«Бумага» многие годы публиковала истории иностранцев в Петербурге. После вторжения России в Украину экспатами стали и многие петербуржцы. В этой рубрике мы говорим с ними о новом культурном опыте, уроках эмиграции и тоске по Петербургу.
В Петербурге Анна Каплунова работала балериной и выступала в Михайловском театре. В 2020 году она переехала в Лос-Анджелес и начала преподавать классический танец, хотя никогда не думала о себе как о педагоге. После учебы в Академии имени Вагановой балерина оказалась очень востребованной в США. О своей жизни и работе в США Анна рассказывает в своем блоге.
«Бумаге» Анна рассказала, почему она решила уйти с российской сцены, чем ее удивила театральная сфера в США и почему местные родители не давят на занимающихся балетом детей.
Тоже уехали из Петербурга, но каждый день проверяете местный прогноз погоды?
Мы объединяем петербуржцев по всему миру в проекте «Кисы на Обводном» — присоединяйтесь и получайте приветы из любимого города.
- Род деятельности: балерина, преподавательница балета
- Не в России: 4 года
— Я уехала из России в США в сентябре 2020 года. Мы с мужем выбрали Лос-Анджелес, потому что в 2020-м он учился на режиссера. Мы хотели жить в городе, где есть возможности для творчества и для развития в кино и танцах.
Причин переезда было несколько. Во-первых, тогда я уже четыре года проработала в Михайловском театре и хотела попробовать другой коллектив и не в России. Во-вторых, в 2019-м году я познакомилась со своим будущим мужем, у которого американское гражданство. Поэтому мне было проще переехать и легализоваться именно в США.
Я хотела поработать в сфере балета не в России, потому что устала от российской театральной системы. В российских театрах, по крайней мере в Михайловском и Мариинском, в год проходит по 300 спектаклей. Выходной на неделе всегда только один. В обычное время в неделю выходит 4-5 спектаклей, а в пиковый сезон 6-7. Например, в США у артистов может быть всего 10 выступлений за три месяца.
Из-за этого я не успевала проживать каждую роль — для соло или новой роли нужно время, чтобы погрузиться в танец. Но у такого темпа есть и свои плюсы — танцоры получают огромный сценический опыт и повышают свою зарплату. В театре у нас был оклад, к которому прибавлялась оплата за каждый выход в спектакле.
В российских театрах артисты очень сильно зависят от руководства, которое при этом редко меняется. Из-за этого некоторые танцоры могут годами сидеть на одних и тех же ролях или вообще без ролей. У меня были хорошие отношения с руководством, но я хотела чего-то нового. Для этого мне нужно было переехать.
Как ваша жизнь изменилась в новом месте?
— Несмотря на то, что у меня был легкий кейс иммиграции как жены гражданина США, у меня были сложности при переезде. Два года я не могла официально работать. Для работы в театрах везде нужны документы и разрешения.
Изначально я рассчитывала, что буду работать именно как танцор. Но пока я два года ждала документы, я поняла, что именно для работы артистом нужно уехать из Лос-Анджелеса. В этом городе много возможностей для телевидения и кино, но для танцоров всё происходит в Нью-Йорке. Но переезжать мы с мужем не хотим.
За два года я также успела изучить зарплаты артистов. Оказалось, что работая преподавателем я буду получать больше. Тем более через десять лет мне бы всё равно пришлось перестать танцевать.
До переезда в США я никогда не собиралась становиться педагогом, но мне понравилось. Здесь меня видят как большого профессионала. В США любят Академию Вагановой — ее считают Гарвардом среди балетных школ. Мое исполнение отличается от привычного в США. В России акцент делают на чистых линиях и правильных позициях, а здесь на пируэтах. Как артистка я здесь востребована не так [сильно], как педагог.
Как только в 2022-м у меня появилось разрешение на работу, я начала отправлять резюме в балетные школы. Удивительно, но мне отвечали в тот же день. В одной из школ я проработала два года. Потом я меняла школу, и снова получилось найти работу очень быстро. Я даже выбирала из четырех предложений.
Чему вас научила жизнь в США?
— После переезда я поняла, что могу справиться с чем угодно. Я чувствую, что здесь у меня всегда будет возможность заработать и не пропасть. Если у человека в США есть интернет и базовый английский, он сможет тут спокойно жить.
Жизнь в Лос-Анджелесе заставила научиться водить машину, потому что в этом городе невозможно и даже иногда опасно ходить пешком. Теперь я не представляю свою жизнь без машины.
Сейчас я работаю с детьми от трех лет. Родители-американцы никогда не давят на них и не просят сделать из них чемпионов. Отчасти это связано с тем, что в США балет не считают настолько престижной профессией, как в России, например. Здесь иногда в больших городах даже нет театров. Большинство из них находятся на восточном побережье США.
В Лос-Анджелесе всего одна постоянная труппа, и у нее нет своего театра. В Калифорнии артисты выступают в небольших театрах и часто их меняют. Для меня после работы в театрах-дворцах это было шоком.
Три находки в США
- Разнообразие культур. В США очень много мигрантов и города часто поделены на районы по национальностям. Можно погулять по городу и будто бы побывать в нескольких странах. Еще благодаря такому разнообразию не страшно отличаться от окружающих и быть собой.
- Доступность природы. В Калифорнии много национальных парков и мест с потрясающей природой. До всех таких мест легко добраться самостоятельно на машине. А рядом с парками обязательно всё будет аккуратно обустроено — с уборными и местами для отдыха.
- Горнолыжные курорты. Сначала я удивилась, что в Калифорнии можно кататься на лыжах. Штат так расположен, что здесь можно и поплавать в океане, и сходить в горы.
Что бы вы хотели перенести из Лос-Анджелеса в Петербург?
— Хотелось бы перенести погоду и то количество солнца, которое есть в Лос-Анджелесе. Каждый раз, когда ты тут просыпаешься, в окно светит солнце. Не хочется спать до 11, как в Петербурге.
Все фото предоставлены Анной Каплуновой
Что еще почитать:
- Пять лет в Боготе: петербурженка помогает экспатам освоиться в Колумбии — где ценят личные связи и долгие смол-токи и не допускают одиночество.
- Чем Бангкок похож на Петербург и почему тайцы такие спокойные? Антон 15 лет назад доехал в те края автостопом, выучил язык и стал популярным гидом.