Зачем нужно научное кино и почему поднятые там вопросы бывают важнее ответов, как фильмы о науке критикуют ученые и из-за чего многие из них можно увидеть только на фестивалях?
В преддверии показа научного кино 29 октября, который пройдет на просветительском фестивале «Кампус», «Бумага» поговорила с программным директором Фестиваля актуального научного кино (ФАНК) Ириной Белых.
Что такое научное кино и как оно возникло?
Сегодня общепринятых критериев научного кино не существует, рассказывает Ирина Белых. Когда-то им считалось научно-популярное кино, востребованное на советском телевидении — в основном, телевизионные фильмы, которые доступно рассказывали о научных явлениях: в космосе, биологии, математике, физике. Например, «Первый полет человека в космическое пространство» (1961), «Человек и атом» (1965), «Вижу Землю!» (1970), «Генетика и мы» (1978).
Создавались также уникальные работы на стыке документального и игрового кино — например, фильм «Что такое теория относительности?» режиссера Семена Райтбурта, в котором снимались Алла Демидова и Георгий Вицин.
Созданием научных фильмов занимались и зарубежные телеканалы — BBC, Discovery, National Geographic, — которые и сегодня создают научные фильмы специально для телевидения. Их отличает большое количество дикторского текста и четкий сценарий, который разрабатывается совместно с научными консультантами. Среди таких фильмов — «Земля» (2007), «Рождение океана» (2010), «Рассвет во Вселенной. Момент сотворения мира» (2015).
Как изменилось научное кино за последние годы?
В сегодняшнем научном кино есть авторские работы. В отличие от классических телевизионных фильмов они не пытаются что-то объяснить, а задают вопрос для размышления. «У таких фильмов есть дискуссионный потенциал: после просмотра у зрителей возникает много вопросов и желание поговорить, разобраться, сформировать собственную точку зрения», — рассказывает Ирина Белых.
Подобные фильмы нередко поднимают проблемы будущего — например, генетических экспериментов (Future Baby, 2016) или изменений в климате (Chasing Coral, 2017).
Миссия научного кино — просветительская, говорит Ирина Белых, и каждый понимает эту миссию по-своему. Кто-то считает, что важно рассказать историю так, как это делало существующее ранее научно-популярное кино, кто-то считает, что это должно быть кино с дискуссионным потенциалом.
На кого рассчитаны такие фильмы?
Поскольку сегодня размыты рамки самого научного кино, то размыта и аудитория, считает Ирина Белых. Из-за недостатка научных фильмов на телевидении многие зрители — например, более пожилого возраста — могут быть не охвачены. На показы же приходят разные люди, среди них часто бывают ученые.
Почему научные фильмы бывает сложно найти в русском прокате?
Многие из этих фильмов сняты для показа на большом экране. «Кроме как на фестивалях их показывать довольно сложно: со всеми финансовыми затратами прокат едва ли окупится, — рассказывает Ирина Белых, —
телеканалы также не закупают эти фильмы, потому что нет гарантий высоких рейтингов».
Когда и где пройдет кинопоказ от «Бумаги»?
В воскресенье, 29 октября, в кинотеатре Angleterre Cinema Lounge по адресу: Малая Морская, 45. Вход свободный, но нужна регистрация. На фестивале «Кампус» покажут два документальных фильма.
В киноленте «Жуки» команда датских исследователей отправляется в путешествие по миру в поисках съедобных насекомых. Они изучают, как сегодня употребляют в пищу насекомых в Африке, Китае, Японии — и доезжают до Австралии. Цель этого путешествия — найти более этичный и приемлемый способ получения белка помимо выращивания огромных стад млекопитающих.
«Хиггс: в сердце воображения» — нидерландский фильм об открытии бозона Хиггса. Зрители смогут увидеть, как ученые со всего мира объединились, чтобы проверить гипотезу, выдвинутую британским физиком-теоретиком Питером Хиггсом еще в 1964 году. В фильм вошли эксклюзивные кадры, снятые самим Питером Хиггсом.
Партнер показа — Представительство Евросоюза в России.