Партия «Единое национальное движение» за годы правления сделала многое: во главе с Михаилом Саакашвили в Грузии повысился уровень жизни, появились демократические институты, экономика стала меньше зависеть от России, а связи с Европой и США укрепились. Всё началось с первой послесоветской «цветной» революции — «революции роз» 2003 года.
Сегодня в обществе поддержка европейского пути развития остается высокой — несмотря на это, бывший президент находится в заключении, а депутаты крупнейшей оппозиционной партии переживают кризис за кризисом и теряют поддержку.
Специально для Paper Kartuli Тина Гегучадзе рассказывает, с чего началась «революция роз» и как она до сих пор влияет на роль ЕНД в политике Грузии.
Оглавление
- Как и почему партия Саакашвили организовала «революцию роз»
- Начало эпохи ЕНД: что было после разгромной победы Саакашвили на выборах
- Как ЕНД реформировала Грузию и жестоко подавляла протесты
- Как ЕНД проиграла «Грузинской мечте» после войны 2008 года и массовых протестов
- ЕНД без Саакашвили. Главное из жизни партии за последние 10 лет
Как и почему партия Саакашвили организовала «революцию роз»
Саакашвили создал партию «Национальное движение» (тогда еще не «единое») в 2001 году — после того, как ушел с должности министра юстиции в правительстве Эдуарда Шеварднадзе. Цель не была тайной — вместе со сторонниками политик хотел отстранить действующего президента от власти. И у него получилось — но добился он этого не в одиночку.
Катализатором массовых протестов 2003 года стали парламентские выборы. «В 2002 году Грузия была скорее государственным образованием — не было всех тех институтов, которые мы видим сегодня. Сегодня существует государство, и институты работают, несмотря на то, что в политическом смысле мы находимся в “болоте”. [Но тогда] были импульсы, чтобы страна была другой, для рывка. Для реформаций необходимо, чтобы накопилась существенная критическая масса», — говорит политолог Гела Васадзе для Paper Kartuli.
Оппозиция обвинила власти в фальсификации результатов выборов и потребовала немедленной отставки правительства. На тот момент Михаил Саакашвили был председателем Сакребуло (с грузинского: городской совет) Тбилиси. Ключевыми лицами революции были также лидеры оппозиционного блока «Бурджанадзе — демократы» — спикер парламента Нино Бурджанадзе и основатель партии «Объединенные демократы» Зураб Жвания.
«Шеварнадзе был старым, советским человеком, который на самом деле и так заканчивал карьеру — и из его же гнезда выпорхнули три молодых, харизматичных и сильных лидера, которые хотели изменений. Люди доверились им, выбрали их — сейчас такого выбора нет, никто не предлагает ничего нового», — рассказывает Paper Kartuli политолог Паата Закареишвили.
На улицах шумели участники молодежной организации «Кмара» (с грузинского: «хватит»). Они проводили ненасильственные акции по всей стране и снимали фильмы о действующем правительстве.
Главным медиа революции стал «Рустави — 2». Журналисты оппозиционного телеканала поддержали смену власти не просто из симпатии к новой политической силе, но и из-за многолетнего давления на канал со стороны правительства. Оно было не только бюрократическим, но и силовым — помимо частых случаев нападений и рейдов, в 2001 году был убит 26-летний ведущий «Рустави — 2» Георгий Саная.
Протесты привели к мирному переходу власти. 22 ноября 2003 года Саакашвили со сторонниками — с розами в руках, которые многие восприняли как оммаж первому президенту Гамсахурдии, — зашли в здание Парламента и физически согнали президента с трибуны, ему пришлось покинуть здание парламента.
Уже на следующий день Шеварднадзе объявил, что уходит в отставку. До проведения новых выборов Нино Бурджанадзе стала исполняющей обязанности президента.
Начало эпохи ЕНД: что было после разгромной победы Саакашвили на выборах
Через три дня после отставки Шеварднадзе Михаила Саакашвили выдвинули кандидатом в президенты. Он пошел на выборы-2004 от «Национального движения» и «Бурджанадзе — демократов».
