9 мая 2023

«Что-то доброе превратили в инструмент пропаганды войны». Как изменилось отношение читателей «Бумаги» к 9 Мая

Как воспринимается 9 Мая и памятные события через год после вторжения России в Украину? Мы спросили читателей, что сейчас они думают о Дне Победы и как его проведут.

Генеральная репетиция Парада Победы. Фото: Андрей Бок для «Бумаги»

Читательница «Бумаги»

— У меня мама блокадница, обе бабушки тоже были блокадницами. Но в [праздничных] мероприятиях не участвовали. Бабушка говорила, что тот, кто реально воевал, не будет много говорить об этом. Поэтому у нас всегда (и когда мы с мамой остались без бабушек тоже) тихий семейный праздник. Воспоминания. И надежда на то, что это не повторится.

По мере нарастания официоза росло неприятие. В «Бессмертный полк» не ходили. В прошлом году, когда победа 45-го смешалась с Z-тематикой, стало тошно. Мама сразу сказала — не мой праздник. Тем более странные флаги стали на улицах вешать — не советские и не российские.

А в этом году, уже в Грузии, взяла на этот день немного работы. Просто из чувства неприятия того, что происходит. Да, в прошлом году еще в этот день написала антивоенный стих.

Читательница «Бумаги»

— Отношение не изменилось — как не любила вид военной техники на улицах, так и не люблю.

Читатель «Бумаги»

— Отношение к 9 Мая изменилось точно. Теперь это день памяти родных и точка. Очень помог спектакль «Будь здоров школяр» в МДТ. Попал в настроение. Восемь десятков лет спустя мы перестали понимать весь ужас творившегося. Это зло, ад на земле. Это не великая трагедия, но катастрофа. Нет величия в смерти, страхе, боли, ужасе. Это то, что не должно было случиться и тем более повториться. Мы не можем понять чувства прошедших через это, не испытав. И мы не должны и не обязаны их понимать, не сумеем.

Страшно то, что сегодня мы воспринимаем тех, кто ушел воевать в сороковых, как нормальный ход истории. Долг погибнуть за родину не равно нормальное течение жизни. Да, им пришлось, но это не заложено ни природой, ни богом, ни разумом. Это катастрофа уничтожения самой природы жизни, нарушение всех процессов цикла.

И единственное, что мы (все, кто родился после 9 мая 1945-го, у кого нет ни дня, проведенного в тех условиях) должны, обязаны понимать, это первоочередность и ценность человеческой жизни. И нормальный человек не допустит даже мысли о покушении на жизнь, на свободу любого другого.

Читательница «Бумаги»

— Отношение к празднику стало негативным. До начала войны пышные празднования казались насмешкой над ветеранами, живущими в бедности. Превозношения победы и ориентирование назад в прошлое я считаю чрезмерным. А после начала войны, вторжения и убийств под «идеей искоренения чего-то неправильного» и «ему виднее» этот праздник стал для меня жалким. Жаль, что-то доброе превратили в инструмент пропаганды войны. Праздновать не буду.

Читательница «Бумаги»

— Мои чувства относительно празднования Дня Победы изменились довольно давно. Я застала живым прадеда, который воевал, он о войне никогда не рассказывал, потому что «это, дочка, страшно».

В детстве, конечно, всё казалось праздником, но потом начинаешь переосмысливать и вслушиваться (например, без кома в горле и слез ни слушать, ни петь «Журавлей» на стихи Гамзатова не могу). В какой-то момент я осознанно пересмотрела «В бой идут одни старики» и, несмотря на общую трагичность сюжета, окончательно я разрыдалась на кадрах кинохроники — там нет счастливых людей, там каждый кого-то потерял.

В нашей стране «советский церемониал» сделали ежегодной и обязательной повинностью, но совершенно убогим образом убрали из сознания масс страдания народа и цену, которая была уплачена, а также виновников этой цены. У нас не говорят как о героях о тех, кто живет свою жизнь, чтобы делать лучше другим. Но живут прошлым, к которому не имеют отношения, цену которого не представляют. Так, в Петербурге салютом отмечают День снятия блокады. Вот только мало кто хотя бы воспоминания блокадников читал.

