16 ноября 2024

Вы видели, как Адама и Еву изображал Петров-Водкин? Вот история его «Изгнания из рая» — с новой выставки в KGallery

В KGallery 19 ноября начнет работу масштабная выставка картин Кузьмы Петрова-Водкина из частных собраний — своеобразный ремейк выставки «Кузьма Петров-Водкин и его ученики», прошедшей в галерее в 2007 году.

Посетителям покажут работы самого Петрова-Водкина, а также учителей и учеников художника: Валентина Серова, Александра Самохвалова и других авторов. В отдельный блок экспозиции выделили религиозную живопись Петрова-Водкина — центральным экспонатом этого раздела станет полотно «Изгнание из рая».

«Бумага» рассказывает, чем примечательна эта картина и какие еще работы на религиозные темы создал мастер.

Кузьма Петров-Водкин, «Изгнание из рая». Фото предоставлено KGallery

Как отмечают в KGallery, отношение Кузьмы Петрова-Водкина к религии было сложным: по словам исследовательницы его творчества Елены Селизаровой, художник «верил в Творца как в некую высшую силу», но не был в восторге от христианства как институции.

Несмотря на это, живописец работал с религиозной тематикой: возможно, на это повлияла его учеба у профессионального иконописца Захария Суконцева. Например, в 1913 году он занимался росписями Морского собора в Кронштадте, а годом позже Петров-Водкин создал мозаичное панно «Христос-Сеятель» для семейной усыпальницы Эрлангер на московском Введенском кладбище.

Незадолго до этого — в 1911 году — автор обратился и к религиозной станковой живописи. Темой для картины Петров-Водкин избрал библейский сюжет изгнания Адама и Евы из рая, к которому обращались многие известные художники, от Микеланджело до Дюрера. Впоследствии эту работу приобрел коллекционер Илья Палеев, семья которого и предоставила картину для выставки в KGallery.

Петров-Водкин не относил «Изгнание из рая» к числу своих творческих удач, но эта работа характерна для его творчества первой половины 1910-х годов, когда художник и обрел собственный живописный язык.

Искусствоведы из Русского музея сравнивают «Изгнание из рая» с другой работой автора того же времени — картиной «Сон», появление которой на выставке Союза русских художников вызвало серьезную полемику в прессе. Например, Илья Репин в письме газете «Биржевые ведомости» охарактеризовал картину Петрова-Водкина так: «Этому безграмотному рабу случилось увидеть двух взбитых парижской рекламой нахальных недоучек Гогена и Матисса. Невежественный раб смекнул, что и он так может намалевать». Петров-Водкин в ответ отметил, что верит «в нарождение самого себя, в опрощение языка — аксессуаров и цвета».

Позднее художник в своем творчестве сосредоточился на других темах, однако и религиозные сюжеты в его картинах периодически встречались. К примеру, в рисунке «Ретроспектива» 1920 года Петров-Водкин изобразил историю человечества от Рождества Христова. А осада Петрограда белой армией привела художника к написанию картины «Богоматерь на фоне осажденного города», которую искусствоведы сравнивают с его же «Петроградской мадонной».

Что еще почитать:

Бумага
Авторы: Бумага
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.