На выборах в январе 2004-го Саакашвили набрал более чем 90 % голосов. Так он занял пост президента Грузии в первый раз. Премьер-министром стал Зураб Жвания, он же сформировал новое правительство (в частности, пригласил посла Франции, будущую президентку Грузии Саломе Зурабишвили на должность министра иностранных дел).
Перед повторными выборами в парламент партии Саакашвили и Жвания объединились в единый блок «Национальное движение — Демократы». Весной 2004 года они одержали победу с 66 % голосов — из этого альянса позже и родилась партия «Единое национальное движение», которая действует до сих пор.
Ситуация в Аджарии и Сванетии вскоре улучшилась. На тот момент в обоих регионах были сепаратистские движения, в том числе вооруженные мятежи, но после победы Саакашвили:
- аджарский самопровозглашенный лидер Аслан Абашидзе по итогам очередных переговоров улетел в Москву, чем подтвердил свою отставку;
- в Сванетии члены семьи Апсаридзе — Евгений и его сыновья, Омех и Гочи, которые неформально контролировали часть региона, были убиты;
- еще один сванский лидер — Эмзар Квициани, который неформально контролировал территорию Кодорского ущелья, уехал в Россию в 2006 году.
Несмотря на победу ЕНД, Грузия не сразу вступила в жесткую конфронтацию с Россией. Отношения между странами при Шеварднадзе нельзя было назвать дружественными (например, президент говорил о желании вступить в НАТО). Но Саакашвили уже в начале правления заявил, что хочет их наладить, в том числе ездил в Москву.
Что сейчас с первыми сторонниками ЕНД? ↓
Движение «Кмара», без которого «революция роз» могла бы не случиться, прекратила свою деятельность практически сразу после формирования нового правительства.
Зураб Жвания умер в феврале 2005 года вместе с вице-губернатором Квемо-Картли Раулем Юсуповым — по официальной версии, в квартире произошла утечка газа, однако некоторые граждане начали подозревать, что их убили.
Нино Бурджанадзе весной 2008 года, после избрания Саакашвили на второй срок, ушла в отставку. И в том же году создала оппозиционную партию «Демократическое движение — Единая Грузия» (сейчас без мест в парламенте).
Телеканал «Рустави-2» в 2019 году, по решению суда, перешел во владение бизнесмена Кибара Халваши, связанному с нынешней правящей партией «Грузинская мечта». Журналисты массово покинули телеканал и под руководством бывшего генерального директора, члена правительства от ЕНД при Саакашвили Ники Гварамия, основали телеканал Mtavari Arkhi. Гварамия подвергся уголовному преследованию, был приговорен к заключению и позже помилован президенткой Зурабишвили.
Как ЕНД реформировала Грузию и жестоко подавляла протесты
Как только ЕНД пришло к власти, флаг Грузинской Демократической Республики заменили на современный. В следующем году сменили герб.
Сегодня Саакашвили известен как сильный реформатор — но неизвестно, получилось бы у него добиться таких успехов без своей команды. Например, экономическими реформами страны руководил министр Каха Бендукидзе.
Экономическая реформа шла рука об руку с антикоррупционной деятельностью. Было много новвоведений: бизнес обязали работать прозрачно, налоговый кодекс изменили, госсобственность массово продавали, а членов госаппарата сокращали.
Не все радовались переменам. Уволенные чиновники обижались, владельцы бизнесов платили огромные штрафы, либо вовсе теряли бизнес, из-за приватизации старые здания перестраивались — не всегда так, как хотелось жителям городов.
Больше всего последствий вызвали реформа полиции и борьба с «ворами в законе». Глава МВД Вано Мерабишвили, соучередитель «Национального движения», полностью перестроил ведомство: большинство полицейских уволили, госавтоинспекцию расформировали, а за взятки сажали в том числе руководителей отделов. Новых сотрудников МВД набирали из числа людей, не имевших опыт в силовых структурах: их обучали по новым стандартам, при этом подняв зарплаты.
В Грузии также ввели закон «Об организованной преступности и рэкете» — теперь полиции достаточно было доказать, что человек называет себя «вором», чтобы посадить его. Десятки людей, считавших себя неприкосновенными, оказались в тюрьме — хотя после прихода «Грузинской мечты» к власти многих из них амнистировали.
