Днем 6 июля во время церемонии вручения дипломов две выпускницы журфака СПбГУ вышли с плакатом с надписью «Лицо российской журналистики» и фотографией спецкора «Новой газеты» Елены Милашиной, которую два дня назад жестоко избили в Чечне.
Инициаторки акции — Елизавета Антонова и Валерия Мещерякова. Девушки рассказали «Бумаге» о пикете возле стен Петербургского университета, откуда совсем недавно по политическим мотивами отчисляли студентов.
Елизавета Антонова
— Изначально была идея произнести на церемонии вручения дипломов речь в поддержку репрессированных журналистов, но большая часть моих однокурсников ее не поддержали. Они сочли это «слишком политизированным». В тот день, когда мои коллеги отвергли эту речь, Елену Милашину жестоко избили в Чечне. Именно тогда мы решили выйти с пикетом в ее поддержку.
Нам показалось, что на выпускном, особенно с факультета журналистики, будет очень важно в очередной раз показать, что государство творит с независимыми журналистами, что оно готово переломать руки, только чтобы человек не мог говорить и писать.
В итоге сегодня однокурсники наш пикет поддержали, хотя были люди, которые никак не отреагировали. Мимо проходили и те, кто не имел отношения к церемонии. Они интересовались, кто изображен на фотографии, а мы объясняли, кто такая Елена Милашина и почему важно знать о ее текстах и об избиении. Было приятно, когда близкие выпускников сперва подходили к нам и интересовалась, а потом рассказывали другим людям. Это было слышно, потому что у юрфака (именно там сегодня вручали дипломы журналистам — прим. «Бумаги») очень маленькое пространство.
В основном были слова поддержки. Даже декан юридического факультета, который выходил сегодня из здания, ничего нам не сказал. Мы спокойно простояли 25 минут. Никаких комментариев от администрации вуза не было, ни с каким давлением мы не столкнулись, пока один из моих однокурсников, который работает в государственном СМИ, не сказал, что через семь минут приедет ОМОН.
Наверное, эта акция для меня носит символический характер, потому что в последнее время мы видим просто беспрецедентное давление на свободу слова. Несмотря на это, люди продолжают изучать действительно качественную журналистику и работать в ней — я сама сотрудничала с «Новой газетой» на протяжении двух лет. И для меня было важно показать, кто такая Елена Милашина — ею вдохновляются на журфаке. Она одна из лучших журналисток современной России.
Валерия Мещерякова
— Вообще мы с Лизой хотели, чтобы наша однокурсница, которая читала речь от курса, сказала в микрофон слова в поддержку Милашиной. А Лиза бы в этот момент вышла с плакатом. Но накануне вечером мы поняли, что это не получится организовать, поэтому я и Лиза решили встать возле факультета.
Утром распечатали плакат и за несколько часов до выпускного написали буквы. По ним видно, что они написаны наспех.
Я ночью переживала и хотела отменить пикет, но когда увидела плакат, решила, что другие люди тоже должны его увидеть. Особенно сегодняшние выпускники журфака и их родители.
Меня еще подтолкнул подкаст «Арзамаса», где лектор сказал, что главное политическое событие 60-х годов в СССР длилось, по разным оценкам, от 3 до 5 минут. Это «протест семерых» [в августе 1968 года, когда люди на Красной площади развернули плакаты возле Лобного места с надписями «За нашу и вашу свободу», «Позор оккупантам!», «Руки прочь от ЧССР»]. «Топтуны» всех скрутили, кого-то отправили на принудительное лечение в психбольницу, но мировая общественность узнала, что в СССР есть люди, которые не согласны со вторжением в Чехословакию. И меня так впечатлил этот подкаст, что он стал для меня каким-то моральным ориентиром.
Среди прохожих были те, кто не знал, кто такая Елена Милашина, а благодаря этому пикету они узнали. Было приятно, что люди останавливались, задавали вопросы и говорили слова поддержки. Один прохожий фыркнул, другой назвал нас клоунами, еще одна пожилая женщина отрицательно покачала головой. Меня всегда расстраивает такое демонстративное неприятие моей позиции, которая, прежде всего, говорит о человеколюбии. Но мы развернули плакат не для этих людей, а для тех, кто тоже поддерживает Елену и считает, что то, что произошло с ней, не должно вообще никогда и ни с кем происходить.
Мы решили распечатать именно фотографию Милашиной, потому что, во-первых, произошедшее с ней — новый кейс, совсем свежая рана, а во-вторых, мы не хотели писать общие слова. Люди гораздо охотнее сочувствуют конкретным людям с именами и историями, а не абстрактным образам и лозунгам. Конечно, этот пикет посвящен не только Елене Милашиной, но и адвокату Александру Немову и всем пострадавшим журналистам, правозащитникам и активистам.
Часть однокурсников никак не отреагировала, но многие поддержали нас, сказали, что мы сделали важное дело. Были те, кто расстроился, что не увидел вовремя пикет и не смог присоединиться. Комментариев от преподавателей не было.
Мы простояли 25 минут, потому что нас ждал курс возле журфака. Потом наш однокурсник сказал, что кто-то вызвал полицейских, но я не знаю, насколько это правда.
Что еще почитать:
- На истфаке СПбГУ с начала войны борются ее сторонники и противники. Как это привело к отчислению студентов-пацифистов и преследованию доцента Белоусова
- «Хочется верить, что я вернусь в восстановленный драмтеатр». В Петербург приехали абитуриентки из Мариуполя. Мы поговорили с ними