В петербургском институте сценических искусств (РГИСИ) на Моховой открыли целевой набор для жителей оккупированных территорий Украины. Предполагается, что после обучения выпускники должны будут три года отработать режиссерами и актерами в Мариупольском драмтеатре — он был разрушен российской армией 16 марта 2022 года. Из-за сброшенных на театр бомб, по данным СМИ, погибли сотни мирных жителей.
5 июля в Петербург приехали 24 абитуриента, которые до конца месяца будут сдавать экзамены. Всего целевой набор рассчитан на 16 человек: 12 абитуриентов возьмет мастер актерского курса Александр Кладько, еще четверо поступят на режиссерский курс Анатолия Праудина.
«Бумага» поговорила с двумя приехавшими в Петербург абитуриентками. Как оказалось, четверо из их группы только отыграли последний сезон в Мариупольском драмтеатре.
Из соображений безопасности героини материала предпочли остаться анонимными. По этой же причине их высказывания могли быть подвержены самоцензуре.
Абитуриентка
поступает на актрису, отыграла сезон в Мариупольском драмтеатре
— Я отработала в Мариупольском театре последний сезон — с сентября [2022 года] по июль [2023-го]. До этого училась в Мариупольской колледже искусств и подрабатывала репетитором по английскому.
Наш театр начал работу еще летом 2022 года. [После обстрелов] ему выделили другое здание — во Дворце пионеров. Было тяжело. Очень хорошие люди работают в очень плохих условиях, не было окон и отопления. Я сперва думала: кто детей поведет в холодное помещение смотреть детские сказки? Но нет, зимой были полные залы. Детей приводили в курточках, шапочках. Театр нужен людям, конечно, особенно в такое время.
Потом наш театр переехал в филармонию. На данный момент ему так и не предоставили свою сцену. Но театр ездит на гастроли — в соседние села и воинские части, устраивает различные выездные спектакли [в Ульяновске и Магнитогорске, например].
За последний год в Мариупольском театре сильно поменялся коллектив. Очень мало людей осталось. Было около 150 человек, а последней зимой — примерно 30. До сих пор набирают новых артистов.
Я не уехала из Мариуполя, потому что там у меня оставалась семья. Это мой родной город, и я не представляла, куда я поеду и как я буду жить совершенно одна в другой стране. Сейчас я рада, что осталась в Мариуполе — я оживала вместе с городом.
Я поступаю по целевому набору, так как у меня профильное образование [актерское] среднее специальное, а хотелось бы получить высшее, тем более такое сильное и качественное. У нас в театре всей молодежи сказали, что есть такая возможность поступить в РГИСИ. Четыре человека [из состава театра] подалось.
Театр организовал нам запись видеовизиток — это был первый этап отбора. Затем у нас была консультация в Мариуполе с мастером курса — Александром Ивановичем Кладько. Он посмотрел нашу программу для поступления и что-то подсказал. Сейчас нас привезли в Питер на основные вступительные туры, но конкуренция будет только внутри нашей группки из 20 с чем-то человек.
Мариупольский театр обещали восстановить, но на момент, когда я его видела, там подготовили только фундамент. Если я поступлю, хочется верить, что я вернусь в восстановленный драмтеатр.
[Насчет обстрела театра российскими войсками] я не видела своими глазами, что именно там произошло, не берусь рассуждать об этом. Однако люди из других городов к нам приезжают и даже не знают о трагедии с Мариупольским театром. Я им фотографии показываю — они узнают обо всем только от меня.
Абитуриентка
поступает на актрису, окончила 11 классов
— Сообщение [о том, что выпускников из ДНР приглашают поступать в РГИСИ] много где распространяли, по телевизору показывали — там я его и увидела. Потом в Доме культуры в моем поселке [в пригороде Мариуполя] мне сообщили, что есть такая возможность. И я сразу ухватилась за нее.
Я творческий человек: играла разные сценки, хотя в театральном кружке не занималась. И я хочу учиться на актрису, потому что всегда мечтала о сцене, а это уникальнейший шанс реализовать свою мечту и получить хорошее образование в престижном институте. Тем более всё бесплатно — это тоже сыграло свою роль. Ведь в России очень дорогое образование.
К нам в Мариуполь приезжали люди (речь идет об Александре Кладько, который набирает актерский курс с мариупольцами и на неделю приезжал на оккупированные территории, а также, вероятно, об актрисе и депутатке «Единой России» в ЗакСобрании Петербурга Анастасии Мельниковой, которая и предложила устроить целевой прием в РГИСИ — прим. «Бумаги»), которые нас прослушивали, дали советы и отправили в Петербург тех, кто захотел и у кого получилось. Конкуренция изначально была не очень большая — где-то 30-40 человек желающих.
В Санкт-Петербурге поступают 50 человек на одно платное место, а здесь целевой набор, но нам надо будет вернуться в Мариуполь и три года отработать. Я верю, что его отстроят. Я очень люблю свой родной край, хочу поднимать искусство и молодежь приучать к этому. С одной стороны, [после учебы] я бы хотела и в своем краю работать в театре, но с другой — хотелось бы и в Петербурге играть сценки.
Я жила не в Мариуполе, а в пригороде [Мангуш в 20 километрах от города]. У нас, конечно, были военные действия. Слышали [обстрелы], тогда мы не ходили в школу. Но когда всё успокоилось, мы вышли на учебу. Так как мы разговариваем на русском, нам было легко перейти на новую программу. Тем более мы не писали ЕГЭ, а многие выпускники пишут в российских вузах внутренние вступительные. Мы, например, будем писать экзамены по русскому языку и по истории русской литературы. Из-за того, что такое [война в Украине] произошло, для нас есть поблажки.
Вступительные испытания для нас начнутся с завтрашнего дня [6 июля]. Всего приехало 24-25 человек: пять — на режиссуру, остальные будут пробовать на актера.
Мы здесь будем жить три недели, но не в самом Петербурге, а в загородном пансионате, будем ездить в институт на консультации. Прибыли мы только вчера [в ночь с 4 на 5 июля], так что Санкт-Петербург мы еще не успели посмотреть. Но пока те петербуржцы, которых я встречала, — очень приятные люди, мне с ними комфортно. К нам доброжелательно относятся.
Что еще почитать:
- В Петербурге будут учить артистов для разбомбленного драмтеатра в Мариуполе — из числа украинцев. Что про это известно.
- Как работали СМИ «фабрики троллей» и что там происходило во время мятежа? Читайте рассказы сотрудников, освободившихся от подписки о неразглашении.