30 ноября 2018

Как устроен «#Завод34» на Васильевском острове, где уже год живут художники. Там показывают кино и устраивают ярмарки с собственными картинами и мебелью

Год назад в здании 180-летнего завода на Васильевском острове появилось сообщество «#Завод34», объединяющее творческих резидентов фабрики. Его участники — художники, дизайнеры одежды, ювелиры — арендуют в здании мастерские и там же проводят ярмарки, кинопоказы и спектакли.

«Бумага» рассказывает, как театр и киноклуб на заводе соседствуют с производителями мебели и рабочими, почему некоторые резиденты предпочитают жить на фабрике и как можно попасть на мастер-классы художников и ярмарки, где продают произведенные здесь картины, одежду и керамику.

Фото с воздуха: Александра Кампински

60 000 кв. м

общая площадь корпусов

около 60

количество участников

«#Завод34»

260–500 ₽ за кв.м.

стоимость аренды

4 км

до ближайшей станции метро («Василеостровская»)

Ситценабивная фабрика «Я. Лютш» (в честь создателя Якова Лютша) появилась на Кожевенной линии, 34 в 1834 году. До революции на заводе в Гавани Васильевского острова производили ткани, которые потом использовали для создания белья, одежды и полотенец. В советское время фабрику национализировали и назвали в честь участницы революционного движения Веры Слуцкой.

В период перестройки и последующие 1990-е годы фабрика пришла в упадок, производство сокращалось. Вскоре завод перешел во владение акционерного общества «Северный текстиль». В 2000 году здание арендовало ООО «Торговый дом „Нарвская ярмарка“», чтобы сдавать помещения (весь завод занимает около 60 тысяч квадратных метров) в аренду. В 2001 году семь из 17 корпусов фабрики КГИОП включил в список вновь выявленных объектов культурного наследия.

Помещения на фабрике арендовали в основном под ремонтные и мебельные мастерские, офисы и склады. В середине 2010-х годов на территорию завода стали чаще заселяться небольшие производства: художественные мастерские, фотостудии, коворкинги. Нынешние резиденты объясняют выбор низкой стоимостью аренды (от 260 до 500 рублей за кв. м), видом на Финский залив и большими помещениями (90–130 кв. м).

В конце 2017 года несколько резидентов завода объединились в неофициальное комьюнити «#Завод34» — они позиционируют себя как «сообщество творческих людей, объединенных точкой на карте», проводят ярмарки, кинопоказы и мастер-классы и живут в своих мастерских.

В октябре 2018 года The Village опубликовал материал о жизни художников на фабрике. «Бумага» рассказывает, что можно увидеть в «#Завод34», как туда попасть и чем занимаются резиденты пространства.

Как появился «#Завод34» и как к художникам относится руководство фабрики

Негласными руководителями сообщества стали фотограф Александра Кампински и кинопродюсер Лана Баграмян. Именно они год назад предложили остальным резидентам объединиться в «#Завод34» и впоследствии скоординировали большую часть мероприятий.

За год на заводе провели две ярмарки продукции резидентов: с картинами, одеждой, мебелью и керамикой. Были также экскурсии по мастерским и показы фильмов российских режиссеров. В будущем участники сообщества планируют провести совместную выставку.

Попасть внутрь четырехэтажного завода можно только во время мероприятий, при этом нужно предъявить удостоверение личности. В остальное время на фабрике действует пропускная система, посторонним вход запрещен. Участников мастер-классов и кинопоказов встречают на входе организаторы.

Добраться до завода можно от станции метро «Василеостровская». На автобусе путь займет около 20 минут, на машине — около 10 минут, пешком — больше 40.

Александра Кампински и Лана Баграмян

Фотограф и кинопродюсер, идеологи «#Завод34»

Александра: Я родилась в Москве, но уже больше десяти лет живу в Петербурге. На завод заехала в 2015 году, когда нас с другими художниками попросили съехать из мастерских в пространстве Rizzordi. На фабрике было дешево снимать помещение, к тому же мне нравился Васильевский остров, а здесь — панорамные окна с видом на воду.

