Всемирно известные «Русские сезоны» Дягилева возвращаются в свою колыбель – Санкт-Петербург. Со 2-го по 5-е апреля пройдёт балетный фестиваль «Русские сезоны XXI века в честь Мариса Лиепы», посвященный 75-летию со дня рождения легенды мирового балета, ярчайшего танцовщика Большого театра, педагога и хореографа.
Актёрский талант в сочетании с танцевальным мастерством превращали второстепенных персонажей в исполнении Мариса в центральные фигуры, как, например, роль полководца Крассы в «Спартаке», специально созданная для него Юрием Григоровичем. После ухудшения отношений с Григоровичем, не имея возможности по-прежнему солировать и гастролировать в Большом, Марис вёл активную творческую жизнь и за пределами театра. Он снимался в кино (в фильме «Четвёртый» Александра Столпера Лиепа играл вместе с Высоцким), преподавал в МАХУ (Московском академическом хореографическом училище), самым известным выпускником его класса стал Борис Акимов, писал книгу «Я хочу танцевать 100 лет».
Илзе Лиепа. Фото с сайта ugranow.ru
Марис Лиепа шесть лет восстанавливает фокинское «Видение розы», впоследствии, в 1967-ом году, включённое в репертуар Большого театра. Семья бесконечно чтит его память и продолжает традицию: Илзе Лиепа, дочь артиста, солистка Большого театра, открыла в Риге балетную школу, маленькие внучки Мариса уже танцуют. На родине Лиепы, в Латвии, не спеша разрабатывается проект памятника, «такого, чтобы понравился самому Марису», как говорит его сын Андрис, вслед за отцом посвятивший свою жизнь реставрации дягилевской антерпризы.
— Выступать в Петербурге — большая ответственность, здесь Сергей Дягилев создавал «Русские сезоны», и только затем вывез в Париж. Всё, что потом французы начали считать своим, создавалось здесь, — говорит Андрис, сам в прошлом солист Большого театра и основатель благотворительного фонда имени отца.
Фестиваль примечателен даже не столько своим звёздным составом участников, сколько оригинальностью: реконструированная хореография Михаила Фокина, воссозданные декорации и костюмы по эскизам Александра Бенуа, Николая Рериха и Леона Бакста.
— Люди ходят, смотрят те же самые декорации, слушают ту же самую музыку, смотрят ту же самую хореографию, как сто лет назад. Не было ни одного человека, который бы сказал, что спектакль несовременен — насколько провидчески это делал Дягилев на несколько поколений вперёд, — комментирует постановки фестиваля Андрис.
Андрис Лиепа вместе с единомышленниками буквально по кусочкам воссоздавал «Шопениану», «Шехерезаду», «Половецкие пляски» и другие балеты. В скором времени завершится постановка «Клепатры Иды Рубинштейн», где главная партия достанется Илзе. Всеми забытые ноты музыки Черепнина к «Павильону Артемиды» пылились в архивах у правнука композитора, пока в его нью-йоркской квартире не раздался звонок от Андриса. В музее «Метрополитен» сохранилась плёнка с десятиминутной записью хореографии Фокина: бесценная находка для дела жизни Андриса. А задник «Золотого Петушка» висел в лондонском «Альбер-Холле» как украшение на одном из гала-вечеров.
В Петербурге будут представлены самые яркие балеты «Русских сезоном», исполнены любимые партии Мариса Лиепы. 2-го апреля в БКЗ «Октябрьский» состоится торжественное открытие фестиваля. «Шопениана» будет исполнена Николаем Цискаридзе и Светланой Лунькиной. Илзе Лиепа и Михаил Мартынюк предстанут в «Половецких плясках» Бородина. Лучшие образы классического мужского танца в исполнении артистов Большого и Мариинского театров, звёзд мирового балета Патрика де Бана завершат вечер. Там же будут показывать фрагменты документального фильма о Марисе Лиепа, в фойе откроют фотовыставку. 3-го, 4-го и 5-го апреля на сцене Михайловского театра состоится петербургская премьера балета в исполнении театра «Кремлёвский балет» «Павильон Артемиды», открывавшего первый балетный сезон Сергея Дягилева в Парижев 1909-ом году. Во втором отделении будет представлена «Шехеризада» Римского-Корсакова, шедевр «Русских сезонов», где главные партии будут исполнены солистами Большого театра.