Петербургский Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье об оскорблении чувств верующих против петербурженки, которая летом 2020 года сделала снимок в трусах на фоне Исаакиевского собора.
За день до этого в Москве впервые приговорили к реальному сроку двух блогеров, которые имитировали половой акт на фоне храма Василия Блаженного. А за неделю до этого столичная полиция начала проверку в отношении OnlyFans-модели, которая показала грудь на фоне того же храма.
«Бумага» узнала у петербургских священников православной и апостольской церквей, что они думают о подобных фотографиях.
Александр Гинкель
иерей, настоятель храма святого Николая Чудотворца в ЖК «Новая Скандинавия»
— Нужно смотреть на мотивы этих людей. Есть вариант, когда у человека нет ничего святого и он готов совершать подобное, лишь бы прославиться в окружении. Есть другой, более древний и идеологический, когда это революционный протест против религии и церкви: церковь учит целомудрию, а я от этого свободен. После революции, сто лет назад, русские феминистки устраивали рядом с храмами голые марши. Тем самым они выражали политическую позицию, пренебрежение к церкви, религии и ее запретам.
Какая реакция у церкви на таких людей? Как правило, церковь смотрит на них, как когда-то смотрел Христос, когда он молился, говоря: «Господи, прости им, они не ведают, что творят». Это в целом можно назвать официальной позицией церкви, но внутри есть разные люди: менее радикальные и более — для них подобные выходки оскорбительны.
Так как у нас пространство толерантное, то приходится уважать не только [представителей] секс-меньшинств, но и религиозных людей. Я не думаю, что большинство верующих оскорбляется, но есть люди, которые могут защищать свои права подобно другим людям, потому что для них это оскорбление.
Я попытаюсь рассуждать с точки зрения тех людей. Мне кажется, более радикально настроенные считают храм своим домом, и им не нравится, когда на фоне их дома какие-то люди строят свой черный пиар. Зная, что церковь говорит о целомудренности, о нравственности, о том, что подобное недопустимо, а делать подобное — глумление. Необходимо уважать чувства людей, для которых подобное недопустимо.
Рассуждать о мере наказания не в моей компетенции. И не в компетенции церкви. Я повторюсь, что церковь никогда не была инициатором никаких уголовных дел. Это пространство государства.
Григорий Михнов-Вайтенко
священник, епископ Апостольской православной церкви
— [Говоря об этих фотографиях,] нужно в каждом конкретном случае разбираться отдельно. Что это: глупость, хулиганство, есть ли там мотив, направленный на оскорбление чьих-то чувств.
Это вопрос не только того или иного поступка. В разные времена в разных народах и обстоятельствах один и тот же поступок может быть по-разному квалифицирован. Но я против ситуаций, когда результат подобных действий — возбуждение уголовных дел по статье об оскорблении чувств верующих.
Я категорический противник этой статьи. Считаю, что ее не должно быть в Уголовном кодексе Российской Федерации. Подчеркиваю: именно Российской Федерации, потому что у нас светское государство и в нем не может быть особой категории граждан, объединенных по признаку веры. Иначе нужно это конкретизировать: во что верующих, как, причисляющих себя к религиозной организации или зарегистрированных участников? Всё это создает в законоприменении совершенно невообразимую ситуацию.
Странно, что у нас резко активизировалась эта статья. Несколько лет с ней ничего не происходило, к тому же и так всех на свете победили: Конституцию реформировали, кого надо — выбрали, кого не надо — в тюрьму посадили. И что мы так вдруг переживаем из-за нравственности, мне не очень понятно. Тем более, повторю, я не вижу причин для возбуждения дел по статье 148 УК РФ среди этих поступков. Это не сопровождалось оскорбительными постами в соцсетях, дополнительными роликами. Сделали не самые умные, не самые красивые фотографии из серии «пройти мимо, не поворачивая головы».
Тем более, если говорить об Исаакиевском соборе или о храме Василия Блаженного на Красной площади, то это уже не столько религиозные символы, сколько исторически-культурные. Они скорее ассоциируются через связь с городом, чем с религией.
Кажется, всё, что шевелится, должно быть закатано под асфальт. Вот и вся логика. Оправдания этому нет. Более того, повторю, религиозные организации как одна должны выступать против закона об оскорблении чувств верующих. Это не значит, что против религиозной организации не может быть совершена та или иная гнусность, которую можно квалифицировать как уголовное преступление. Но чувства верующих — это юридический оксюморон. Его нужно исключать из списка уголовных преступлений.
Фото на обложке: ru.wikipedia.org
Что еще почитать:
- Петербурженка сделала фото в трусах у Исаакиевского собора — ее обвиняют в оскорблении чувств верующих. Что известно о деле.
- Пройдите тест и узнайте, насколько хорошо вы разбираетесь в православии.
- Петербуржец ведет твиттер про русские летописи. Прочитайте, как крестьяне ждали конца света, а священник Захаров из села Содом пропил Библию.