18 апреля 2024

«Меня переполняют солидарность, ярость и скорбь». Почему россияне участвуют в грузинских акциях протеста

Вместе с тысячами грузин на акции против закона об «иноагентах» вышли и десятки эмигрировавших россиян.

Paper Kartuli поговорила с двумя участниками протеста в Тбилиси об их опыте и мотивации присоединиться к акции.

Даниил, художник:

— В этом году меня, как и всех, очень оскорбила вторая попытка принять закон. У меня много друзей и знакомых, которые стали «иноагентами» в России, которым несладко живется из-за этого. Я очень волнуюсь, что в Грузии всё пойдет именно по такому сценарию.

Как только я сюда приехал, я стал сразу погружаться в политический, социальный, культурный контекст. Больше года назад, это был мой пятый-шестой месяц в Тбилиси, во время мартовских протестов против первой попытки принять закон об «иноагентах», я твердо решил, что пойду. И мне было легче от того, что тогда со мной был мой грузинский друг. Все дни мы стояли с ним вместе, попадали в жесткие замесы, наглотались газа, наплакались от перцовых баллончиков.

Тогда же, год назад, я придумал лозунг для плаката «I want my country to fuck off from Georgia», с которым вышел и в этом году, но изменил название страны на Сакартвело. Я получил очень много слов солидарности от очень крутых грузин из близких мне сфер — культуры, искусства и политики. Никакого осуждения со стороны грузинского общества из-за того, что я участвую не в своем деле, я не почувствовал.

Фото из личного архива Даниила

В первый же день, как появилась новость [о том, что закон об «иноагентах» снова будет внесен на рассмотрение], я пошел к парламенту. Тогда людей было совсем немного. 15 апреля был первый крупный митинг. Я вышел со своим плакатом, опять получил уйму благодарности, меня все фоткали. Это было одновременно приятно и страшно, потому что было много случаев, когда людей не пускали в Грузию без объяснения причин. И есть предположения, что эти причины могут быть связаны с участием во внутренней политике Грузии.

Я был политически активен и участвовал во всем, в чем только мог, еще живя в России. Но у нас ничего не получилось. Когда я эмигрировал, я уже точно знал, куда я уезжаю, знал, что это страна, которая во многом пострадала от действий России. Я понимал, что могу и хочу помогать Грузии в стремлении к независимости и евроинтеграции. Особенно учитывая то, что нынешние действия грузинской власти просто копируют российские практики.

Мне бы хотелось обратиться ко всем экспатам, проживающим в Грузии: давайте, пожалуйста, будем внимательны к месту и к людям, которые нас окружают. Если мы себя мним борцами с режимом, которые уехали, потому что не хотят быть его частью, то давайте не останавливаться на этом, а понимать, что политика есть не только в России, а еще в том месте, где мы сейчас живем и так или иначе являемся частью общества. Я очень прошу всех хотя бы следить, что происходит, хотя бы разговаривать об этом с друзьями, со знакомыми.

Евгения, активистка:

— После России и Беларуси, где протесты подавили, хочется поддержать прогрессивных граждан Грузии элементарно физическим присутствием. Чем больше людей сплоченно выражают активную позицию, тем сложнее их разогнать, рассоединить, посадить в автозаки, запытать до смерти или выгнать из страны.

Я честно рассказываю свою историю — о том, как уехала только после возбуждения уголовного дела, и о том, что волонтерю тут фултайм. Раз за разом я получаю от граждан Грузии только поддержку, сочувствие и предложение помощи. Я ни разу не сталкивалась с открытой русофобией в личном общении. Порадовало, что за много часов на митинге никто не попросил нас уйти, хотя окружающие слышали нашу русскую речь. Мы скандировали вместе, и местные охотно с нами общались.

Фото из личного архива Евгении

Я всегда рассказываю о наших благотворительных инициативах: о «Волонтерах Тбилиси», Emigration for Action, Choose to Help, о том, что нам всегда нужны волонтеры. Лично я вхожу в состав «Волонтеров Тбилиси», и мы помогаем не только украинцам: ежемесячно мы отправляем тонну гуманитарной помощи на линию оккупации. У нас есть социальная столовая, где мы каждый день кормим пожилых людей из местного дома престарелых. Я искренне говорю людям, что Грузия и ее граждане — полный восторг, что меня переполняют солидарность, ярость и скорбь, что у нас общий противник. И меня слышат.

Фото на обложке: личный архив Даниила

Что еще почитать:

Бумага
Авторы: Бумага
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.