28 января 2018

«Мы не скот — выборам бойкот»: как петербуржцы пять часов протестовали по всему центру города

В воскресенье, 28 января, по всей России прошла акция «Забастовка избирателей». Ее организовал Алексей Навальный в поддержку активного бойкота президентских выборов. В Петербурге за несколько дней до акции полиция изъяла из штаба Навального технику и листовки, а также задержала нескольких волонтеров.

На площадь Пролетарской Диктатуры перед зданием городской администрации вышло около 2 тысяч человек. Митинг быстро перерос в шествие, которое захватило Невский и Литейный проспекты, Марсово поле и площадь Восстания. «Бумага» рассказывает, как петербуржцы пять часов без лидеров и плана шествовали против выборов, которые считают нечестными.

«Кого вы защищаете?»: как петербуржцы протестовали перед Смольным и спорили с полицией

В 14:00 на площади Пролетарской Диктатуры, прямо перед зданием Смольного, собралось около 2 тысяч человек с красными листовками. Такие же были у инициативной группы избирателей на Марсовом поле в декабре, только тогда на них было написано «Навальный», а в этот раз на большинстве агиток появилось слово «Забастовка». Заявку на акцию подал петербургский штаб Алексея Навального, однако Смольный ее не согласовал и предложил протестующим отправиться в Удельный парк.

Сотни людей, выступающих за активный бойкот президентских выборов, с трудом помещались на площади, которая уступает в размерах Марсову полю. Пришедшие плотно столпились вокруг молодого человека со вздернутыми усами и мегафоном. Сотрудник штаба Навального в Петербурге Александр Кирпичев призывал петербуржцев отстаивать право на честные выборы.

Площадь Пролетарской Диктатуры. Фото: Егор Цветков / «Бумага»

На другом конце площади сотрудник полиции старался заглушить Кирпичева при помощи своего мегафона, напоминая о незаконности митинга, но его попытки прервала женщина в красном пуховике:

— Да я против власти! У меня ребенок не может пойти в детский садик, потому что первоочередники — это военные все, — кричала она на полицейского. — Вот вы пришли — кого вы защищаете?

Полицейский выслушал ее, но не ответил.

Через 20 минут после начала митинга, когда с мегафоном выступили еще несколько человек, организаторы акции громко заявили: «На Тверскую!».

Первые задержания, «сбитый» журналист и разделение шествия

Толпа начала шествие по Тверской улице, хотя ее и заблокировала оранжевая снегоуборочная техника. Всю дорогу люди скандировали «Мы не скот — выборам бойкот!», «Четвертый срок — тюремный!» и «Россия будет свободной!» и заодно традиционно призывали полицию быть с народом и «не служить уродам».

Фото: Егор Цветков / «Бумага»

Много кричали и о выборах, но чаще всего толпа скандировала «Забастовка!». Имя Навального скандировали заметно реже, отдельные выкрики не находили отклика у большинства протестующих. При этом в толпе было много несовершеннолетних, которые и без забастовки не смогут проголосовать 18 марта.

— Я из Сибири, и вся моя семья поддерживает Навального. Так как все они там, кроме сестры, которая заболела, я пришел сюда, чтобы представлять их, — объяснил 14-летний участник шествия, размахивавший большим российским флагом.

Другой парень, 15-летний, заявил, что пришел на акцию «авансом»: в 2024 году он рассчитывает проголосовать за Навального.

Шествие дошло до Ставропольской улицы, когда три автозака перекрыли Тверскую. Сначала им преградил путь мужчина с пресс-картой, который упал на землю перед ехавшей впереди автозаков машиной. Некоторым показалось, что его сбили, однако упавший довольно быстро поднялся и ушел с проезжей части.

Проскочить через оцепление успела только группа с координатором петербургского штаба Навального Денисом Михайловым. Он надеялся вывести людей через Шпалерную и довести до Таврического сада, но вскоре перестал выходить на связь. До конца шествия никто не знал, что с ним случилось.

Тем не менее около 1000 людей самоорганизовались и через двор вышли на Одесскую улицу, скандируя «На Таврический!». В это же время группа из примерно 500 протестующих вернулась на площадь Пролетарской диктатуры.

На Тверской полиция успела задержать несколько человек, в том числе корреспондентку «Дождя» Евгению Зобнину. В итоге на Тверской полиция задержала не менее шести человек. Большинство из них, в том числе Зобнину, отпустили. В автозаке остался лишь Александр Кирпичев.

Тверская улица. Фото: Егор Цветков / «Бумага»

В какой-то момент более десятка полицейских и сотрудников ОМОНа рванули во двор дома на углу Одесской и Тверской, однако сразу же развернулись и ушли, никого не задержав. «Медуза» пишет, что они погнались за людьми, которые якобы бросали в них снежки и камни. Участники акции, с которыми говорила «Бумага», нападения на полицейских не видели.

Протестующие разделились на две колонны. Основная группа протестующих дошла до Таврического, но так и не зашла в сад. Шествие перешло на Фурштатскую, где под окнами американского консульства устроило перекличку: часть людей громко спрашивала «Кто Путин?», на что остальные уверенно отвечали: «Путин — вор!».