В то время фабрика еще пустовала. В основном мастерские занимали шиномонтажи и мебельные производства, но я всё равно рассчитывала найти здесь художников. Ходила по этажам в 2 часа ночи — стучалась туда, где горел свет. Так познакомилась с резидентами, которые делали бутафорию для театров и квестов. Еще тогда был коворкинг «Лаборатория 1.62», где собирались художники, часть которых потом расселилась по заводу. Но по большей части творческих людей было немного.

Вскоре мне пришлось вернуться в Москву по работе, так что я пересдала мастерскую друзьям, чтобы не потерять ее. Пока нас не было, весь [четвертый] этаж заселился интересными и творческими людьми. Администрация специально направляла сюда тех, кто занимается небольшим производством, потому что до этажа не доезжал лифт.

Примерно в 2017 году мы с Ланой вернулись сюда — с настроем делать проекты и кооперироваться с людьми. Было видно, что здесь много талантов и, объединившись, мы сможем делать классные штуки. Но оказалось, что творческим людям очень сложно организоваться. Долгое время мы договаривались о логотипе, стратегии, концепции и названии.

Первым делом, [в декабре 2017 года], мы решили организовать экскурсии по мастерским. Правда, никто не верил в успех: мол, зачем платить 300 рублей, чтобы смотреть, как мы живем. Но на первый день у нас набралось 60 человек — и нам пришлось разбивать посетителей на несколько групп. Потом мы провели еще несколько экскурсий, часть из них совместно с «Открытой картой». Но затем перестали, так как это стало похоже на рутину.

Следующей идеей стало провести на «#Завод34» маркет. Многие резиденты продают свои изделия на ярмарках, но за участие приходится платить. Поэтому мы решили организовать собственную — прямо в коридоре.

На первый маркет — в июле [2018 года] — пришло неожиданно много людей — около 250 человек. Хотя мы просто проводили пиар-кампанию через наши инстаграмы и знакомых. Маркет получился очень странным: рядом с украшениями висела живопись, тут же можно было посидеть в изящном кресле-качалке, реплике знаменитого кресла американского дизайнера Малуфа, которое уж точно не встретишь на обычных маркетах. А где-то между фудкортом и авторскими масками стоял настоящий каяк. Всё это создавалось тут же, за дверями наших мастерских. На второй маркет пришло еще больше людей. Сейчас у нас в планах организовать общую художественную выставку «#Завод34».

Творческое комьюнити помогает всем нам. Это возможность быстро привлекать внимание большего количества людей и журналистов. Когда один человек делает круто, на это меньше обращают внимания, чем если десять человек делают что-то настолько же крутое. Еще нам друг с другом комфортно жить, это не просто рабочие отношения. При этом членство в сообществе условное — мы просто люди, которые здесь работают, хотят быть в «#Завод34» и помогают остальным.

Взаимопомощь есть со всех сторон. Мы заходим друг к другу пить чай, сидим по несколько часов и разговариваем. У производств иногда заказываем какие-нибудь материалы. Так, мастера из «Лаборатории 1.62» заказывали металлические основы в соседней мастерской. А Лана [Баграмян], когда делала свой мерч (футболки «Всё член.» и «Гречу будешь.» — прим. «Бумаги»), изготовила их прямо здесь же в типографии «Гео Принт» на третьем этаже. Если есть идея, на фабрике, кажется, всегда найдутся средства реализации.

Я фотограф («Бумага» публиковала фотопроект Александры о жизни на окраинах Петербурга), но теперь половину своего времени трачу на организаторские аспекты сообщества: стратегическое планирование, придумывание способов продвижения, группы «ВКонтакте» и фейсбуке, а зарабатываю в основном преподаванием фотографии.

Лана: Кажется, до завода моя жизнь была нормальной: дом — работа — тусовки. Я родом из Москвы, работала на «Мосфильме» продюсером и, соответственно, занималась кино. После знакомства с Сашей я переехала в Петербург, на фабрику — и теперь у меня свой киноклуб BUNKER. Половину времени я также трачу на организацию «#Завод34».

