практика чтения хором была довольно распространена — особенно, если это был кинотеатр попроще.

Многие ходили в кино по контрамаркам. Из-за этого цена на билеты порой поднимали

В период военного коммунизма многие зрелища были бесплатными. Введение платы за зрелища в начале 20-х воспринималось с некоторым напряжением. Но постепенно к этому привыкли.

Несмотря на то что кино было в целом доступным удовольствием, претензии из-за цен периодически возникали. Зачастую виновниками дороговизны билетов были люди, которые приходили по контрамаркам. В середине 20-х было огромное количество льготных билетов, многие имели возможность приходить в кино бесплатно — это были сотрудники разных газет, пожарные, сотрудники уголовного розыска. Считалось, что количество контрамарок компенсируется повышенной ценой на билеты.

В залах не было жесткого ограничения числа мест, поэтому зрители стояли в проходе, а перед сеансом могла начаться давка

Давка из-за мест в кино была связана с тем, что билеты продавали по другому принципу — на определенную зону в кинотеатре: например, первые ряды стоили дороже. В свою очередь это давало возможность продавать большое количество билетов. Часто — больше, чем могло поместиться народа. Люди сидели на лавках не ограничено, стояли или садились в проходах, перебегали на другие места.

Еще одной вещью, которая раздражала в кинотеатре, было хулиганство. Кино в пролетарских районах зачастую было небезопасным. Там могли ограбить и побить.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.
Партнеры Кампуса

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.