Как вождение «жигулей» сближает с владельцами дорогих иномарок и «прохожими выпивохами», из-за чего водителям ретроавтомобилей чаще делают скидки в мастерских и уступают дорогу и почему, когда машину обворовывают, обиднее всего за воспоминания?
25-летний Игорь Соловьев, который ездит по Петербургу на ВАЗ 1986 года выпуска, объяснил «Бумаге», зачем купил себе «жигули» и почему планирует проездить на них до конца жизни.
Как давно вы купили «жигули»?
Еще в детстве у меня была мечта купить ВАЗ-2102. Не то чтобы я увлекался ретроавтомобилями, но мне нравился дизайн конкретно этой машины. И мечта у меня осталась до сих пор: сейчас на дорогах всё реже можно встретить такую машину в хорошем состоянии. Мне же всегда хотелось выделяться на трассе, чтобы люди обращали внимание и удивлялись памятнику советского автостроения.
В 2013 году я в поисках своей детской мечты рылся в объявлениях на «Авито» и «Авто.ру». Там нашел предложение купить похожий по дизайну [на модель 2102] ВАЗ-21013 за совсем небольшую сумму — 35 тысяч рублей. Немного подумав, я решил поехать и просто посмотреть.
Продавец оказался очень добрым мужчиной лет 45: всё показал и рассказал. По его словам, этот ВАЗ он купил у знакомого дедушки, думая, что восстановит его и будет ездить. Похоже, руки у него до этого не дошли, и машина просто стояла во дворе дома. Я решил ее купить.
На следующий день поехал в ближайший автосервис, чтобы всё проверить. Машина оказалась в очень хорошем состоянии, этому даже мастера удивились, сказав, что она «будто с завода». Мне предложили поменять только расходные «резинки». В общей сложности ремонт обошелся в 5 тысяч рублей.
Мужчина, продававший машину, узнав об этом и увидев, что мы не хотим раздолбать ВАЗ в каком-нибудь соседнем селе, скинул еще 8 тысяч с первоначальной цены. Так я стал ездить на «жигулях».
Почему водить «жигули» нужно именно в Петербурге?
Вообще, «жигули» — это моя вторая машина. Еще у меня есть относительно современный «минивэн», которым я пользуюсь примерно столько же, сколько и ВАЗ. «Минивэн» у меня для работы, а «жигули» — для души.
«Жигули» очень хорошо гармонируют с антуражем Центрального района Петербурга — намного лучше, чем современные спорткары и подобные машины. Историческая архитектура и ретроавтомобиль в совокупности позволяют представить, что ты в году 70–80-м.
Правда, есть и минусы: я живу в центре, гаража у меня нет, и машина просто стоит на улице. Из-за этого два раза кто-то, кого так и не смогли поймать, ее царапал. Но с этим ничего не поделать.
Как на «жигули» реагируют близкие, прохожие и автомобилисты?
Помню, первый раз, когда я привез в родительский дом новокупленные «жигули», моя мама была в недоумении. Она не понимала, зачем я, имея «нормальную современную иномарку», купил еще одну машину. Но потом, когда я привел «жигули» в более или менее потребный вид, когда начал возить ее на них чаще, возмущения ушли.
По городу ехать на «жигулях» довольно комфортно. Тебя пропускают на дороге, с тобой общаются люди, ты всем нравишься. Иногда добраться до точки назначения можно даже быстрее, чем на современном автомобиле, потому что тебе просто уступят дорогу.
Иногда на светофоре рядом остановится иномарка за несколько миллионов рублей и ее водитель, опустив стекло, начнет спрашивать, как я восстанавливал машину, в каком состоянии она мне досталась или не продаю ли я ее. Бывает, какие-то прохожие выпивохи подойдут и начнут сами рассказывать, как они с десяток лет назад водили такой же ВАЗ и как это было здорово, а потом пожмут руку. Это одновременно и смешно, и интересно: происходит такое социальное скрепление с совершенно разными людьми.
Пять мифов о «жигулях»
1.
На «жигули» невозможно найти запчасти
Детали найти достаточно просто. Не знаю, насколько это позорно, но ВАЗ-2104 производили у нас до 2012 года. Из-за этого заводские запчасти есть везде — и подходят они без каких-либо проблем. Главное, искать советские запчасти, они зачастую лучше по качеству.
2.
«Жигули» часто ломаются
Я не сильно подкован в технической составляющей автомобилистской жизни, так как у меня нет гаража, и обращаюсь в сервис. Туда я прихожу не чаще чем два раза в месяц. Примерно столько же вы будете обращаться в сервис с каким-нибудь кредитным «солярисом». Цена за ремонт такая же.
3.
Водителям «жигулей» не помогают на дорогах
Напротив, лично мне очень часто помогают. Это такой социальный аспект, связанный с общим прошлым большинства автомобилистов. В сервисе, если ты на «жигулях», тебе могут сделать скидку или не завысить цену, потому что мастер вспомнит что-то о своей молодости. Если ты вдруг сломаешься на дороге, выше вероятность, что к тебе подъедут и подсобят тросом или чем-то другим, потому что другие водители тоже когда-то хотели себе ВАЗ. Люди любят «жигули», да и вообще многое из советского ретро.
4.
«Жигули» разваливаются — на них опасно ездить
Всё зависит от состояния машины, конечно. Если хорошо ухаживать, то ничего не случится: я вот не ломался на дорогах ни разу за четыре года вождения. Да и ВАЗ, может быть, даже чуть безопаснее: его технические способности таковы, что ты при всем желании не сможешь нарушить ПДД и скоростной режим, машина просто не поедет быстрее.
5.
«Жигули» наносят больший вред экологии, чем современные автомобили
Конечно, выхлопы ВАЗ вреднее, чем выхлопы такой же по размеру [современной] машины. В то время, когда его производили, не было таких жестких нормативов по экологии, как сейчас. Поэтому выхлопы вреднее: «жигули» же еще и достаточно топлива потребляют (количество отходящих газов автомобиля зависит от расхода топлива — прим. «Бумаги»). Если всё учитывать и, например, не прогревать их зимой в маленьком дворе, вред можно свести к минимуму.
С какими сложностями вы сталкиваетесь?
Как я уже сказал, многие хорошо относятся к водителям ретроавтомоблей, а некоторые даже помогают просто потому, что это те самые «жигули». Но есть люди, которые относятся к таким автомобилям безалаберно, как к обычным железякам. Они не понимают, что такой автомобиль для водителя больше, чем просто машина. Это всегда очень грустно: ты вкладываешь в автомобиль душу, а однажды утром обнаруживаешь, что его вскрыли и вытащили аккумулятор или сняли колеса.
Если такое случится с новым автомобилем, водитель просто пойдет и купит другие запчасти. Здесь сложнее: эти детали стояли на нем уже 30 лет, они прожили вместе с ним историю. И самое глупое, что для них это нисколько не важно, но очень дорого для тебя, причем не материально. Здесь дело не в деньгах, а в воспоминаниях.
Хотя я уже пришел к выводу: что бы ни случилось, эта машина будет со мной до конца долгой и несчастливой жизни. Она у меня даже увековечена в татуировке на руке, потому что это очень дорогая для меня вещь. С ВАЗ складываются особые отношения: вы вместе проживаете одну большую историю.