В понедельник, 3 апреля, между станциями метро «Технологический институт» и «Сенная площадь» в Петербурге прогремел взрыв. Вскоре метрополитен полностью закрыли: общественный транспорт оказался переполнен, такси не хватало.
В соцсетях петербуржцы запустили акцию #домой — автомобилисты добровольно развозили горожан, оставшихся в городе без средств передвижения. Просьбы и предложение о транспортной помощи оставляли в онлайн-таблицах, Telegram-чатах, районных группах «ВКонтакте» и на «Яндекс.Картах».
Почему водители выезжали на развозку, как организовывалась система взаимопомощи и чему научило краткосрочное волонтерство? «Бумага» поговорила с автомобилистами и собрала рассказы петербуржцев, которые часами добирались до дома.
Ксения Чапкевич
— Я была дома, когда увидела новости о произошедшем. Я преполагала, что сейчас метро закроется, и общественный транспорт будет перегружен, а такси, возможно, взвинтит цены. Мы с друзьями обсудили ситуацию и решили создать гугл док, в котором водители и пассажиры смогут обмениваться информацией. Мы оставили его в группе «Городских проектов», думали, соберутся 100 человек. Но стало приходить огромное количество людей, и табличка сломалась. Тогда мы узнали про чат в Telegram, где горожане тоже договаривались о помощи, и решили объединить усилия.
Получилась такая система: люди оставляли сообщения под тегами #везу, #еду и #домой, и мы вбивали информацию из этих сообщений в таблицу. В чате было 2 тысячи человек, таблица не справлялась, и мы сделали сайт.
Мы призывали водителей не ехать по новым маршрутам, а подбирать кого-то по дороге к себе домой, чтобы облегчить транспортную ситуацию, а не усугублять коллапс. В наш адрес прозвучала и критика: мол, зачем вы занимаетесь развозкой, если метро уже открыто, вы снижаете эффективность работы общественного транспорта. Но мы считаем, что это уже задача властей — доказать горожанам, что подземкой пользоваться безопасно.
Мы дежурим до сих пор, меняемся по очереди. И хорошо, что мы не распустили команду. Вот сейчас появилась информация, что «Сенную» заминировали. Ситуация не стабильна, и если есть возможность успокоить людей и помочь им добраться до дома, мы должны эту помощь оказать.
В целом, я в восторге от горожан, которые быстро объединились и помогали друг другу. Кто-то угощал друг друга булочками, кто-то вместе потом пошел в кафе, в чате царит эйфория, все друг друга благодарят. Фактически у нас возникло сообщество из 3 тысяч человек, которые спонтанно пришли на помощь и успешно смогли решить проблему. Это очень ценная связь. Теперь я знаю, что в случае очередной трагедии и ситуации с халатностью властей можно рассчитывать на поддержку этих людей.
Сергей Д
— В 14:58 мне пришло сообщение от сестры. И я полез в «Твиттер» проверять [информацию о взрывах]. На тот момент уже появились первые публикации с места событий. Я как раз был городе, когда узнал, что всё метро закрыли. Помню, когда в Москве закрывали несколько станций, сразу случался коллапс. Поэтому я просто подъехал к метро и искал тех, кому более-менее по-пути со мной, желательно с детьми — с ними всегда сложнее. Так ко мне очень удачно загрузилась семья с ребенком, у которого была сломана нога.
Сначала никто из пассажиров и водителей ни о чем не знал. Потом более продвинутые сориентировались и оставляли заявки в «Яндекс.Картах», много предложений было в группах микрорайонов. Могу сказать, что к вечеру предложение превысило спрос: за вечер я отвез десять человек, после развозить уже было некого.
Александра Янбухтина
— Честно говоря, мне хотелось сделать хоть что-нибудь, хоть как-то на это ответить. Это мой город, я его люблю, я за него болею, и когда такие чудовищные вещи происходят, единственное, что мы можем, — подержать друг друга за руку.
Около 18–19 часов я ехала через весь центр от Радищева к метро «Лиговский проспект» по делам. На остановках было огромное количество людей, все автобусы и троллейбусы забиты, очень много пешеходов — никогда столько не видела в будний день в центре. В моем навигаторе появлялось всё больше и больше сообщений от людей, которые писали, откуда и куда едут, сколько человек могут взять. Кто-то писал, чтобы забрали других: на остановке такой-то очень много людей.
В районе Литейного у Мариинской больницы голосовал парень, я остановилась. Он, кстати, сразу предложил заплатить тысячу рублей до «Академки». Оказалось что он пытался уехать шесть часов (было уже около 21:00). То есть в 17:00 вызывал такси в трех компаниях, но все машины были заняты. Он вышел на улицу, общественного транспорта тоже не дождался.
