Петербургская художница Света Иванова воссоздает петербургские маскароны — скульптурные украшения зданий в форме головы человека или животного — по фотографиям и копиям. В арт-пространстве в доме купца Полежаева выставлен ее проект «Маскарад» с рисунками двенадцати маскаронов с домов Петербурга и Парижа. Там же выставлены 92 ее акварели с изображениями всех домов на Мойке.
«Бумага» публикует шесть работ с утерянными петербургскими маскаронами и рассказы Светы Ивановой — о единственном петербургском слоне на доме, на месте которого теперь работает «Стокманн», о девушке в украинском венке у Мариинского дворца и о кариатидах с легендарного дома Шагина.
Света Иванова
Художница
— В моем проекте, который посвящен уничтоженным петербургским маскаронам, уже более 30 объектов. Какие-то холсты начаты, какие-то лишь задуманы. Среди них могучие кариатиды с домов Кирикова в Зоологическом переулке, «воссозданные» после сноса в стилистике кукол Барби; сбитый рабочими горельеф с прелестной девичьей головкой, украшенной цветами, с Большой Пушкарской; очень выразительные женские маскароны с моей Серпуховской улицы, на углу Загородного, — этот дом давно расселен и разрушается день ото дня.
Конечно, будет и знаменитый Мефистофель с дома Лишневского — для него приготовлен большой фигурный холст. Когда я закончу свою работу, кто знает, их становится всё больше… Но эти существа, хранители уходящей красоты нашего города, не должны исчезнуть, уйти в никуда. Пусть они останутся хотя бы на портретах.
Дом Д. А. Дурдина
Угол Невского проспекта, 116 и улицы Восстания, 2
До середины XIX века хозяином этого участка был купец Ф. Меняев, потом — его наследники.
В 1890-х годах во владение вступил потомственный почетный гражданин, купец второй гильдии Д. А. Дурдин. Для него в 1897–1901 годах архитектор П. И. Гилев возвел пышное здание с полуколоннами, разнообразными наличниками и лепным убранством.
Здесь находилась гостиница «Эрмитаж», позднее она была переименована в отель «Дю Норд», а в 1930-х годах — в «Северную».
В 2004 году этот дом лишили статуса памятника, то есть появилась возможность его реконструировать и даже сносить. Уничтожали дом долго, мучительно и весной 2007 года вместе с соседним историческим зданием на Невском, 114 просто превратили в пыль. Подрядчиком выступило ООО с красноречивым названием «Терминатор». Теперь на этом месте построен торговый центр «Стокманн».
Для меня это самая большая потеря: дело в том, что дом был украшен изображением слонов, единственных в Петербурге, где всего существует около 6 тысяч видов разных маскаронов. Более того, после уничтожения этого здания только в Вене, насколько мне известно, остались маскароны-слоны.
Андрей Битов писал об этом кошмаре еще в 2005 году, наблюдая его из окна: «Раз в два года, едва не спадая с карниза, появляются на той крыше работяги. И с похмельной тоской смотрят вниз: с чего начать? И наконец, вздохнув поглубже, памятуя о давлении приказа прораба снизу (который помнит о приказе сверху!), берут кувалду и начинают отбивать моего слоника. Он, однако, прочно сделан. За сутки они так и не управились с тем, чтобы забить одного слона».
Если верить римлянам, создателям маскаронов, эти существа оберегают, хранят наши дома. Петербург вместе со слонами с улицы Восстания потерял редчайших своих покровителей. Слон — символ мудрости, доброты, счастья, гармонии, богатства, успеха. Это бог Ганеша, наконец. И вот надо же было замахнуться именно на божество!
Многие помнят, какой скандал возник вокруг сноса этих зданий, как возмутилась общественность города, как было обещано «воссоздание фасадов». Да, если задрать голову, глядя на «Стокманн» со стороны улицы Восстания, там, наверху, можно разглядеть некоторое подобие былого убранства, но, во-первых, гораздо выше, несоразмерно взгляду прохожего, а во-вторых, из совсем другого материала. Те слоны были сделаны руками, талантливо, с любовью, а эти — просто отливки. Жалкая копия, пластмассовая вставная челюсть.