Читатель «Бумаги»

— Никак из-за войны мое отношение не изменилось. Я и раньше не любил государственную версию этого праздника, сейчас просто стало больше поводов.

Хочу 9-го сходить возложить цветы к двум не самым популярным монументам. Вечером, возможно, наконец соберусь посмотреть «Летят журавли».

Каким-то таким, по-моему, этот праздник и должен быть. Светлым, но в то же время спокойным и немного всё равно грустным.

Читательница «Бумаги»

— Не хочу и не могу видеть ни один российский парад. Теперь не уверена, что горжусь родными, погибшими в ВОВ. Возможно, что там тоже нечем было гордиться, так как далекая война велась так же. Другую сторону просто закидывали людьми, людей никто не считал. Люди не считали других людьми. И сколько можно хвастать и пугать других техникой, ни во что не ставя жизни.

Читательница «Бумаги»

— В школах, детских садах, музыкальной школе в эти дни — концерты и встречи с ветеранами. Потому что День Победы, такова учебная программа, а также, конечно, программа государственная, повестка. Ничего не имею против. Люблю Астафьева, «Белорусский вокзал», песни о войне, книги, фильмы. Настоящие, аутентичные, авторов-фронтовиков.

Я про другое.

Ветеранов войны — всё меньше. В моем городе, например, всего трое. Они не выходят никуда, им всем под сто лет. Слышат и говорят плохо. Труженики тыла — тоже уже совсем престарелые. Еще ничего — дети войны, они помоложе, им 80+. Многие приходят на мероприятия, встречаются с детьми. Но в основном в школы и на концерты 9 мая ходят дети «послевойны» — это можно увидеть по фотографиям в соцсетях, которые публикуют в своих группах, созданных по распоряжению Минобра, учреждения образования.

Настанет момент, когда умрет последний очевидец тех страшных событий. Ветераны-то будут, мы все стареем, но только уже не дети войны, а внуки, правнуки войны, как вот, например, я.

Одна моя знакомая 9 мая поздравляет стариков — жителей дома, в котором работает ее магазин (они не воевали, даже не родились в 40-е, они просто старые, но — «дань уважения и традиция»).

Придет, наверное, день, когда мне позвонят домой в год моего 70-летия и позовут в какую-нибудь школу или на концерт 9 мая, чтобы поздравить и отдать дань уважения — ведь мое поколение стариков будет самым близким к военным годам.

А может, и не настанет: ведь нынешний президент до моего-то 70-летия точно не доживет. Поменяется власть — поменяются и правила игры. Может быть, при других президентах в России иначе будут относиться к 9 мая: например, как я сейчас.

Посмотрят «Белорусский вокзал», почитают «Прокляты и убиты», послушают Марка Бернеса, поднимут стопку в память о предках и расскажут детям и внукам о пра-пра-прадедах, которые когда-то отдали свои жизни, чтобы жили мы. Как это сделал мой прадед Андрей, погибший на фронте в 1943-м.

И не будет бравурного многомиллионого (по цене) парада на Красной Площади в тот день, когда военные заявляют о катастрофической нехватке боеприпасов на текущей войне, не будет футболок с лицами фронтовиков (потому что память — это не повод для мерча и классных вещиц, память интимна для каждой семьи и человека), не будет концерта поп-звезд, салютов… И не будет войны.

Доживу до 70-ти, посмотрю, как что будет.

Что еще почитать:

  • «В страшном сне не снилось, что мы будем воевать с Украиной». Интервью с блокадницей — о пережитом в Ленинграде и событиях 2022 года
  • В Ивангороде установили экран и сцену для празднования 9 Мая — и развернули их в сторону Эстонии. Что об этом известно

Бумага
Авторы: Бумага
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.