Жизнь в Грузии стала безопаснее, но у правительства появилось больше противников. Тысячи полицейских и сотрудников МВД остались без работы, условия криминальных авторитетов в тюрьме стали тяжелее. В 2006 году в Тбилисском СИЗО-5 был подавлен бунт, организованный «ворами в законе», — погибло 7 человек, десятки были ранены. Уже тогда появились первые заявления, что режим Саакашвили авторитарный и жестокий.
Были случаи жестокого полицейского насилия, которые тоже повлияли на общественное мнение:
- 23 ноября 2004 года патрульная служба застрелила 19-летнего Буту Робакидзе;
- 28 января 2006 года высокопоставленные сотрудники МВД убили 28-летнего Сандро Гиргвлиани;
- 8 мая 2008 года патрульные полицейские застрелили Георгия Гамцемлидзе.
Погибшие не были преступниками, и, поскольку убийства были не единичными, их нельзя было выставить как случайности. Люди часто требовали отставки Вано Мерабишвили, но он сохранял должность.
«Люди запомнили много крови и горя — от ЕНД остались плохие воспоминания. Саакашвили допустил публичный террор, рядовые люди почувствовали, что могут умереть на улице от рук властей, если окажутся не в то время и не в том месте. Каждая семья почувствовала себя под угрозой», — говорит Paper Kartuli политолог Паата Закареишвили
При этом Грузия преобразовывалась с огромной скоростью. У многих людей появился доступ к воде и электричеству (хотя энергетический кризис всё еще не закончился). Школы и университеты стали сильнее, условия в грузинской армии улучшились, началась реставрация городов в регионах, в первую очередь для привлечения туристов, доступ к госсервисам облегчился, заработал нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан.
Росло и протестное движение, которое жестко подавили. Начались митинги против президента и правящей партии, которые достигли своего пика к 7 ноября 2007 года. Тогда полиция применила силу против протестующих: использовала слезоточивый газ, водометы и резиновые пули — пострадали более 500 человек.
А оппозиционный телеканал «Имеди», которым владел пророссийский олигарх Бадри Патаркацишвили, принудили прекратить вещание с участием спецназа.
Силовой разгон митинга вызвал негодование даже у сторонников Саакашвили, и он ушел в отставку, согласившись провести следующие президентские выборы досрочно, на год раньше. Исполняющей обязанности президента вновь стала Нино Бурджанадзе. Митингующих перестали разгонять силой. Спустя месяц снова заработал канал «Имеди».
В январе 2008 года Михаил Саакашвили вновь был выбран президентом Грузии, но к тому времени уже потерял почти половину электората и набрал чуть больше 50 % голосов.
Что стало с главными реформаторами сегодня? ↓
Каха Бендукидзе в 2009 году оставил политическую деятельность в Грузии, весной 2014 года был приглашен в Украину для помощи с экономическими реформами. Умер 13 ноября 2014 года из-за проблем с сердцем.
Вано Мерабишвили в 2012 году стал прьемьер-министром, после победы «Грузинской мечты» на выборах началось его уголовное преследование, в итоге он был осужден и пробыл в заключении до 2020 года. Теперь вновь участвует в деятельности ЕНД.
Как ЕНД проиграла «Грузинской мечте» после войны 2008 года и массовых протестов
То, что одновременное сближение с западом и улучшение отношений с Россией невозможно, стало понятно довольно быстро. Много событий предшествовали переходу конфликта в Абхазии и Самачабло в активную фазу. Например, Россия:
- запретила импорт грузинского (и молдавского) вина, воды и увеличивала цены на газ;
- прекратила выдачу виз гражданам Грузии и закрыла авиационное сообщение между странами;
- отказалась от запрета на торговлю с Абхазией;
- депортировала из России тысячи грузин: семьям не давали достаточно времени на сборы, людей перевозили в том числе в багажных отсеках самолетов.
Параллельно на ныне оккупированных территориях Самчабло жителям раздавали российские паспорта, туда съезжались всё больше российских военных и техники.
Частные мнения и международные заключения по поводу того, кто начал войну в августе 2008 года, до сих пор разнятся. Сегодня часть грузинской оппозиции настаивает, что боевые действия начались не 8-го, а 7 августа — и именно российской стороной. Текущее правительство обвиняет в войне и ее итогах лично Саакашвили.
