Станцию петербургского метро «Беговая» должны сдать весной 2018 года, однако работы на объекте всё еще отстают от графика. В ноябре подрядчик заявил, что ввести станцию в эксплуатацию вовремя не получится. В Смольном это отрицают.
Почему строительство «Беговой» отстает от сроков, как подрядчик жаловался на задержки зарплат и бюрократию и зачем чиновники теперь работают на объекте без выходных? «Бумага» собрала всё, что известно о строительстве новой станции метро.
Из объектов, которые должны сдать к чемпионату мира — 2018, «Беговая» дальше всех от завершения
«Беговая», сначала носившая имя «Улица Савушкина», входит в список объектов, которые должны ввести в эксплуатацию до чемпионата мира. Строительство начали в августе-сентябре 2015 года. «Беговая» будет находиться к северу от «Новокрестовской»: станции продолжают Невско-Василеостровскую линию петербургского метро.
Сдать «Беговую» рассчитывают до апреля 2018 года. Однако министр транспорта РФ Максим Соколов, говоря об отставании в сроках строительства, заявил, что только «Беговая» находится в «красной зоне» строящихся объектов к чемпионату мира 2018 года.
В июле Албин рассказал, что отставание по срокам составляет два месяца
Вице-губернатор Игорь Албин в июле рассказал журналистам, что отставание на «Беговой» по всем видам работ достигло двух месяцев. Перед этим он отчитал чиновников комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) и заявил, что готов «переехать» на объект. Ранее он работал на строившемся стадионе «Санкт-Петербург» вместо своего кабинета в Смольном.
— Губернатор нашел изящный способ, когда штаб переезжает на объект долгостроя. Мне бы очень не хотелось, но если мне придется переехать на станцию метро «Беговая», я не знаю, где вы [замглавы КРТИ Михаил Цалко] окажетесь после этого.
Замглавы КРТИ Вадим Власов через неделю после визита Албина отчитался, что работы на «Беговой» отстают на один месяц. «Метрострой» обещал ликвидировать отставание до конца августа.
В ноябре Смольный отсудил у генподрядчика работ «Метростроя» 77 миллионов рублей, так как тот не выполнил часть работ по подготовке территории для строительства участка метро от «Приморской» до «Беговой». Иск Смольный подал еще в апреле 2016 года.
Подрядчик рассказал, что «Беговую» не успеют запустить к чемпионату мира. И пожаловался на задержки зарплат
В ноябрьском выпуске «Метростроителя» (корпоративная газета «Метростроя») гендиректор подрядчика работ СМУ-13 Сергей Сепитый утвердительно ответил на вопрос о том, могут ли «Беговую» на время чемпионата мира оставить на прогон.
— А другого варианта нет и не было. Судите сами. По ПОСу (проект организации строительства, — прим. «Бумаги») мы должны были бы закончить ее где-то в мае 2018 года… Но начинать строительство станции надо было годом раньше.
Сепитый в интервью корпоративной газете также пожаловался на задержки зарплат. По его словам, работникам платят 79 рублей в час. Он считает, что эта оплата ниже реальной стоимости работ в пять раз.
— Задержки зарплаты тяготят руководство «Метростроя» на всех уровнях, начиная с генерального директора и заканчивая горным мастером. <…> Люди приходят работать в «Метрострой» на особо опасные производственные объекты, рискуют своей жизнью. Поэтому считаю, что срывать, затягивать, «забалтывать» сроки выплат заработной платы, этого жалкого прожиточного минимума, — просто подло. <…> Кто виноват — не знаю, во всяком случае, не те люди, которые в шахте работают, и не те, которые ими руководят в «Метрострое», это точно.
По словам Сепитого, гендиректора подразделений «Метростроя» написали коллективные письма главе КРТИ Сергею Харлашкину о систематических задержках зарплаты.
Помимо прочего, Сепитый рассказал, что им не хватает бюджета и рабочих: в июле их было 480, а требовалось 586. Сейчас количество работников увеличили, однако подрядчики все равно жалуются на нехватку рук. Кроме того, по словам Сепитова, прием работ слишком бюрократизирован.
