22 ноября 2016

Профессии, которые ненавидят: водитель маршрутки — о помощи людям, скорости движения и грязных салонах

Коренной петербуржец, решивший стать водителем маршрутки после путешествия автостопом, анонимно рассказал «Бумаге», что думает о набитых битком микроавтобусах, зачем разгоняется и резко тормозит, почему редко общается с пассажирами и какие необычные вещи люди забывали в его маршрутке.

Фото: obzorprezent Flickr via Compfight cc

Как вы начали работать?

Я родился и вырос в Петербурге, всю жизнь прожил во Фрунзенском районе. После школы отучился на электрика, начал интересоваться машинами. Проработав несколько лет по специальности, понял, что это не мое. Как раз тогда друг пригласил меня в поездку автостопом до самой Сибири. Когда я через полгода вернулся, меня дико кинули на деньги. Я понял, что нужно искать постоянный заработок, и решил, что такая работа [водителем маршрутного такси] мне подойдет. Нет, ну а что? Работа непыльная, к тому же — любимое дело, если позволите. Не всем же быть учеными. И вот четыре года как я здесь.

Еще лет в 18 я сдал на категорию B, чтобы водить папин ВАЗ. Для этой работы получил дополнительно категорию Д. У меня не было приводов, к тому же — подрабатывал на такси, поэтому проблем не было. Когда пришел устраиваться, провели дополнительные испытания на скорость реакции, экзамен по знанию правил дорожного движения и составили личностную характеристику. Тоже ни одной ошибки.

В чем суть работы?

Первое время я водил ПАЗик, но вскоре перебрался на «Газель»: мне больше подходит. Сейчас работаю на городском маршруте. Задача, впрочем, не сильно отличается: довезти пассажиров в целости и сохранности. Есть очень много, так сказать, неопытных водителей, еще не научившихся толком водить или специально нарушающих ПДД. Зачастую приходится продумывать их маневры, чтобы никто из салона не пострадал. Да, приходится резко тормозить. Да, я понимаю, что из-за этого маршрутку тряхнет. Зато без аварии. Я, может, идеалист, но считаю, что, раз получил права, значит, должен соблюдать правила.

Лично я знаю своего «коня» как пять пальцев, чувствую его. Это действительно необходимо, когда что-то начинает барахлить (а оно рано или поздно всё равно начинает). Важно понять, что это и где поломка. Когда новички приходят, часто, обращаясь в ремонтную службу, даже не могут объяснить, что случилось с транспортом. Так дела не делаются. Если это и вовсе произошло на дороге, из-за их оплошности люди опоздают по своим делам. А людей, я считаю, нужно уважать.

Конечно, требуется еще и урезонивать сограждан-пассажиров. Наверно, время сейчас такое, когда все всем жалуются. То сиденья грязные, то просят бесплатно провезти, то салон полный, то еду я слишком быстро. Всем недовольны. Только сиденья они же и пачкают. Помню, был забавный случай, когда подвыпивший мужчина жаловался, что нет свободных мест, потому что на свое он пролил пиво.

По поводу заполненности салона: у нас есть определенный регламент, согласно которому каждый водитель обязан соблюдать интервал между маршрутами. И мы стоим на остановке, ждем своего времени. И это вовсе не для того, чтобы собрать больше народу. Бывает дико смешно слышать вопрос от человека, который сам еле втиснулся: «А почему салон полный?». Ну а что касается быстрой езды, это опять же от водителя зависит. Я, если и разгоняюсь, делаю это только на свободной трассе, чтобы быстрее людей довезти. И только тогда, когда знаю, что по пути нет колдобин.

Сколько вы зарабатываете?

Многие, наверно, стесняются ответить на этот вопрос. А мне нормально: я получаю 25–30 тысяч в месяц. Конечно, зарплата целиком и полностью зависит от рабочих смен. У меня, например, рабочий день начинается в 6:30 и заканчивается в 23:00. Работаю посменно. Иногда, так как я сам по себе сильный, беру даже два дня подряд.

Почему вам нравится эта работа?

Не поверите, но общением с людьми. Я зачастую не говорю с пассажирами, это не поощряется. Но сам факт того, что я забираю людей с остановки почти в последний момент, когда остальные уже, скорее всего, закончили маршрут и свалили, — это чувство не передать словами. Улыбки, слова благодарности, запыхавшиеся люди. Дико круто.

Вообще, помощь людям — это то, что делает мой день лучше. Я, например, всегда найденные вещи отвожу на стоянку, чтобы владельцы их могли забрать. Правда, приходят немногие. У нас в диспетчерской практически склад всего самого разнообразного: и сумки, и телефоны, и даже компьютерный блок. Такое, правда, не каждый день встретишь. Чаще всего у нас оставляют перчатки (пары две я нахожу каждый день), шапки и шарфы.

Чем эта работа полезна обществу?

Хочется сказать, что многим. Но, на мой взгляд, польза именно от этой профессии пропорциональна совестливости водителя. Если он профессионал своего дела, то, конечно, это приятная поездка. Ну а если нет, вы, скорее всего, это поймете.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.