В начале марта в российских школах начали проводить уроки, на которых ученикам рассказывают о военных действиях в Украине. В ответ на это генеральный директор компании Geek Teachers и в прошлом учительница информатики Мария Плоткина запустила проект, посвященный умению распознавать фейки. Это бесплатные игровые задания для школьников, учителей и родителей, которые учат отличать мнения от фактов, искать и проверять информацию.
«Бумага» узнала у Марии, как она собрала команду профессионалов, готовых работать бесплатно, и почему считает, что проект не закроют.
Мария Плоткина
— Расскажите, пожалуйста, как появилась идея проекта?
— У меня есть компания, в которой мы помогаем учителям быть современнее и любить свое дело. Например, проводим курсы по тому, как пользоваться сервисами и приложениями, полезными в преподавании, устраиваем вечеринки для них и образовательные фестивали. 1 марта нам начали писать учителя, что им присылают методички, по которым нужно проводить занятия [о спецоперации в Украине].
У учителя есть право не проводить урок, если он этого не хочет, без приказа директора. Но многие соглашаются, просто потому, что они так привыкли. Учителям нужна поддержка извне, чтобы разобраться в том, как правильно отстаивать свои права.
Мы опубликовали в своих соцсетях посты о том, что делать, на что ссылаться, если ты не хочешь проводить урок. Акция стала популярна, ее даже поддержали Екатерина Шульман, Саша Митрошина и Николай Давыдов, поделившись публикацией в своих сторис. После этого мне начали писать ученики. Они присылали фотографии с подобных уроков. Посты вызвали отклик и у родителей — они делились опытом, как получилось отказаться от таких занятий для их детей.
Я спросила себя: а что еще я могу сделать, чтобы изменить ситуацию? Подумала: окей, в школу поступают материалы [политического характера], а я запущу альтернативную волну, которая не будет связана с политикой или историей. Я создам проект про работу с информацией, журналистику, умение распознавать фейки. Хочу помочь детям научиться мыслить критически, сделать так, чтобы, когда они слышали что-то в школе, задавались вопросом, а так ли это? А, может, стоит перепроверить?
Я написала о своей идее в фейсбуке и сообщила, что мне нужна помощь. На пост откликнулось шесть методистов. Позже к команде присоединились учителя, копирайтер, дизайнер, ученый-лингвист, разработчики, блогер Саша Лапук, специалистка по фейкам, работавшая раньше во «ВКонтакте». Всего к проекту подключилось 15 человек, причем бесплатно. Видимо, у них была потребность сделать сейчас что-то полезное. Я очень благодарна всем, кто поддержал мою идею.
— Ваш проект — серия игровых уроков «Фейки» — состоит из трех занятий. Как долго они разрабатывались и чему посвящено каждое из них?
— Когда мы анонсировали проект в соцсетях, нам стали писать родители с просьбой прислать материалы занятий, выпускники школ говорили, что готовы отправить их учителям, с которыми продолжили общаться.
Три недели ушло на то, чтобы мы с командой методистов разработали уроки для учеников средней школы — это материалы, которые могут использовать как учителя, так и родители. Тогда я поняла, что нам нужен сайт, и собрала команду ребят, которые за три дня его сделали.
Первое занятие посвящено тому, как отличить факт от мнения. Скоро выйдет второе — про работу с фейковыми заголовками и фактами. Третье занятие включает в себя всё, что было в предыдущих, а также в нем рассказывается, как правильно выражать точку зрения и общаться с людьми, у которых другая позиция.
Наши занятия хорошо подходят для классных часов — там используются игровые задания. Некоторые из них можно давать ученикам в качестве домашней работы.
— Что вам помогло адаптировать непростой материал о фейках для школьников?
— В нашей команде есть действующие учителя, шесть методистов и девушка-лингвист, которая помогла нам найти правильную подачу. К тому же я сама три года работала в школе учителем информатики, пять лет — в дополнительном образовании, а потом была методистом, и этот опыт пригодился.
Когда мы завершили работу над первым занятием, попросили учителей в соцсетях нашей компании протестировать его. Семь человек из Петербурга, Челябинска, Красноярска, Пензы и других городов согласились это сделать и указали нам, что следует подкорректировать в занятиях. В итоге в проекте поучаствовали уже семь школ, но мы надеемся, что к концу мая о нем узнают больше человек и их будет уже 2 или 3 тысячи.
— Что нужно сделать учителю, если он хочет рассказать школьникам о фейках и провести занятия по материалам, которые вы разработали?
— Зайти на наш сайт и скачать материалы для занятия — они всегда в свободном доступе. Мы не стали делать форму регистрации, при которой часть учителей точно бы отсеклась. Нам было важно, чтобы люди провели занятия, даже если мы об этом не узнаем.
— Вы не боитесь, что проект могут закрыть или заблокировать? Есть ли у вас план на этот случай?
— Я больше боюсь не закрытия проекта, а того, что это может коснуться людей, которые над ним работают. Не думаю, что наши занятия кто-то запретит, потому что материалы нейтральные и там не к чему придраться. Мы не используем примеры, связанные с сегодняшней повесткой и историей, а берем их из литературы и физики.
К тому же мы не пытаемся выставить школьное образование в плохом свете и защитить какую-либо сторону в событиях, которые сейчас происходят [в Украине]. Фейки есть с двух сторон, так что мы помогаем обеим [лучше различать их]. Я считаю, что проект появился именно тогда, когда был нужен, потому что сейчас особенно сложно ориентироваться в информации.
Если проект закроют, я открою новый, только немного поменяю его направление. Я хочу, пока у меня есть возможность, работать над этой темой. Если не разрешат распространять наши занятия по школам, мы будем выходить на родителей.
У нас в планах — адаптировать занятия для начальной школы, заменив примеры на более простые. Еще хотелось бы создать игровую платформу, благодаря которой ученики смогут сами знакомиться с материалом, если им в школе его не рассказали.
Что еще почитать:
- Как Минпросвещения рассказало родителям об «информационных атаках» против России. «Бумага» изучила методичку, которая сама подходит под критерии фейка.
- «В обществе возникает культура недоверия». Исследовательница фейков — о том, как фальшивые новости распространяются в соцсетях и почему мы им верим.
Фото на обложке из личного архива Марии Плоткиной