Мы не очень много разговаривали, не хотелось. Остановились на нескольких остановках и взяли всех, кому было в нашу сторону. То же самое я cделала, когда ехала обратно в центр, домой. Все, понятное дело, были очень добры и вежливы, но обсуждать не хотелось: мы просто ехали и чувствовали что-то общее.
Еще я пыталась заправиться, но терминал на заправке перестал работать, перевести деньги онлайн тоже не получилось, и мне разрешили просто расплатиться завтра.
Кстати, до этого парня меня остановили бомжи, пьяные — некоторые пользуются ситуацией. Одна знакомая написала, что от «Пролетарской» до «Комендантского» таксисты попросили 8 тысяч рублей. Хотя мне кажется, даже «гаишники», которые вышли на дороги, были вежливыми и понимающими. Когда метро частично заработало, многие просто не смогли [зайти в него]. Говорили, что не могут и всё. Наверное, и завтра не смогут.
Александр Гостев
— Уже часов в 17 на дорогах было 7–8 баллов, метро закрыли полностью. Ехать в таком случае домой «пустым» было бы кощунством. Я написал во «ВКонтакте» и Facebook посты с хэштегом #домой. В «Яндекс.Картах» оставил комментарий с геометкой и номером телефона.
Мы с моими двумя попутчиками довольно быстро нашлись и удачно доехали. Ехали полтора часа: пробки пожестче новогодних. Проблем в нехватке пассажиров, думаю, точно не было — подъезжай к метро, остановкам. Там бабушки и дедушки, у которых нет ни Uber, ни Gett.
Я был бы очень рад, если бы пусть и из-за такого ужасного события петербуржцы стали чуть ближе к культуре каршеринга. Может это субъективно, но было довольно печально видеть навороченные джипы с водителями, которые по встречке пытались обогнать весь поток. Пока в людях просыпалась человечность и сопричастие, у этих словно ничего и не дрогнуло. О таксистах с тарифом «окуплю день одной поездкой» я вообще не говорю. Помните о карме.
Я провел только один рейс — с работы на «Горьковской» до Комендантского. Говорить особо не хотелось, день такой. Но всё же перекинулись парой дежурных фраз: «А на „Востания“, вроде, бы килограмм [тротила] целый!» «Ага…». В конце попрощались и пожелали друг другу здоровья и благополучия. Это и был самый теплый момент. Люди стали чуть ближе, забыли о постоянной беготне, заработке, мелочных проблемах. Помогать нужно обязательно. Каждый день, не только в темный.
Олег Макосеев
— О теракте я узнал в 14:52 от друзей благодаря мессенджерам: считаю их наиболее полезными в экстренных ситуациях, потому что в СМИ первое сообщение появилось через 20 минут. Я решил помочь с развозкой, потому что был свободен, люблю ездить, считаю, что каждому человеку можно помочь (и уж тем более в экстренной ситуации). Хотя я и помог не тем, кто торопился к голодному ребенку, но им так же хотелось домой, как и всем. Впечатления от этого опыта остались хорошие: люди вели себя хорошо — как водители, так и пассажиры.
Я развозил людей с Петроградки в самые пиковые часы, то есть около 18–19 часов. Собрал трех человек, которым надо было на «Парнас», и поехал. Меня очень порадовали следующие вещи: многие мои друзья и знакомые, да и люди в соцсетях начали активно предлагать свою помощь, многие такси пошли на бесплатные перевозки, заправки начали бесплатно заправлять всех развозивших — четко сработали все службы.
Огорчили, во-первых, провокации и сплетни про новые взрывы и происшествия. Например, я узнал от знакомых, что якобы взорвали еще и «Удельную», где в этот момент находилась моя девушка. В итоге метнулся туда с Петроградки, но всё обошлось. Во-вторых, очень странно было видеть пробки, в которых в каждой машине ехал только один водитель и смотрел, как многие идут пешком.
На АЗС волонтерам действительно разрешали заправиться бесплатно. Я пришел, говорю, мол, здравствуйте, я людей возил, что нужно сделать? Мне дали листочек, попросили написать номер машины, телефон, мое имя и всё.
Этом пример наглядно показал, что люди могут кооперироваться даже безвозмездно. А что если мы будем так же кооперироваться в обычный день? Ведь есть же подобные сервисы, которые помогают людям добираться до другого города за оплату бензина, почему бы не ввести то же самое в городе? Было бы всем хорошо: экономили бы свои и чужие средства и время, да и новые знакомства никогда не будут лишним. Еще сегодня я в полной мере прочувствовал дух Петербурга и каково это — быть петербуржцем.