— Нужно продолжать идти, нельзя останавливаться. Пока мы идем, нас трудно задержать, — рассуждал сотрудник штаба Навального Михаил Сосин, шедший во главе колонны. В толпе всё чаще звучали вопросы о пункте назначения, а скандировать в какой-то момент стали меньше.

Тем временем на площади Пролетарской Диктатуры один из активистов сыграл на гитаре трек Оксимирона «Где нас нет». Группа из 500 человек пошла по Шпалерной улице и вышла на Литейный проспект. Малой колонне удалось дойти до Фурштатской ровно в тот момент, когда с нее на Литейный вышла основная колонна. По воссоединившемуся шествию пронеслось заводное «Ура!» — и лозунги зазвучали с новой силой.

Как 1500 протестующих с третьей попытки вышли на Невский

Полиция попыталась перекрыть Литейный. Автозаки выехали перед Литейным мостом, вынудив группу развернуться. Однако оцепление выставили и в обратном направлении — на улице Пестеля. Тогда колонна свернула в небольшой сквер Дружбы и пошла через двор старого желтого дома.

В одной из арок колонна на минуту оказалась в полной темноте. «Путин выключил свет!» — пошутил один из несовершеннолетних участников, а затем с радостным вскриком подошел к стене и нащупал выключатель. В проходе загорелся свет. Толпа шумно вышла на Моховую улицу. В этот момент в толпе было не меньше 1500 человек — колонна растянулась на всю улицу.

— У вас «Забастовка»? Давайте вы мне «Забастовку», а я вам «Навального», — один из участников акции предложил другому поменяться листовками. — Я просто за забастовку, но не за Навального.

Фото: Егор Цветков / «Бумага»

Толпа дошла до цирка на Фонтанке, скандируя «Эти выборы — цирк!». Колонна попыталась выйти на Невский проспект через Караванную улицу, однако свернула на Итальянскую, когда увидела вдалеке огни автозаков. Еще одна попытка выйти на Невский, через Малую Садовую, обернулась легкой паникой — свернувшая часть толпы резко бросилась назад. На Малой Садовой протестующих уже ждали полицейские.

Удачной оказалась лишь третья попытка: через Михайловскую улицу колонна дошла до Гостиного Двора и свернула к Дворцовой. В этот момент шествие вел случайный парень в оранжевой куртке. Сотрудников штаба Навального видно не было — и люди организовывались сами, пуская от начала колонны к ее концу информацию о следующем пункте назначения.

В это время часть протестующих начала митинг на Марсовом поле. Не менее 400 человек отправились туда после Литейного проспекта. Несколько минут они скандировали протестные лозунги, а затем выдвинулись на Невский проспект, чтобы соединиться с основной колонной.

«А кто не вор?»: поход на площадь Восстания и споры с прохожими

Вывести шествие на Дворцовую площадь не удалось: ее полностью перекрыли сотрудники ОМОНа. На некоторое время колонна без лидеров оказалась в смятении и топталась на берегах Мойки. Кто-то прокричал «На Марсово!». Идею поддержали, но не реализовали: полуторатысячная толпа миновала Марсово поле и пошла по Невскому в сторону площади Восстания.

За время пути энтузиазм толпы спал. На исходе третьего часа акции группа, которая ждала отстающих на каждом светофоре, стала рассыпаться, а лозунги звучали только во главе колонны.

Протестующие смешались со случайными прохожими, которые по-разному реагировали на происходящее. Кто-то поддерживал словами или, в случае водителей, сигналом, а кто-то ругался на протестующих, которые занимали весь тротуар, а зачастую и проезжую часть.

Фото: Егор Цветков / «Бумага»

На очередной заряд «Россия без Путина» прохожий громко спросил: «А с кем?». В ответ на лозунг «Путин — вор!» бабушка, продававшая кедровые орешки, спросила: «А кто не вор?». «Ну, Навальный», — негромко ответили из толпы.

До последней точки шествия — «Галереи» — дошло не более 300 человек. Двоих из них задержали на площади Восстания, в том числе мужчину с плакатом «Бойкот 2018» и букетом цветов. Букет он взял для флешмоба #цветыдляполиции. На этом задержания закончились.

«Даже от ОМОНа не побегали»: конец шествия

Еще около часа оставшиеся активисты скандировали лозунги и пели российский гимн перед «Галереей». Чуть более 100 человек попробовали продолжить шествие по Лиговскому проспекту, но вскоре развернулись и пошли в обратном направлении.

— Че-то херня какая-то, в этот раз даже от ОМОНа не побегали, — печально заключил один из протестующих.

Дворцовая площадь. Фото: Егор Цветков / «Бумага»

После митинга на площади Восстания остатки колонны отправились к 78-му отделу полиции, где находился Александр Кирпичев. Кирпичева в итоге отпустили.

По разным данным, на «Забастовке избирателей» в Петербурге задержали от 10 до 18 человек, среди которых оказался и Денис Михайлов. В «Группе помощи задержанным» рассказали, что всех участников акции отпустили без составления протоколов. МВД рассказало о 1,5 тысячах участниках акции и добавило, что задержанных не было вообще.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.