На заводе мы можем делать проекты, о которых всегда мечтали или хотя бы просто задумывались. У меня получилось организовать просмотры российского кино, на которые приходят люди, получилось выпустить свой мерч, который почему-то раскупили. Здесь мы вольны делать и покадровые мультики из пластилина, и макет города из остатков зажигалок. Думаю, здесь нужно просто побывать, чтобы понять хотя бы часть атмосферы.

Мы с Сашей здесь живем постоянно, и нам комфортно. Здесь свой режим: например, мастерские работают больше по ночам, а днем — начинают примерно с 17:00. Практически для всех это удобно. Друг с другом у нас не возникает серьезных проблем: если соседи попросят в какой-то день не шуметь, то мы не шумим. И одновременно если кому-то нужно поработать, мы понимаем, что можно не просить быть потише. Всё работает на уровне взаимопонимания. Мы же соседи.

Мы существуем внутри фабрики, и руководству в целом индифферентно, чем мы занимаемся, если не нарушаем правила. Хотя я считаю, что мы им очень помогаем, привлекая внимание к этому месту. Они, в свою очередь, идут навстречу при проведении мероприятий, выделяют охрану, но сами не становятся инициаторами. У них обычная административная позиция: главное, чтобы платили вовремя, не нарушали правила.

Сейчас мы развиваем нашу общую группу «#Завод34» [во «ВКонтакте»], где продаем часть продукции, которую производят соседи. Пока что паблик не сильно помогает продавать: многие подписчики там даже не из Питера, а просто интересуются, как мы живем. Но думаю, скоро мы сможем развить его, чтобы приносить пользу всем.

Почему художники выбирают «#Завод34» для работы и как проводят мастер-классы и занятия

В своих мастерских резиденты практически еженедельно проводят мастер-классы по живописи, декорированию, фотографии, рисованию жидким акрилом, созданию украшений из стекла и по горячей эмали.

У резидентов есть общий паблик во «ВКонтакте», на который подписано 4 тысячи человек, и аккаунт в инстаграме с 1 тысячью подписчиков. Там можно следить за расписанием мероприятий и записываться на индивидуальные и групповые занятия.

Объединение Duti Art. Художницы Ксения Высоцкая (слева) и Юлия Титова (справа)

Юлия Титова

Художница

— Прошлым летом я закончила обучение в «Мухе» (СПГХПА им. А. Л. Штиглица — прим. «Бумаги») и задумалась над тем, что мне нужна собственная мастерская. Мы с Машей облазили весь город, думали даже остановиться в обгоревшем корпусе на Финляндском вокзале, где нам предлагали всё починить. В итоге случайно нашли завод — и я сразу влюбилась в этот вид на Финский залив.

У нас [творческое] объединение Duti Art, в котором состоим я и Ксюша Высоцкая. Еще с нами в мастерской работает Маша [Васко], которая при этом занимается своим проектом. Ксюша рисует портреты и берет индивидуальные заказы. Маша же расписывает церкви и делает свои картины.

Я работаю в технике жидкого акрила, а также провожу мастер-классы: так как жидкий акрил не требует специальной подготовки, мы на первой же встрече делаем картину, которую потом можно забрать с собой.

Помимо «#Завод34», у меня есть еще одна мастерская на другом заводе. Здесь у меня друзья и любовь, а там больше пространства для проекта Duti. Например, нам нужно сделать девять огромных картин, которые сюда просто не поместятся из-за количества людей.

На заводе есть возможность уйти в свои дела на пять дней, никуда не уезжая и делая всё максимально эффективно. Это проходит как один день. Здесь нет идеально выкрашенных коридоров, гладкой плитки в подъездах — здесь просто живые люди, и мы сами преображаем свое пространство: например, сами красили коридор.

Мария Васко

Художница

Мария: Я еще только заканчиваю «Муху» и занимаюсь росписью стен, делаю храмовую живопись и мозаику. В основном работаю не на заводе. Завод — больше для души, для себя, для своего творчества, для общения. Это свое пространство, которое нужно каждому художнику. Здесь всё комфортно, мы разделяем пространство мастерской.

На заводе я обучаю рисунку и живописи на индивидуальных занятиях, готовлю к поступлению в вузы. Это, так сказать, моя поддеятельность. Я не делаю анонсы в группе комьюнити, для меня интереснее заниматься с теми, кого ко мне перенаправляют знакомые. Очень удобно проводить занятия в мастерской: человек приходит, погружается в твой мир, проникается атмосферой без лишних слов.

