Из-за статуса «иноагента» Заксобрание лишило депутатских полномочий члена фракции «Яблоко» Бориса Вишневского. Один из самых известных оппозиционных политиков Петербурга был вынужден отказаться от своего мандата.
«Бумага» публикует прощальную речь Вишневского в Мариинском дворце и показывает, как выглядел его последний рабочий день 30 октября.
Борис Вишневский
депутат Заксобрания Петербурга, 2011–2024 годы
— В 2011 году я пришел в городской парламент в результате волеизъявления избирателей, которые еще дважды подтверждали доверие ко мне. А ухожу в результате внесудебной расправы, организованной теми, кто борется административными методами с теми, с кем не может бороться политическими.
Собственно, для этого и написано законодательство об «иностранных агентах». Чтобы сперва голословно, без суда, подписью чиновника, назвать оппозиционного политика «иностранным агентом», потом лишить его множества конституционных прав, а потом суды поставят штамп законности на репрессивном решении, игнорируя аргументы.
В этой ситуации невозможно доказать свою правоту правовыми методами, потому что принципиально неправовой является сама репрессивная система. Тем не менее, я продолжу оспаривать решение министерства юстиции в суде, защищая не только свое доброе имя и репутацию, но и нарушенные права и достоинство своих избирателей.
Перемены в стране и городе обязательно начнутся — как бы ни казалось властям, что так будет всегда.
Предшественникам нынешней власти тоже так казалось 40 лет назад. Но случилось иначе. Обязательно вернутся и верховенство прав человека, и свобода и демократия, и парламентаризм, и честные выборы, и свобода слова и собраний. Потому что таков естественный ход истории. Его можно затормозить, но нельзя остановить. Я обязательно вернусь.
Контекст. В поддержку Бориса Вишневского на заседании выступили только коллега по «Яблоку» Александр Шишлов и Михаил Амосов из фракции «Справедливая Россия — За правду». От единороссов слово взял Константин Чебыкин, который в последние годы чаще других оппонировал Вишневскому в парламенте. Оказалось, что они живут в соседних домах. Чебыкин предложил Вишневскому обращаться к нему как к депутату с предложениями.
«Ну вот, в приемную, пожалуйста, приходите к Константину Александровичу», — с улыбкой резюмировал спикер Заксобрания Александр Бельский.
Что нужно знать о политике. Борис Вишневский пришел в политику в конце 1980-х, тогда он был старшим научным сотрудником НПО «Ленинец». В 1990 году при поддержке комитета «Демократический выбор-90» избрался депутатом Московского районного совета. В дальнейшем работал помощником первого в истории спикера Заксобрания Юрия Кравцова, вице-губернатора Игоря Артемьева и депутата Михаила Амосова.
В 2011 году Вишневский впервые победил на выборах в Заксобрание. К тому моменту он был постоянным участником градозащитных акций, в том числе массовых протестов против строительства небоскреба «Газпрома» на Охте. В защиту Охтинского мыса политик написал серию статей для «Новой газеты», которые впоследствии переиздал в виде книги.
Свой депутатский мандат Вишневский дважды защищал на выборах. В 2019 против «яблочника» выставили двух «спойлеров», которые на время кампании поменяли имена и фамилии, тоже став Борисами Вишневскими.
Вишневский был рекордсменом Заксобрания по числу обращений в адрес чиновников, ежегодно критиковал предлагаемый Смольным проект бюджета и оказывал поддержку политзаключенным и задержанным на уличных акциях.
За годы политической деятельности Вишневского немало критиковали. Единороссы ругали его за популизм и «митинговщину». Оппозиционеры припоминали давние приятельские отношения с бывшим спикером Вячеславом Макаровым, критику «Умного голосования», обвиняли в «сливе» протестной кампании против повышения пенсионного возраста и нежелание выступать единым фронтом на выборах.
Оставаясь в России, политик осуждал Кремль за аннексию Крыма и начало полномасштабной войны. «Иноагентом» его объявили в марте 2024 года за несколько интервью журналистам, уже получившим этот статус.
Как пережить сложные времена? Вместе 💪
Поддержите нашу работу — а мы поможем искать решения там, где кажется, что их нет