Ко Дню знаний поговорили с тремя молодыми учителями о решении пойти в педагогику и о современных детях. Так ли бесперспективна работа в школе, как общаться с теми, кто намного младше тебя, и можно ли самореализоваться, работая в небольшом поселке, — рассказывают математик, педагог дополнительного образования гимназии и преподаватель английского языка в сельской школе в Гатчинском районе.
Нина Иванушкина
Преподавательница математики, стаж — четыре года
Я окончила РГПУ имени Герцена, в который поступала целенаправленно. Рассуждала тогда очень просто: я люблю математику и очень люблю много говорить, чтобы меня слушали. Где это можно реализовать? Разве что в школе. Как выяснилось, я не прогадала.
В первой школе, куда я пришла работать, ко мне не то чтобы очень радушно отнеслись и не то чтобы мне все подряд помогали. Конечно, были люди, которые меня поддерживали, но большинство смотрело на меня как на пустое место. Через год я оттуда ушла: числилась тогда в магистратуре, поэтому со мной могли заключить срочный договор. В итоге договор со мной просто не продлили.
Конечно, были люди, которые меня поддерживали, но большинство смотрело на меня как на пустое место
На новом рабочем месте все иначе, это просто небо и земля. Когда звонишь на работу завучу, говоришь, что заболел, завуч говорит, что целует тебя в носик. Я считаю, что все должны мне завидовать: тому, какое у меня начальство и как мне повезло сюда попасть.
Я была готова к тому, что возникнут какие-то проблемы, и предполагала, что проблемы случаются с родителями, а не с детьми — в общем, так оно и есть. Типичная ситуация: с ребенком ты договорился, вы все решили, а родители начинают возмущаться. Следить за своими детьми — это правильно, как и интересоваться тем, что происходит у него в школе, но не стоит решать проблемы за ребенка. Он должен научиться жить сам, в этом-то и задача школы.
Когда училась я, по-моему, было значительно больше свободы у учителей и меньше гонора у учеников. Мне сказали прочитать 38 параграфов к концу недели, значит, я должна пойти и прочитать. И никто не смотрел, какая норма прочитывания параграфов маленькими девочками. Будучи ученицей, я понимала, что возмущаться не то чтобы бессмысленно, а незачем. Да и кому возмущаться: мама с папой всегда придерживались позиции «учись сама».
Сейчас дети любят пожаловаться родителям, родители жалуются в комитет по образованию, комитет по образованию стучит школьной администрации по голове. С одной стороны, хорошо, что этот механизм работает. Действительно, наверное, бывают плохие учителя, во всех профессиях такое случается. Но не факт, что мы в выигрыше. Учителям, у которых и в мыслях нет ничего плохого, эта система создает существенные проблемы, причем в основном с детьми, которые просто ленятся. Если ребенок играет под партой в мобильный телефон, то маму бывает в этом не убедить, она не верит, а плохим оказывается учитель.
Никто не смотрел, какая норма прочитывания параграфов маленькими девочками
Тем не менее мне нравится и кажется, что я на своем месте. Я встречала людей, которые определились с этим очень поздно, а мне повезло с самого начала. Перспектив для карьерного роста у меня никаких. Расти можно в начальство, но завучем я быть не хочу: там больше бумажек и меньше детей, так что в моем случае работа учителем — это тупиковая ветвь развития.
У меня маленькая зарплата, с этим невозможно поспорить, не больше 30 тысяч. Но, во-первых, больше я никогда не получала, а во-вторых, я замужем, это скрадывает недостаток моей зарплаты. Если бы мне пришлось снимать жилье, это была бы комната. При этом на работе я должна прилично выглядеть: в школе мой внешний вид играет роль. Поэтому в иных обстоятельствах было бы сложно. Может, пафосно прозвучит, но это моя жертва. Кто-то же должен работать учителем, тем более я хочу заниматься именно этим.
Павел Запевалин
Преподаватель английского языка, Кобраловская общеобразовательная школа Гатчинского района, стаж — пять лет
Я начал работать на пятом курсе, поэтому приоритетом у меня была учеба и выпуск из университета. Конечно, зарплату получал маленькую, но тогда это было не так важно. Я пошел в школу, чтобы по контракту отработать два года, но работаю уже шестой.
Года два назад я считал, что нужно идти куда-то по административному пути: в завучи или директоры. Теперь мне кажется, что следует развиваться скорее профессионально. Хочу больше заниматься методической работой, придумывать новые технологии обучения, проверять их; на ближайшие года два-три я точно буду в школе. С технической точки зрения тоже все проще: если мне что-то необходимо — проектор, доска, учебные пособия, — то просто пишется заявление, и у меня все появляется.