Мой личный интерес — развитие «#Завод34» как пространства для выставочной деятельности. Мне просто нравится здесь работать.

Как завод помогает работе резидентов и дает вдохновение

Практически у каждого в сообществе есть свой бренд: резиденты создают авторскую керамику, каяки, лонгборды и украшения, светильники и мебель, пишут музыку и конструируют одежду из кожи и шелка, делают картины для выставок, мультфильмы из пластилина и росписи для церквей. Многие отмечают, что именно завод и его атмосфера дают новые идеи для проектов.

Резиденты создают совместные работы и делятся друг с другом заготовками. Схожая коллаборация происходит и с промышленными арендаторами фабрики — производители могут также поделиться материалами или выполнить работы по минимальной цене.

Серафим Некрасов

Художник, соучредитель студии горячей эмали GorArtist school и галереи Gora

— Я не так давно стал резидентом завода, но уверен, что попал сюда не случайно. До этого снимал небольшое помещение чердачного типа, где занимался живописью. Было сложно совместить жилое пространство с местом для работы. Поэтому решил переехать на завод. Для меня это место, где я могу комфортно заниматься своим делом.

Здесь у меня произошел творческий взрыв, и я стал работать с особым энтузиазмом. На заводе много места, есть возможность работать с инструментами. В пыли, ребятах в грязных рабочих костюмах и постоянном шуме от производств есть своя романтика.

В мастерской я пишу абстрактные полотна и создаю арт-объекты в разных техниках. В работах экспериментирую с материалами, а сейчас, например, делаю серию в стиле индастриал, посвященную жизни на заводе. Уже три года готовлюсь к персональной выставке, но пока организовываю выставки другим художникам, преподаю детям живопись и веду мастер-классы по горячей эмали в своей студии.

Отношения с остальными резидентами сложились не со всеми и не сразу, но как только я знакомился с кем-либо ближе, мы становились друзьями. Мы с соседями всегда помогаем и поддерживаем друг друга. Вечерами собираемся у кого-нибудь в гостях, устраиваем музыкальные джемы, продумываем работу в коллаборации и просто весело проводим время.

Завод меня полностью снабжает материалами для творчества. Почти всё я нахожу на территории фабрики. Это мусор от производств или поеденные временем деревяшки, железки. Я обрабатываю их до нужного состояния, чтобы это было эстетически красиво. Мне нравится совмещать натуральные материалы и работать с огнем.

В основном я не работаю на заказ и просто живу своим делом, доверяя интуиции. На заводе мы развиваем много чисто творческих проектов для общего продвижения нашей команды «#Завод34». Готовимся к первой совместной выставке, где каждый проявит себя как художник.

Кто и зачем открывает на заводе театр объектов и инклюзивную мастерскую

В январе 2019 года студенты и выпускники РГИСИ планируют открыть на заводе независимый театр объектов. В ближайшее время там также появится инклюзивная мастерская для людей с ментальными расстройствами, которой будут заниматься создатели мебельной дизайн-студии «Удивительные утки».

Анастасия и Денис

Продюсер и актер театра с рабочим названием «воркута (худ мастерская иногда театр)»

— Мы заехали на завод две-три недели назад. Год назад наши друзья с завода из [дизайн-студии] «Удивительные утки» советовали нам это место для открытия собственного театра. Долгое время не получалось из-за финансовых проблем и отсутствия свободных мастерских, которые подходили бы нам. Теперь мы здесь. Нам нравится Васильевский остров — здесь красиво и практически нет театров, кроме Василеостровского.

Практически вся наша труппа — это около десяти постоянных участников — закончили или заканчивают РГИСИ (Российский государственный институт сценических искусств — прим. «Бумаги»). До этого мы играли на разных площадках.

Мы позиционируем себя как художественную мастерскую и театр одновременно. Здесь будет театр объектов (действующими лицами в спектакле становятся предметы — прим. «Бумаги»), где мы сами будем мастерить декорации, а также выставки и инсталляции. Мы планируем, что они пройдут уже в ближайшее время.

