Модели, танцовщики, музыканты и певцы из России уезжают на заработки в Китай: европейцам в Азии предлагают зарплату в несколько раз больше, чем на родине. Как рассказывают артисты, их контракты позволяют зарабатывать от 900 до 2000 долларов в месяц, притом что жилье и перелет, как правило, оплачивает работодатель или агент.
«Бумага» поговорила с россиянами и украинцами, уехавшими на заработок в Китай, о том, как там устроена развлекательная индустрия и почему, несмотря на высокие зарплаты, оставаться навсегда в другой стране они не хотят.
Евгений Сухомлинов,
ВОЗРАСТ
22 года
ОБРАЗОВАНИЕ
преподаватель английского языка
Юрий Мальков,
ВОЗРАСТ
28 лет
ОБРАЗОВАНИЕ
художник
Ольга Пузанова,
ВОЗРАСТ
24 года
ОБРАЗОВАНИЕ
финансы и кредит
Анатолий Суханов,
ВОЗРАСТ
29 лет
ОБРАЗОВАНИЕ
педагог хореографии, английского языка и зарубежной литературы
Полина Данилова,
ВОЗРАСТ
22 года
ОБРАЗОВАНИЕ
экономист
Олег Мандриченко,
ВОЗРАСТ
25 лет
ОБРАЗОВАНИЕ
хореограф-постановщик
Светлана Кирьянова,
ОБРАЗОВАНИЕ
преподавательница английского языка младших классов, артистка балета
Марина Матлаш,
ВОЗРАСТ
24 года
ОБРАЗОВАНИЕ
инженер технолог и менеджер внешнеэкономической деятельности
О том, как оказались в Китае
Анатолий Суханов: Первой моей страной стала Турция, последние несколько лет живу в Китае. Не могу это даже работой назвать, мне не представляется сложным выйти на сцену и станцевать хореографический номер любой сложности. В первую очередь для меня это просто путешествие и возможность познавать чужую культуру. Уже потом — неплохой заработок. Я люблю искусство, красоту и красиво жить. И все это для меня соединяется в работе за границей. Здесь люди хотят и готовы ходить на шоу и представления, просто радоваться твоему появлению на сцене.
Евгений Сухомлинов: Для меня работа в Китае — это не только деньги, но и прекрасный климат, свободный график: мне просто удобно здесь жить. Очень мешает языковой барьер, поэтому сейчас я учу китайский.
Юрий Мальков: В Китае прекрасно развита экономика, здесь готовы платить за качественный материал профессиональным артистам. К сожалению, в последнее время появился некий стереотип, что в Китай берут работать артистов второго сорта, якобы тут можно ничего не делать и пользоваться своей европейской внешностью. Это не так, точнее, плохих артистов здесь очень много, но и платят им соответственно. По своему опыту могу сказать, что если ты показываешь китайцам качественное шоу, то они становятся очень благодарной публикой. Для меня Китай стал тем местом, где я смог реализовать себя как продюсер и как диджей.
Ольга Пузанова: Мне очень понравилось жить в Китае. Нравится ощущение того, что для китайцев мы инопланетяне. Они рассматривают нас, радуются, просят сфотографироваться. Наше творчество они тоже воспринимают иначе. Меня умиляет их наивность и простота.
Фото из архива артистов
О том, как устроена индустрия
Анатолий Суханов: Прежде чем поехать за границу танцором, следует определиться со своим уровнем подготовки. Далее найти хороший контракт, чтобы не попасть к мошенникам, такое встречается часто. Лучше обратиться к более опытным знакомым, которые поделятся контактами. Отправными точками могут стать Китай и Турция. В Турции у нас были очень сложные номера. Мы исполняли шоу-программы «Тодеса», шоу Мадонны в оригинале и многое другое.
Юрий Мальков: Если говорить о том, как устроен бизнес в клубной сфере, то есть три модели. Первая: работа в ночном клубе танцором (не go-go!), диджеем, акробатом, певцом. Вторая: дневная работа в качестве модели и артиста разных жанров. Третья: то, что я не приемлю, но это существует — консумация в караоке. Девушки сопровождают китайцев, развлекают их, выпивают за их счет, увеличивая выручку бара.
Найти работу тут легко, но если ты профессионал, сможешь работать в любой точке мира. А если ты профессионал и оказался в Китае, то за свое творчество можно получать еще и достойные деньги.
Олег Мандриченко: Вижу в этой работе очень много плюсов: на Украине человеку с хореографическим образованием такого не найти. Во-первых, вы с агентом сразу подписываете контракт, где четко оговариваются ваши обязанности, большего от вас требовать не должны и не могут. Во-вторых, в Китае готовы платить хорошие деньги танцорам, которые работают в театрах или парках развлечений, потому что это шоу, красивое представление, костюмы, что, собственно, китайцы и любят. Можно работать и в клубах, но это опасно. Зато туда легко попасть на работу, главное — это внешность, а вот настоящая хореографическая подготовка мало кого волнует.
Зарплата здесь у меня раза в четыре больше, чем на Украине. Еще один из плюсов — это свободное время, которое можно посвящать только себе. Заняты мы примерно три-четыре часа в день.
Евгений Сухомлинов: В Китае я вначале работал как танцор в ночных клубах, теперь уже как руководитель коллектива и певец.