Если дети видят, что учитель без энергии, они тут же теряют усидчивость
В работе меня изначально отпугивало то, что могут возникнуть проблемы с учениками: все дети разные, у всех свой характер, особенно в переходном возрасте. Иногда казалось, что они будут воспринимать меня как человека, который им хочет что-то навязать. К счастью, эти опасения не подтвердились. Когда я начинал, не хотел работать с детьми младше пятого класса. Сейчас я подменяю учителя, поэтому работаю даже с начальной школой. С детьми помладше тяжелее: им нужно отдавать очень много энергии. Если дети видят, что учитель без энергии, они тут же теряют усидчивость.
Сама работа мне нравится. Страх не найти общий язык с детьми ушел, сейчас, наоборот, мне очень нравится общение. Адаптироваться в коллективе тоже было несложно: у молодого человека никаких проблем с этим не возникает, не так часто парни идут работать в школу. У нас вообще довольно молодой коллектив: большинство педагогов до 30 лет.
Спустя два года думал уйти преподавать куда-нибудь в другое место, но оказалось, что даже у себя еще много чего не реализовал. Однако я понимаю, что через пару лет мне будет тесновато. Если не появятся новые задачи, буду искать что-то новое.
Мне казалось, что раньше было больше уважения к учителям
Если ты берешь дополнительные часы, нарабатываешь стаж, участвуешь в профессиональных конкурсах, зарплата растет. И я бы не сказал, что она такая уж маленькая, если сравнивать со средней по стране. Самое главное преимущество с точки зрения организации работы: три месяца отпуска (официально два, но в июне не такой напряженный график) и наличие свободного времени. Как правило, все работают четыре дня в неделю.
По-моему, в нынешних условиях школа должна развивать в учениках установку на успех, становиться площадкой для развития, здоровой конкурентной борьбы, формирования личности. В воспитании основную роль все равно будут играть родители и друзья. Я почти каждый год захожу в гимназию, которую окончил сам. Если сравнивать своих учеников и то, что я вижу в других школах, с собой в школьные годы, то все очень изменилось. Для меня главной ценностью было общение, сейчас все застряли в гаджетах, общение в сети даже в школе заменило живое. Кроме того, мне казалось, что раньше было больше уважения к учителям. В школе, которую закончил я, теперь ученики и похамить могут; для больших учебных заведений, по-моему, это проблема. В той же школе, где работаю я, ситуация другая: там учится всего сто человек — каждый ребенок под микроскопом.
Павел Шмелев
Педагог-организатор, гимназия № 524, стаж — два года
В 2013 году я уволился с работы по специальности и ушел на пару месяцев заниматься фрилансом: вел мероприятия и организовывал праздники. Поработав в таком режиме, почувствовал, что прозябаю: вставать каждый день в три-четыре часа дня это здорово только сначала. У меня было много внутренней энергии и, разумеется, встал вопрос, что нужно найти такую работу, которая позволила бы мне заниматься тем, чем нравится — проведением мероприятий, — и приносила бы доход и пользу.
Выяснилось, что в школе, в которой я сам когда-то учился, открылась вакансия педагога дополнительного образования на полставки. Освободилась как раз должность, которая меня привлекала, когда я был учеником: нужно было заниматься школьным парламентом, развивать телевидение и радио. Поначалу я просто принимал дела, а с сентября вышел на полную ставку как полноценный сотрудник в должности педагога-организатора. Помимо организации праздников и ведения школьных проектов, я занялся развитием школьной сборной КВН: создал команду на базе гимназии и вывел ее играть на городской уровень.
Дети, которые будут выпускаться в этом году, отличаются уже глобально. Они не хуже — они другие совсем
До прошлого года я не чувствовал глобальной разницы между собой и детьми, с которыми работал. Несмотря на все школьные формальности, у меня все равно было ощущение, что мы с ними близки по духу. Дети, которые будут выпускаться в этом году, отличаются уже глобально. Они не хуже — они другие совсем. Благодаря социальным сетям и более либеральному отношению появилось больше возможностей для развлечений, а сплоченность коллектива немного упала.
Я помню, что школьные дискотеки и КВН всегда были феерией для всех, кто учился в школе. Это все ушло безвозвратно. Но с другой стороны, есть много идейных ребят, которые уже занимаются какими-то проектами, и школа позволяет им это делать.
Главное отличие, на мой взгляд, заключается в том, что современные дети гораздо больше загружены учебой, подготовкой к ЕГЭ и ГИА. Родители отправляют их на тысячу кружков, поэтому времени на внеурочную деятельность у них почти не остается.
Получив опыт работы, я мог бы пойти в любую школу
У меня были сомнения относительно того, стоит ли вообще идти в педагоги, так что не уверен, что решился бы, если бы это не была моя школа. В первую очередь меня привлекало, что гимназия родная и можно совместить работу с основной моей профессией. Проработав, вникнув в специфику, я понимаю, что все не так сложно и страшно. Получив опыт работы, я мог бы пойти в любую школу.
Сейчас мне кажется, что я не очень надолго задержусь в учителях. С другой стороны, в прошлом году я поступил в РГПУ имени Герцена в магистратуру по направлению «психология и педагогика воспитательной деятельности», скажем так, на всякий случай. Пока моего запала и задора должно хватить как минимум на учебный год.