Дом Шагина
Набережная реки Фонтанки, 145
Построен между 1798 и 1806 годами, во времена расцвета классицизма, перестроен в 1877 году в стиле «эклектика» архитектором Д. В. Знобишиным по заказу купца Алексея Шагина. На рубеже XIX и XX веков там располагалась редакция известного журнала «Русская старина». Но более всего этот дом прославился в 90-е годы, когда в расселенном здании появился легендарный сквот, возникли первые рейв-вечеринки, из которых выросла вся последующая петербургская клубная жизнь.
Впрочем, внешне ничего особо выдающегося в этом здании нет, кроме того, что оно часть рядовой застройки, часть привычного с детства пейзажа Коломны. Но это немало, поскольку сам пейзаж уникален, сама эта «рядовая застройка» Фонтанки драгоценна. Каждый снесенный дом на петербургских реках — утрата архитектурной ценности мирового значения.
Меж тем это здание, внесенное в Перечень объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, находится в аварийном состоянии уже более 20 лет. Дворовые строения снесены в 2012–2014 годах. Крыша местами разрушена, стекла выбиты, внутренняя лепнина квартир и лестниц практически уничтожена. На чердаке растут деревца. Дом крепкий, он пока еще стоит, держится, не все кариатиды обвалились, но сколько ему еще осталось? Видимо, памятник целенаправленно доводится до обрушения.
Дом Гавриловой
Угол набережной реки Мойки, 70 и Вознесенского проспекта, 3
Сталинский ампир, 1950-е годы, архитектор В. А. Матвеев.
Дом расположен в одном из самых туристических мест Петербурга, в двух шагах от Мариинского дворца. Построенный после войны на старом фундаменте и с тщательным сохранением исторической стилистики, к объектам культурного наследия он тем не менее не причислен. А напрасно, по-моему: он и сам очень гармонично вписан в пейзаж и украшающие его головки девушек в украинских венках вылеплены вполне качественно, ничем не хуже классических петербургских маскаронов XIX — начала XX века.
Эти головки, как многие петербургские маскароны, достойно стилизованы под античность. И вот этот несчастный дом, мимо которого ежедневно проносятся толпы туристов, в последние годы лишился почти всех маскаронов. Но поскольку он не памятник, за эти зияния никто не отвечает даже формально. И ничего с этим не поделаешь.
Доходный дом А. И. Галунова
Пересечение Невского проспекта, 142, Дегтярной улицы, 1, проспекта Бакунина, 2
и 2-й Советской улицы, 27
Построен в 1877–1900 годах в стиле «эклектика» архитекторами А. В. Ивановым и Д. А. Крыжановским.
Этот огромный жилой дом-комод занимает целый квартал и выходит сразу на четыре улицы. Он украшен очень богатым и оригинальным декором — каких существ на нем только нет!
Еще в 1999 году дом Галунова был внесен в Реестр охраняемых памятников истории и культуры местного значения. Несмотря на это, в хорошем состоянии только «парадные» его части, выходящие на Невский и отчасти на проспект Бакунина.
Но стоит завернуть за угол, на 2-ю Советскую, — и там многочисленные путти и прочие создания выглядят уже весьма плачевно. Забавнейший декор, созданный, может, и не великими, но вдохновенно фантазирующими художниками, по большей части сильно поврежден или полностью уничтожен.
Дом Шаврина
Лиговский проспект, 13–15
Небольшой изящный домик построен в 1829 году архитектором З. Ф. Краснопевковым, перестроен в 1886 году П. И. Кудрявцевым.
Объект культурного наследия «из-за аварийного состояния» был вычеркнут из списков памятников в 2004 году и в 2007 году снесен. На момент сноса он находился в объединенной охранной зоне Петербурга, где демонтаж зданий запрещен, но это обстоятельство давно никого не беспокоит.
Теперь здесь построен бизнес-центр «Греческий».
Это, конечно, классическая «градостроительная ошибка», их множество в нашем городе — ничем не лучше, чем уродливый концертный зал «Октябрьский», который находится напротив. Но «Октябрьский» вырос на месте, где, как известно, «мы сломали Греческую церковь», это хоть как-то объяснимо советской логикой. А вот зачем сносить старинный особнячок и «воссоздавать» его в столь уродливом виде, со стеклом и бетоном? Слава богу, некие добрые люди успели сфотографировать портик с такой живой, испуганной античной головкой — на новом доме «воссоздано» нечто совсем убогое.
Выставка Светы Ивановой проходит в арт-центре «Полежаев» до 1 октября.