По сравнению с Россией клубная индустрия здесь устроена совсем иначе. Если в нашей стране люди приходят, чтобы выпить и потанцевать в выходной день, то в Китае клубы переполнены все семь дней в неделю. Китайцы приходят пить — очень много пить — и смотреть шоу-программы. Сами они не танцуют вообще. Здесь клубы несут в себе слегка анимационный характер. За ночь на сцене может быть несколько разных представлений.
Для меня это почти идеальная работа, так как каждый день я развиваю себя как артист, работаю с публикой. Мне нравится, что китайцы ценят такую работу и готовы платить большие деньги людям творческих профессий. В России такого не было, нет и неизвестно, когда появится. Работать тут интересно, но опасно — есть некоторый риск. Ты работаешь в клубе нелегально и, по сути, у тебя нет никаких прав, поэтому часто артистов обманывают, не выплачивают им деньги, оставляют без жилья.
Марина Матлаш: На Украине я могла бы найти работу для себя в танцевальной сфере. До поездки в Китай работала в танцевальном коллективе, выступала в Днепропетровске на различных мероприятиях. Но это больше работа за идею, денег там не заработать совсем. Если же пытаться открыть свою танцевальную школу, столкнешься с большой конкуренцией. Это сейчас делают все, кому не лень, а качество преподавания от этого страдает.
Светлана Кирьянова: Работа танцором за границей всегда разная. Как показывает мой опыт, в Турции номера гораздо сложнее, туда берут с высокой танцевальной подготовкой, зато и сами шоу там очень интересные. В Китае все зависит от контракта, на который вы попадете. Бывают также интересные шоу, постоянные репетиции, сумасшедшие костюмы. Но иногда это просто «два притопа, два прихлопа», потому что все что от вас требуется — это милая славянская внешность.
Фото из архива артистов
О решении уехать на заработки за границу
Юрий Мальков: Впервые поехал в Китай на полгода вместе с друзьями в 2012 году и живу здесь уже три с половиной года. Страна меня хорошо приняла и, на мой взгляд, это прекрасное место работы для людей с творческим родом деятельности. Для тех, кто хочет и готов развивать свой потенциал. Вначале я был танцором, теперь работаю в китайских клубах диджеем, а также создал свое агентство и занимаюсь продюсированием танцевальных проектов.
Олег Мандриченко: Решение уехать работать по профессии за границу появилось еще в студенческие годы. Уже тогда стало понятно, что это прекрасная возможность совместить хороший заработок и занятие танцами.
Светлана Кирьянова: Впервые уехала работать по контракту танцором в 1998 году. С того момента ни разу не пожалела, потому что жить с постоянным ощущением чувства свободы и независимости — для меня самое важное. А получить это можно только с подобным образом жизни.
Полина Данилова: Никогда не было такой цели — работать в Китае. Скорее это просто желание путешествовать. Случайно наткнулась на объявление в интернете о наборе танцоров, решила попробовать. Все-таки хорошо, когда по образованию ты экономист и умеешь танцевать.
Ольга Пузанова: После окончания университета я столкнулась с проблемой найти работу по профессии. Занятия танцами тоже бросать не хотелось, но экономическое состояние к этому вело. Когда появилась возможность уехать за границу, я не раздумывая согласилась: мы же не деревья, чтобы стоять на месте. Я рада, что уже второй год могу сама себя обеспечивать без помощи родителей, жить в той или иной стране, а не просто быть туристом.
Евгений Сухомлинов: Как только мне исполнилось 18 лет, я решил поехать работать в Китай. Просто так. Просто потому, что захотелось какой-то авантюры и самостоятельной жизни. Глобальных целей не было, только интерес к чему-то новому.
Фото из архива артистов
О том, что делать дальше
Полина Данилова: Полгода — это мой предел жизни в Китае на сегодняшний день. Я не готова пока смириться с их ужасным поведением, грязью и манерой общения. К тому же очень скучаю по семье. Мне кажется, что в будущем еще буду работать подобным образом, может, в другой стране, а может, снова в Китае. В идеале хочу открыть свою студию, но пока это мечты.
Юрий Мальков: Я планирую еще несколько лет жить в Китае. Продолжать работать сам и помогать другим людям реализовывать свои творческие возможности. И все-таки я патриот: не хотел бы воспитывать будущих детей в этой стране, где культура много лет назад как будто бы застряла в развитии. Из-за другого менталитета тут действительно тяжело. Зато грех жаловаться на экономические возможности.
Марина и Олег: Благодаря контракту в Китае мы познакомились, но больше тут оставаться не хотим, возвращаться на Украину тоже желания нет. Слишком уж там страшно сейчас для людей с нашим родом деятельности. Ищем новую работу в этой же сфере, хотим выйти на другой уровень, где номера интересней и зарплата выше.
Ольга Пузанова: Честно, я не знаю, что происходит у меня в стране с точки зрения работы. Не хочу думать о плохом. Пока есть возможность, буду путешествовать и танцевать. Развивать себя как танцора.
Евгений Сухомлинов: Я готов работать в Китае до тех пор, пока не появится возможность зарабатывать хорошо в России. У меня есть цель, а Китай — это место, где я смогу ее реализовать. Когда будет с чем возвращаться в Россию, начну развиваться как артист там: записывать музыку, выступать, займусь продюсированием для китайского рынка шоу-бизнеса.
Светлана Кирьянова: Я в Китае уже примерно четыре года. Летом хочу наконец-то отправиться домой, но не знаю, что там делать. После стольких лет работы за границей я точно не готова вернуться к нормированному рабочему графику, маленькой зарплате и высоким ценам.