— Если мы что-то не успеем построить к каким-то срокам, то нас за это отругают, может быть, снимут с работы, а вот если что-нибудь обвалится, то тогда нас всех «закроют» в определенные места. Очень не хочется знакомиться на старости лет с пенитенциарной системой. Поэтому лучше будем без эмоциональных излишеств строить аккуратно.
Позже в «Метрострое» заявили, что «Беговую» сдадут в срок
Через несколько дней после выхода газеты в «Метрострое» заявили, что «Беговую» сдадут весной 2018 года. Слова Сепитого в компании назвали эмоциональным высказыванием.
При этом ноябрьский выпуск «Метростроителя» удалили с сайта «Метростроя». Но позже он снова стал доступен, в интервью Сепитого исправлений не внесли.
Информацию о том, что к чемпионату мира «Беговая» будет стоять на прогон, 24 ноября опроверг и Игорь Албин.
Анонимный собеседник «Фонтанки», связанный со строительством объекта, объяснил, что до «Беговой» могут не пускать поезда в час пик после матчей.
— Есть опасность, что из десятков тысяч болельщиков, которые хлынут со стадиона, слишком многие отправятся на «Беговую». В том числе те, кто спустился на «Новокрестовской» — как обычно, в час пик люди доезжают до конечной, чтобы сесть в пустой поезд.
В ноябре Албин отменил выходные для руководства КРТИ и приказал чиновникам переезжать на «Беговую»
Албин 24 ноября отменил выходные и праздники для руководства и чиновников КРТИ, ответственных за строительство «Беговой».
«Праздники и выходные для вас отменяются. Переезжайте на объект», — сообщил Албин Сергею Харлашкину и главе «Метростроя» Николаю Александрову во время обхода станции. Михаилу Цалко он пригрозил дисциплинарным взысканием, вплоть до увольнения.
Теперь Харлашкин и представители комитета посещают «Беговую» ежедневно в 8 часов утра и 8 часов вечера, в том числе и по выходным, рассказала «Бумаге» пресс-секретарь КРТИ Юлия Головина.
Главная проблема «Беговой» — грунт, с которым тяжело работать, говорят в «Метрострое»
Еще одна проблема «Беговой» — это тиксотропный (разжижающийся под воздействием вибраций) грунт на месте работ. Об этом «Метростроителю» рассказал начальник отдела главного диспетчера ОАО «Метрострой» Петр Самокутяев. Грунт на «Беговой», по его словам, «настолько неустойчив, что если взять его в руки, он буквально начинает растекаться».
— Здесь следовало бы строить станцию глубокого заложения. Эта территория — бывшее дно Финского залива, поверхностные грунты тиксотропные, при любом механическом воздействии, будь то ковш экскаватора или шаги человека, они резко меняют свои характеристики и мгновенно начинают течь.
Один из подрядчиков работ летом также жаловался, что для соблюдения сроков не хватает пенообразующих материалов, масел и места для размещения и утилизации грунта. К тому же, грунт нельзя было вывозить в дни матчей на стадионе «Санкт-Петербург», а в тот момент в городе проходил Кубок Конфедераций.
На строительство станции изначально дали 2,5 года. Глава «Метростроя» Николай Александров во время летнего визита Албина сказал, что на работы такого типа нужно не меньше 4,5 лет, однако вице-губернатор заявил, что эти нормы устарели.
Сейчас строительство станции отстает на один месяц
В КРТИ 24 ноября заявили, что отставание по сооружению основный конструкций составляет месяц. Чтобы ликвидировать отставание, комитет создал временную площадку для вывоза грунта и увеличил площадь стройплощадки для стационарных кранов. До конца декабря монолитные работы хотят закончить, с января собираются начать установку оборудования.
Стоимость строительства нового участка Невско-Василеостровской линии метро (от «Приморской» до «Беговой») составляет 30 миллиардов рублей, в том числе 12 миллиардов из федерального бюджета, сообщают в КРТИ. 10 миллиардов из общей суммы еще не освоены. Хотя сроки сдачи остаются прежними, Харлашкин предположил, что понадобится еще две недели после 30 марта, чтобы ввести готовые станции в эксплуатацию.
Министр транспорта заявил, что, хотя «Беговая» и находится в «красной зоне», «критическую точку» она прошла. В метрополитене Петербурга «Бумаге» сообщили, что их организация пока не работает на «Новокрестовской» и «Беговой», но уже готовит персонал.