Криминальная хроника — внушительная часть повседневного новостного интернета. А иллюстрации таких новостей в буквальном смысле образуют картину дня: фотографии к текстам видны на сайтах СМИ, в соцсетях и сюжетах «Яндекс.Новостей» и сливаются в калейдоскоп похожих изображений. Плачущие дети, окровавленные ножи, дорожные знаки на мокрой трассе — кажется, все это мы где-то видели.
«Бумага» поговорила с тремя фоторедакторами региональных и федеральных изданий, чтобы узнать, почему все иллюстрации к новостям — одинаковые.
Дорожные происшествия
Наталья Ростовцева
бильдредактор ИА «Невские новости»:
— Для фоторедактора это плохая история — использовать стандартные заглушки. Но текст с картинкой привлекательнее, чем без, поэтому зачастую у нас нет выбора.
Отчасти на ситуации сказалось то, что пресс-службы российских ведомств — МЧС, МВД и СК — стали реже публиковать фотоотчеты с мест происшествий в последние год-полтора.
Хорошо, что сейчас таких одинаковых картинок «на новостях» становится значительно меньше: все больше возможностей брать в интернете реальные фотографии с мест событий.
В Петербурге есть прекрасная группа «ДТП и ЧП», где в этом смысле есть все. Еще очень выручает YouTube c огромным количеством материала с автомобильных видеорегистраторов, из этого удобно нарезать стоп-кадры.
И не надо думать, что только российские бильдредакторы «балуются» заглушками. Западные СМИ тоже используют шаблонные картинки, потому что сталкиваются с теми же проблемами поиска. И нож с кровью, который будет стоять на нашей новости про маньяка из Ленобласти, с тем же успехом может появиться на британской The Guardian, потому что у нас одни и те же фотобанки и клип-арты.
Орудия преступлений
Настя Головенченко
бывший начальник фотослужбы Meduza.io:
— Иллюстрации подобного рода часто появляются только потому, что архитектура сайта требует картинки. Фоторедактор должен хоть что-нибудь да поставить к тексту.
В этот момент начинается его творчество. И тут есть два направления мысли. Фоторедактор может заниматься аллегорическим высказыванием на тему, а может отталкиваться от фактов. Подобные однотипные картинки — это метафора: заключение у редактора ассоциируется с наручниками и решеткой; преступление — с пистолетом и ножом. Если отталкиваться от фактов, редактору нужно ставить картинку суда, в котором происходит процесс. Или скриншот улицы, на которой произошло ЧП.
Обычно однотипные картинки появляются от лени, неопытности, инерции или дурной привычки. Самый удачный выход из ситуации — поиск картинки по геотегу, большая помощь для редактора.
В «Медузе» мы просто отказались от картинок к новостям, как от ненужной работы — это был прогрессивный шаг. Нет смысла ставить картинку, чтобы заполнить дыру без смысловой нагрузки. Если в Донецке происходит обстрел и у меня есть снимки из группы «Донецк Live», я эти картинки возьму в новость, потому что они важны. Двигаться нужно от смысла.
Аресты, задержания, следственные действия
Александра Горохова
фоторедактор и фиксер, работала с «Русским репортером», «Русской планетой», National Geographic, Time:
— Начнем с того, что у нас в целом невысокий уровень фоторедактирования. На фоторедакторов нигде не учат, эту профессию можно познать только на практике, желательно в хорошем толстом журнале, которых осталось уже не так много.
Что касается новостных сайтов, тут просто нет времени на глубокий ресерч, на каждую заметку тратится минут пять. Но опять же, хороший фоторедактор, знающий, что он может найти в том или ином агентстве, может подобрать и что-то поинтереснее простых наручников, просеяв большое количество плохих фотографий.
Криминальная тема не слишком хорошо проработана фотоагентствами. Мне вспоминается всего две нормальные съемки в ТАСС и «Коммерсанте», которыми я пользовалась. Хуже криминальной темы может быть только, наверное, экономическая тематика: этот раздел что в стоках, что в новостных агентствах вызывает головную боль.
Проблема также в том, что на таких объектах (СИЗО, полицейский участок, тюрьма, больница) все довольно закрыто и забюрократизировано, и особо там не поснимаешь ни фрилансеру, ни даже аккредитованному фотографу в пресс-день.