Это рубрика «Вдох. Выдох», в которой мы рассказываем о вдохновляющих людях. Подпишитесь еще и на нашу рассылку — и замечайте больше хорошего вокруг 💚
Это история про фотопроект, в котором женщины старше 50 лет снялись обнаженными. Его создала Полина Сойреф, документальный фотограф из Петербурга. Фотографии и монологи участник были опубликованы в материале «Опыт тела» в «Новой вкладке».
Для рассылки «Бумаги» «Вдох. Выдох» Полина рассказывает, зачем она убеждала женщин сняться обнаженными, как это помогает им и другим принимать себя и чему учит опыт, который несет в себе тело.
Как возникла идея проекта
— Мне было интересно исследовать и показать возраст взросления, перехода от условной молодости — 30, 40, 45 и дальше — к возрасту, в котором, как мне казалось, женщины выпадают из поля зрения.
Мы разговаривали с мамой, ей 54, она давно в разводе, и она говорит: «Я замуж хочу еще раз, но как будто бы мне уже нельзя». Это возраст, когда еще продолжается женственность, но в обществе уже идет переключение — всё, иди на дачу, к внукам.
Тело мне интересно, в том числе как хранилище личной истории. Начиная со шрамов, татуировок — буквальной записи того, что с нами происходило. И заканчивая положением тела, тем, как мы двигаемся, как мы садимся и смотрим. Всё это личный опыт, упакованный в тело. Когда снимаешь портрет, то снимаешь человека не только в определенную долю секунды, но и в некотором его накопленном опыте. Это то, что меня интересует и про что я не дописала диссертацию.
Из-за того, что мне интересно тело, я довольно много снимаю ню. И в какой-то момент мне стало скучно: все юные, прекрасные. Поняла, что мне хочется поснимать кого-то взрослого. Я написала в инстаграме, и откликнулась моя знакомая, ей, по-моему, 47. Мы поснимали, это было круто. И я подумала, что хочу это продолжать как проект для себя. Мне 30, я понимаю, что тело меняется. Это не страх, скорее, непонимание, что же будет через 10, 20 лет, и хотелось с этим соприкоснуться.
Я написала Свете Софьиной, фоторедактору «Новой вкладки», что есть идея такого проекта. Мы решили выпустить проект к 8 марта, и где-то за месяц всё отсняли. Света сказала мне расширять географию, так что у меня есть героини из Петербурга, Петрозаводска, Екатеринбурга, за пределами моего обычного круга поиска.
О поиске героинь
— Сначала я писала в соцсетях, что ищу героинь. Одна девочка свою маму мне привела, а та привела свою подругу. То есть это было таким сарафанным радио. В Екатеринбурге я снимала женщину возраста моей мамы, она подруга моей подруги.
Наше поколение как будто попроще уже раздевается, а старшее поколение все-таки сложнее. Поэтому еще я писала в группах поиска моделей, что если интересен в принципе опыт съемки, то есть вот такой вариант.
Были люди, которые говорили «круто», но не могли согласиться из-за работы. Я предложила маме, а мама такая: «Блин, хорошо, но я завуч в школе».
О цели проекта
— Проект в целом про какую-то насмотренность и нормализацию. Не «посмотрите, женщины такие-то», а просто посмотрите — женщины. Чем больше мы видим чужие тела, нашу разницу в телесности, тем проще жить и с собой, и с другими — отстать от себя, отстать от соседа.
Я очень волновалась в процессе. Потому что эта тема — совсем хрупкая зона: возраст, внешние изменения. С некоторыми из героинь были очень долгие разговоры про принятие и непринятие внешности, про то, что тело меняется, что с ним становится сложнее.
Самое волнительное было отправлять героиням фотографии. Я нажимала «отправить», и мне хотелось убрать телефон, поставить авиарежим. Некоторые честно говорили, что им сложно с этими фотографиями, но они всё равно рады, что они есть, потому что увидели себя такую не в зеркале, а на снимках. То есть самого ужасного сообщения: «Боже, какой кошмар, не выкладывай это никуда и вообще удали» — такого не произошло.
