Могут ли в кафе запретить вам сидеть в помещении без заказа, когда вас вправе не пустить из-за фейсконтроля или дресс-кода и куда обращаться, если вас выгоняют без оснований? «Бумага» рассказывает, когда заведения могут не пустить вас внутрь и почему это законно.
Почему кафе вообще могут вводить собственные правила?
Формально кафе и рестораны обязаны оказывать услуги любому желающему. Но есть случаи, когда посетителей могут не пустить. Так, отказ будет правомерным, если его мотивируют, например, отсутствием свободных мест, электричества или воды, техническими неполадками или мероприятием с ограниченным количеством гостей.
Руководство каждого заведения имеет право устанавливать любые правила входа для посетителей, если они не противоречат законодательству России. Об этом говорится в постановлении Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания». Условия посещения должны быть доступны всем. Чаще всего наклейку с ними прикрепляют на дверь: например, «вход с собаками запрещен».
Если посетитель занимает столик на территории общего пользования (например, торгового центра или кинотеатра), то на него распространяются правила не самого кафе, а места, где он располагается. При этом они также не могут противоречить законодательству РФ.
Какие правила кафе или торговых центров считаются законными?
Как рассказал «Бумаге» адвокат Адвокатской палаты Петербурга Антон Костик, специализирующийся на гражданском праве, действующее законодательство России достаточно сильно ограничивает предпринимателя в принятии собственных правил. Они не могут дискриминировать посетителей по расе, полу, сексуальной ориентации или религии и не должны разжигать ненависть или вражду к какой-либо группе.
При этом, отмечает Костик, любое заведение может установить дресс-код, если он основан на объективных, а не субъективных критериях. В этом случае они вправе не пускать посетителей, если они, например, одеты не в официальные костюмы.
Фейсконтроль же, по словам адвоката, нельзя проводить в общественных заведениях, так как принцип «нравится — не нравится» — это произвольный и неправомерный отказ в оказании услуг. Заведения не вправе отказывать в обслуживании, если персоналу или охраннику не нравится ваша внешность или мировоззрение.
Могут ли вас попросить покинуть кафе, если вы пришли поработать или зарядить телефон, но не делаете заказ?
Так как руководство любого заведения может устанавливать собственные правила, они вправе подстраивать их индивидуально для себя. Так, одни могут запрещать сидеть в заведении без заказа и пользоваться розетками, а другие — разрешать приходить со своей едой.
Введение ограничивающих посетителей правил владельцы кафе объясняют тем, что клиент, который занимает место и при этом ничего не заказывает, косвенно наносит им материальный ущерб.
В разговоре с «Бумагой» кафе «Зингеръ», которое находится на втором этаже Дома Книги, приводит в пример собственную политику, распространенную среди петербургских заведений. Если в помещении есть свободные места, то они позволяют людям сидеть без заказа; если посетитель без заказа занимает лучший столик, его могут попросить пересесть; если места заканчиваются, его заранее просят либо что-то заказать, либо удалиться.
При этом предупреждения и просьба покинуть заведение, как отмечает адвокат Антон Костик, «не могут быть сопряжены с оскорблением чести и достоинства посетителя, а тем более с физическим принуждением и другими самоуправными действиями сотрудников заведения».
За какое поведение вас могут выгнать из заведения?
Заведения в Петербурге, как рассказывают в кафе «Зингеръ», в большинстве случаев просят уйти только людей, мешающим остальным клиентам. Очень пьяных и агрессивных посетителей выводят охранники.
При этом, если поведение клиента расценивают как непозволительное, его должны сначала предупредить, что это может привести к отказу в обслуживании. Только после этого, если посетитель не прекращает вести себя подобным образом, его могут вывести из кафе.
Выводить агрессивных посетителей должны быстро, чтобы они не навредили остальным клиентам. Если в кафе или ресторане нанесли вред вашему здоровью, вы, задокументировав это в травмпункте и при необходимости в полиции, вправе направить претензию заведению с требованием возместить физический и моральный ущерб.
Могут ли вас не пустить в кафе, если вы хотите только воспользоваться уборной?
Брать плату за использование уборной или нет — это опять же решение руководства кафе. В России нет специального закона, согласно которому вас обязаны пустить в уборную. До 2007 года в Петербурге существовал документ, который рекомендовал пускать людей пользоваться уборными на безвозмездной основе, но он уже утратил силу.
За посещение туалета у вас не могут требовать купить товар: это будет уже нарушением прав потребителя. При этом вас могут попросить заплатить только за «услугу пользования унитазом» или, например, «услугу мытья рук».
Кто в кафе может попросить вас уйти?
Зачастую за безопасность заведения отвечает охранник, но попросить вас уйти вправе каждый сотрудник кафе или ресторана. Как отмечает адвокат Антон Костик, будет некорректно требовать у сотрудников удостоверительный документ: их полномочия в этой ситуации зависят от обстановки.
При этом силовые меры, если они правомерны (например, клиент сопротивляется), могут применять лишь охранники: они вправе задержать дебошира до приезда полиции. Остальные сотрудники могут лишь обороняться.
Что делать и куда обращаться, если вы считаете, что вас необоснованно выгнали?
Адвокат Адвокатской палаты Петербурга Сергей Лукьянов, специализирующийся на уголовных делах, рассказал «Бумаге», что даже если вы считаете, что вас выгоняют из кафе неправомерно (например, отказ аргументируют вашей расой, полом, сексуальной ориентацией или религией), не нужно сопротивляться, а тем более оскорблять сотрудников заведения.
Лучше всего в этой ситуации сделать видео- или аудиозапись, которая докажет незаконность действий сотрудников заведения. Полезно будет также взять контакты людей, наблюдавших действия работников кафе или бара, чтобы они могли выступить свидетелями.
Еще вы можете обратиться в прокуратуру, Роспотребнадзор или суд. Как отмечает адвокат Антон Костик, первые две инстанции преимущественно накладывают на предприятия административные штрафы в пользу государства, а также выдают им предписания по прекращению нарушений закона. По его словам, в эти органы лучше подавать письменные жалобы лично или же по почте заказным письмом.
Если же вы хотите получить компенсацию морального вреда, говорит Костик, необходимо обратиться в суд с иском о защите прав потребителя. Тогда вас обяжут доказать факт нарушения своих прав с помощью свидетельских показаний, фотографий, аудио- или видеозаписей.