При этом все сходятся во мнении, что Россия искала повод начать агрессию — отчасти это подтвердил даже Владимир Путин. «Если бы не было перевооружения [Грузии] два года назад, не было бы и агрессии, и крови, которая там пролилась», — говорил он в 2010 году «Коммерсанту».
По итогам августовской войны международная комиссия ЕС заключила, что «все стороны конфликта нарушили международное гуманитарное право и права человека».
Массовые боевые действия еще сильнее ухудшили мнение большинства о президенте и правительстве. Саакашвили обвинили — как оппозиция, так и народ — в том, что он «повелся» на провокацию российской стороны, и в том, как вел себя во время конфликта, а также в мобилизации и смерти солдат. И в том, что окончательно потерял 20 % территории страны.
Весной 2011 года прошла серия протестов — на одном из них кортеж насмерть сбил двоих человек (один из них был действующим полицейским), еще десятки людей были ранены из-за жестких действий полиции. В митингах участвовали Нино Бурджанадзе и Иракли Окруашвили — бывший член партии ЕНД, который вместе с Саакашвили занимался реформами грузинской армии, а позже присоединился к оппозиционной партии Бурджанадзе. Он, в частности, обвинял Михаила Саакашвили в убийстве первого сторонника ЕНД Зураба Жвании.
Осенью 2011 года миллиардер Бидзина Иванишвили заявил, что начнет заниматься политикой и основал партию «Грузинская мечта». В 2012 году он договорился с несколькими оппозиционными партиями объединиться перед осенними выборами — его главными сторонниками стали «Свободные демократы» и «Республиканская партия Грузии».
За 2 недели до парламентских выборов появились и распространились видео с пытками заключенных в Глданской тюрьме. Власти признали факт пыток и начали расследование. МВД обвинило в подкупе сотрудников тюрьмы Тамаза Тамазашвили, сторонника «Мечты» — в ответ партия Иванишвили объявила его политическим заключенным. Последовала череда отставок — в том числе члена ЕНД Бачана Ахалая, который на тот момент был главой МВД и Хатуны Калмахелидзе, которая была министром по исполнению юридических наказаний.
В октябре 2012 года «Единое национальное движение» проиграло парламентские выборы блоку «Бидзина Иванишвили — Грузинская мечта». ЕНД признали результаты выборов и перешли в оппозицию.
Бидзина Иванишвили стал премьер-министром и сформировал новый кабинет правительства, а Михаил Саакашвили еще год оставался президентом, пока в 2013 году его не сменил сторонник «Мечты» Георгий Маргвелашвили — тогда кандидат от ЕНД Давид Бакрадзе занял второе место.
Политолог Гела Васадзе говорит Paper Kartuli: «Главной ошибкой Саакашвили было то, что не были сразу заявлены четкие цели построения нового демократического государства. Страна не была готова к демократии».
ЕНД без Саакашвили. Главное из жизни партии за последние 10 лет
Сразу после победы «Грузинской мечты» начались обвинения членов предыдущего правительства, уголовные преследования и аресты.
Как только истек второй срок Михаила Саакашвили на посту президента, он уехал из Грузии. Уже в 2015 году против него возбудили 4 уголовных дела: об убийстве сотрудниками МВД 28-летнего Сандро Гиргвлиани, о митинге 7 ноября 2007 года и разгоне редакции «Имеди», а также об избиении бывшего депутата парламента Валерия Гелашвили и о хищении государственного имущества (так называемое «Пиджачное дело»). Также Саакашвили лишили гражданства Грузии.
Политолог Паата Закареишвили считает, что «Иванишвили и ’Грузинская мечта’ не допускают никаких третьих сил»: «Они выбрали “любимую” оппозицию в лице ЕНД — и постоянно играют с ними на публике в пример другим, особенно перед выборами. Общество ждет большего — проблем много, но власти на них не реагируют, постоянно запугивая массы возвращением ЕНД. По сути ЕНД и бедность — два главных ресурса правящей партии, которыми они постоянно манипулируют».