[После завершения проекта] как будто бы у меня появился некоторый горизонт. Я узнала разные точки зрения, поняла, что очень много зависит от того, как ты вообще на это смотришь. У меня появилось соприкосновение с чужим опытом, и стало в каком-то смысле спокойней. И, конечно, было удивительно здорово в процессе — во время разговоров, съемок. Любая ню съемка — про очень мощное доверие, и тут было как-то особенно сильно.
Истории, которые особенно отозвались
— [Одна из героинь] Ирина говорила, что надо решить, какой старушкой ты хочешь быть и двигаться в эту сторону. Потому что ты всё равно ею станешь, но у тебя есть возможность выбрать, какой именно.
Удивительный был разговор с Еленой. Она бывшая балерина, и ее воспитанное балетное достоинство повлияло на всю ее жизнь. В том числе на то, как она двигается: буквально видишь, что человек не просто делает движение — он заканчивает каждое движение. Даже в каких-то простых бытовых вещах.
Или Лариса. Ей 60, и она такая: «Я недавно стала носить мини-юбки, потому что всегда стеснялась своих ног» или «Я пошла на курсы итальянского», «Меня дочь уговорила платье-сетку надеть». Она просто сияющая, ты смотришь на человека и не понимаешь — ей 60 или 40. Было просто потрясающе увидеть, что драйв, радость не зависит вообще от возраста.
Классная мысль была у Натальи про то, что в какой-то момент ты понимаешь, что окей, ты не успеваешь всё, как раньше. И это может быть хорошо: ты становишься избирательнее в том, что ты делаешь, с кем хочешь проводить время, с кем не хочешь, куда тратишь энергию. То есть устаешь быстрее, но при этом как будто лучше понимаешь, что тебе надо.
О проблеме восприятия возраста в жизни и в рекламе
— Несколько лет назад я увидела рекламу с кем-то из голливудских див. Ей за 70 уже и на фото она стоит в открытом вечернем платье, у нее разведены руки и зафотошоплены плечевые части (имеется в виду кожа под бицепсом, которая с возрастом, как правило, провисает — прим. ред.). Они у нее идеально подтянутые как у 30-летней, а в 70 там всё равно висит кожа, как ни занимайся. И мимо нее идут женщины со своими мужчинами, и мужчины смотрят и думают: «А моя женщина иначе выглядит». И женщины тоже смотрят: «А я иначе выгляжу». И я тогда думала, что мы проигрываем в этой точке, когда реклама абсолютно не соответствует реальности.
Если гуглишь про женщин возраста 45 или 50+, то будут или модели из модельных агентств, или тексты, как держать себя в форме, как похудеть, как следить за собой. То есть, как выдрессировать это тело, чтобы оно продолжало соответствовать твоим ожиданиям и ожиданиям общества.
Но когда ты слушаешь личные истории… С одной стороны, есть принятие, что тело меняется, а с другой — ты открываешь всё время что-то новое в себе.
О реакции на публикацию проекта
— Когда я отправляла каждой героине ее фотографии, там, конечно, было: «Ой, ничего себе, сколько у меня, оказывается, тут складок». А когда отправила готовый материал, мне практически все написали: «Какие МЫ красивые, какие мы классные, как здорово». То есть появилось ощущение общности и цельности, сестринство, единство.
Еще я волновалась, что будет негативная реакция в соцсетях, была готова защищать своих героинь. И не получила, кажется, ни одного такого комментария. Мне написало очень много женщин моего возраста или чуть постарше: «Полина, мы увидели твой материал, спасибо за него, потому что я начала про это думать. У меня ребенок, у меня тоже меняется тело, спасибо, что ты это сделала». У «Верстки» были десятки комментариев, больше тысячи лайков, открываешь пост и там тоже благодарности: «Какие прекрасные женщины».
Как обойти Роскомнадзор? 👀
Подпишитесь на рассылку «Вдох. Выдох» с главными новостями дня — ее невозможно заблокировать
Что еще почитать:
- Как соседи из Семенцов отстаивают витражи в домах. Они уже спасли один — и теперь борются за другие адреса и рисуют комикс.
- Как изменился облик Петербурга при Беглове? «Тучков буян» не построили, градозащита потеряла независимость, но общественных пространств стало больше.