«Бумага» продолжает серию материалов о жизни людей с ограниченными возможностями. Эрмитаж седьмой год организует программу для слабовидящих и слепых детей, во время которой ребята проводят раскопки, переодеваются в национальную одежду или пытаются рассмотреть макеты древних городов, чтобы представить прошлое на ощупь.
Программа для незрячих и слабовидящих детей работает в Эрмитаже с 2006 года. На ежемесячные занятия приезжают школьники четвертых, пятых и шестых классов из двух специализированных школ-интернатов: школы № 1 имени Грота и школы № 2. Каждый год в фондохранилище Эрмитажа занимается около 250–300 ребят.
Руководители программы организуют «раскопки», связанные с разными эпохами, — палеолитом, эпохой бронзы и железа — а затем вместе с детьми обсуждают найденные предметы или дают им творческое задание. Незрячие и слабовидящие занимаются в разных группах, так как слепым детям нужно больше времени на то, чтобы различить предметы.
Анна Терентьева,
преподаватель программы:
«Для незрячих ребят важно узнать предмет на ощупь: когда им говоришь „посмотри“, они тянут руку — так они смотрят. Пока каждый „рассматривает“ вещь, нужно о ней рассказать. Незрячие порой даже гораздо более внимательны, чем слабовидящие, потому что у ребят, которые могут видеть, гораздо больше поводов отвлечься»
«А я знаю — Старая Ладога находится на полуострове, на таком пригорке!» — мальчик в очках с толстыми желтоватыми линзами отвечает на вопрос преподавателя, пока его слабовидящие одноклассники рассматривают макет
Сидя за засыпанными песком столами, дети выкапывают предметы определенной эпохи: украшения, глиняные черепки или деревянные инструменты
Школьникам показывают национальную одежду, которую носили в то время, о котором идет речь. Самые смелые даже примеряют ее на себя
Девочка рассматривает бересту. Для того чтобы внимательно изучить предмет, слабовидящим детям приходится подносить его очень близко к лицу
Пока руководитель программы рассказывает, как древние добывали огонь, дети смеясь передают друг другу откопанные предметы и примеряют металлические украшения, которые носили много веков назад
«Иногда они помогают друг другу перемещаться по коридорам. Но их учат самостоятельности, бывает спросишь: „Тебе помочь дойти?“, а он отвечает: „Нет, я сам!“» — рассказывает Людмила Александровна, преподаватель школы-интерната имени Грота
Как рассказывают организаторы, и незрячие, и слабовидящие дети с радостью участвуют во всех заданиях и идут на контакт, не зацикливаясь на своем диагнозе
Фото: Ксения Орлова, Егор Цветков / «Бумага»