У нас уже есть несколько спектаклей, которые мы хотели бы показать, но сейчас не получается, так как [режиссер театра] Роман Муромцев уехал на месяц на постановку в Тюмень. Мы рассчитываем делать недорогие билеты: по 300–400 рублей.

Мне нравится, что «#Завод34» — это не раскрученное место. Здесь больше свободы и творчества, чем в других местах, которые больше ориентированы на получение денег.

Андрей Марсанов

Студия «Удивительные утки»

— Наша студия существует два года, примерно полтора года из них — в мастерской на заводе. Мы с женой [Аней Марсановой] работаем с деревом, но у нас нет единого направления. Часть работ делали для себя: например, на кухне в мастерской у нас стоит стол из досок, взятых с чердака завода. А под заказ мы создаем кухни, шкафы, фанерную мебель, разделочные доски, посуду и другое.

До «Удивительных уток» я уже успел поработать в мастерской своего друга. Потом мы поженились с Аней (она переехала в Петербург из Минска) и решили вместе заниматься деревом. Первоначальное оборудование купили за деньги со свадьбы и сделали мастерскую в подвале жилого дома, жили там же. Из-за шума нас скоро попросили съехать, и мы поселились на заводе.

Мне нравится здесь жить. На «#Завод34» у нас со всеми добрососедские отношения. Все резиденты друг к другу хорошо относятся и очень классно сосуществуют на человеческом уровне. Быт на заводе лишь немного сложнее типичной квартирной обстановки. Мне нравится заниматься здесь своим делом и полезными вещами — а на заводе для этого полно возможностей.

Этим летом нас пригласили стать мастерами в столярной мастерской инклюзивного пространства «Простые вещи». Это проект, в котором волонтеры помогают людям с ментальной инвалидностью. Там подопечные и работают, и тусуются вместе. Пока группа еще формируется, а само помещение — оно будет на третьем этаже — ремонтируется.

Как резиденты обустраивают свои мастерские и почему хотят жить на заводе

Многие участники «#Завод34» живут в своих мастерских — в помещениях делают ремонт, ставят кровати и холодильники. В некоторых есть санузел и душевые. Резиденты перевозят сюда своих собак, кошек и черепах, ходят друг к другу в гости — всего у участников сообщества больше семи домашних животных.

Дарья

Бренд NEVSEBE

— Последние три года я создаю изделия и арт-объекты под своим брендом NEVSEBE. Это могут быть как небольшие кружки из фарфора, так и психоделические куклы, керамические украшения или картины. Словом, я фокусируюсь больше на сути, чем на форме финального продукта, и наполняю его своим виденьем.

Начало карьеры было для меня как для художника трудным временем, были страхи и неуверенность. Так что «#Завод34» стал для меня мощной стартовой площадкой. Здесь можно в любой момент обсудить свой проект с компетентными людьми, спросить совета, или, например, вылить из бетона барельефную голову льва в три часа ночи — никаких ограничений.

Я въехала сюда в январе 2017 года. Практически сразу решила сделать себе в мастерской второй этаж с кроватью, чтобы была возможность остаться, если засижусь до ночи за проектом, или поспать посреди рабочего дня. Обустроиться мне помогали соседи, которые за символическую плату соорудили второй этаж, построили перегородку, шкаф, столы и кучу крутых авторских вещей, которыми я до сих пор пользуюсь ежедневно.

Мастерскую мы снимаем вдвоем с мужем. Периодически мы так зависаем тут, что даже начинаем забывать, где лежат какие-то вещи — дома или на заводе. Мы переносим сюда частички дома, и это дает возможность полноценно погрузиться в комьюнити художников. В результате получается бешеный прилив творческого потенциала, и вдохновение здесь появляется круглосуточно.

Думаю, я бы с величайшим удовольствием осталась здесь жить, потому что это фантастическое место, но не могу себе такого позволить — у меня 9-летний ребенок. Хотя, возможно, он вырос бы от этого еще более крутым. Ему, как и мне, комфортнее здесь. На заводе есть столько возможностей, что ты не обращаешь внимания на бытовые неудобства.

Вид из одной из мастерских на «#Заводе34»
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.