При «Грузинской мечте» экономика Грузии пришла в стагнацию. Курс лари ослабился уже в 2015-м, инициативы, начатые Саакашвили и его правительством, приостановились. Представители «Мечты» во всем винили предыдущую власть — до сих пор это их главный аргумент в любых спорах с обществом или оппозицией.
«”Грузинская мечта” удерживает власть, во-первых, за счет бюджетников, а во-вторых, на нарративе “Если не мы — то будет война”. Несмотря на то, что большинство населения ориентировано прозападно, они им верят: все боятся войны», — говорит Гела Васадзе для Paper Kartuli.
В июне 2016 года Георгий Вашадзе покинул ЕНД и основал партию «Стратегия Агмашинебели». Партии снова подружились — летом этого года «Нацдвижение» и «Стратегия» объединились в единый блок, чтобы усилить шансы на победу оппозиции.
Осенью 2016 года проходили очередные выборы в парламент — на их фоне произошел самый сильный раскол ЕНД. Саакашвили из Украины предлагал бойкотировать второй тур, но его практически никто не поддержал.
Большую роль сыграл Гиги Угулава, бывший мэр Тбилиси и член ЕНД, который вышел из заключения и заявил, что больше не считает Саакашвили сильным лидером. Член ЕНД Давид Бакрадзе в январе 2017 года возглавил партию «Европейская Грузия», вместе с ним ушли 21 человек .
В «Едином Национальном Движении» тогда осталось 6 депутатов. Вано Мерабишвили, который занимал пост генерального секретаря партии, при этом всё еще находясь в заключении, покинул пост. Было решено, что до возвращения Саакашвили должности председателя не будет, а партией будет управлять политсовет под руководством Ники Мелии, Зазы Бибилашвили и Левана Варшаломидзе.
Выборы президента 2018 года почти выиграл кандидат от оригинального ЕНД, многие до сих считают, что результаты были сфальсифицированы. Тогда ЕНД выдвинуло Григола Вашадзе, «Европейская Грузия» — Давида Бакрадзе, а «Грузинская Мечта» — Саломе Зурабишвили. Вашадзе и Зурабишвили набрали практически одинаковое количество голосов, но по итогам второго тура Зурабишвили всё-таки победила.
Григол Вашадзе занял пост председателя ЕНД в 2019 году при поддержке Саакашвили и политсовета партии. Михаил Саакашвили стал почетным председателем. В 2020 году председателем был выбран Ника Мелия — он занимал этот пост вплоть до января этого года.
Возвращения Саакашвили осенью 2021 года не усилилопозиции ЕНД: в июне 2021 года опросы показывали поддержку в 14 %, а в сентябре 2022 — уже в 12 %. Вновь усиливались внутренние конфликты: например, Нику Мелиа члены партии (в частности, нынешний председатель Леван Хабеишвили) часто обвиняли в недостаточных усилиях по освобождению бывшего президента из заключения.
«Если бы Михаил Саакашвили в свое время успешно провел судебную реформу — он бы сейчас не сидел в тюрьме», — считает политолог Гела Васадзе.
Раскол усилился: Левана Хабеишвили выбрали председателем ЕНД после Ники Мелия, он до сих пор руководит партией. Из-за этого члены ЕНД Хатия Деканоидзе и Роман Гоциридзе покинули партию и основали политгруппу «Еврооптимисты».
К тому же, как считают политологи, из-за этого попытки создания сильной оппозиционной коалиции, которая сможет противостоять «Грузинской мечте» на выборах-2024, всё еще не увенчались успехом. Хабеишвили и Саакашвили заявили, что Мелии следует создать собственную партию.
Как пережить сложные времена? Вместе 💪
Поддержите нашу работу — а мы поможем искать решения там, где кажется, что их нет
поддержать «Бумагу»Что еще почитать:
- Минус 57 кг, «отравление» и куча диагнозов. Что известно о здоровье Михаила Саакашвили спустя 10 месяцев в грузинской больнице.
- Дело о «революции» в Грузии. Зачем спецслужбы вызывают на допросы журналистов и активистов? И кто эти люди?
- Вступит ли Грузия когда-то в ЕС? И как путь в Европу отразится на стране и ее отношениях с РФ? Задали политологам волнующие вопросы