Новый спектакль известного авангардного режиссера Дмитрия Волкострелова «Лекция о нечто» по тексту Джона Кейджа выходит в копродукции с городской организацией «Открытая сцена». Появление последней за прошедшие полгода наделало в городе много шума: петербургские театры отнеслись к «ОС» с недоверием, некоторые вступили с новой институцией в открытый конфликт.
«Бумага» поговорила с директором нового учреждения Филиппом Вулахом и узнала, на какие деньги существует «Открытая сцена», как выбираются театральные проекты для сотрудничества, есть ли цензура и почему необходимость для возникновения такой организации давно назрела в Петербурге.
Кинотеатр «Уран» в декабре 2014 года. Фото: Юлия Люстарнова
Организация «Открытая сцена» появилась осенью 2014 года с подачи комитета по культуре Петербурга как некий центр для «организационного сопровождения» малых театров. Для «Сцены» сразу же выделили две площадки: здание на улице Михайлова на «Площади Ленина» и кинотеатр «Уран» на «Удельной», оба — в стадии ремонта. Тогда же было объявлено, что организация создается на базе театров «Суббота», «Наш театр» и «Небольшой драматический театр», теперь «ОС» связана только с «Субботой» и то лишь юридически.
«Сцена» задумывалась как посредник, агент, связывающий камерные театры Петербурга, не имеющие своей сцены, и площадки. Благодаря своему статусу «ОС» может, к примеру, получить у города средства на спектакль или помочь в выпуске легальных билетов для театров без своего юрлица.
Скандал вокруг театра «Суббота»
Прежде такой структуры, как «Открытая сцена», в Петербурге не было, а задачи, которые поставила перед собой новая институция, не всем в городе показались очевидными. Неожиданное возникновение нового центра в театральной инфраструктуре вызвало некоторое беспокойство. Самая громкая реакция последовала от театра «Суббота»: труппа выступила против своего «включения» в госструктуру.
Филипп Вулах не только возглавил «Открытую сцену», но и занял пост директора небольшого театра. В «Субботе» опасались, что он изменит устав и даже заменит вывеску с названием театра на «ОС». «Мы не против „Открытой сцены“, но не понимаем, при чем здесь мы. Такое ощущение, что им просто нужна госбюджетная структура», — рассуждала тогда замдиректора Татьяна Кондратьева.
Последовало письмо на имя губернатора с просьбой оградить театр от «Открытой сцены». Однако Вулах до сих пор возглавляет театр и утверждает, что не только никак не посягает на независимость «Субботы» (по его словам, театр никогда не рассматривался в качестве площадки для деятельности «Сцены»), но и наладил добрые отношения с коллективом.
Первые проекты «Открытой сцены»
Сейчас в петербургском учреждении «Государственный театр „Суббота“» сосуществуют два структурных подразделения: собственно театр «Суббота» («Общее наименование юридического лица осталось прежним», — уточняет Вулах) и «Открытая сцена».
— В разных аспектах я вижу различную степень готовности к сотрудничеству театра с «Открытой сценой», — рассказывает Вулах. — Но у меня и нет миссионерской задачи привнести то новое, что несет с собой «ОС», в «Субботу».
Сейчас «ОС» постепенно разворачивает свою деятельность в городе: в копродукции со «Сценой» вышел спектакль театра «БААТ» «Суд над тунеядцем Бродским». В пространстве Freedom стартовали премьерные показы спектакля Дмитрия Волкострелова «Лекция о нечто» — продолжения работы с текстами Джона Кейджа. После «Первого майского шоукейса» (показа спектаклей петербургских театров иностранной аудитории с целью достичь гастрольных договоренностей) заинтересованность выразили Армения и страны Средиземноморья. В конце лета пройдет фестиваль «Точка доступа».
Изначально смета шоукейса оценивалась в 1,5 миллиона рублей, но Вулах утверждает, что провести мероприятие удалось за полмиллиона: экономили, привлекали партнеров (часть расходов, например, взял на себя негосударственный Фонд Лихачева). Филипп отмечает, что общий бюджет «Открытой сцены» очень скромный, но конкретных цифр все же не называет.
— Нам открыта небольшая субсидия от комитета по культуре, которая помогает оплачивать часть заработных плат людей в штате «ОС», — говорит Вулах. — И я должен сказать, что «Открытая сцена» никогда не залезает в карман театра «Суббота».
Как и любое госучреждение, «ОС» активно работает с властями, прежде всего с комитетом по культуре. Филипп говорит, что свою художественную политику «Сцена» разрабатывает самостоятельно: «Указки комитета по культуре у нас нет». Чиновники знакомятся с проектами, которые собирается поддержать организация, на этапе согласования пояснительной записки к смете.
В «Сцене» утверждают также, что рассматривают все заявки от малых и экспериментальных театров и никакого отсева не производят.
Будущее кинотеатра «Уран»
В здании кинотеатра «Уран» на Ярославском проспекте в скором времени должен начать работу многофункциональный культурный центр. Площадка будет служить не только для показа спектаклей и других театральных экспериментов, там будут проходить кинопоказы, дискуссии, выставки и другие культурные мероприятия. Дмитрий Волкострелов, один из ведущих молодых режиссеров страны, вместе со своим театром post станет резидентом пространства, а также будет заниматься программой «Урана».
Когда площадка начнет свою работу, пока неизвестно: по словам Вулаха, все упирается в бюджет. Сначала задумывалось, что «Уран» откроется уже этой осенью, но сроки изменились, только в апреле здание кинотеатра перешло в ведение «Открытой сцены». Следующий этап — техническая экспертиза.
Новый ориентир для начала работы «Урана» — Новый год.
Проекты, работающие так же, как «Открытая сцена», есть, например, в Москве и Калининграде, а также во множестве городов Европы. Многие даже носят то же название. Филипп считает, что и в Петербурге уже давно пора попробовать работать по новой, более современной схеме, так как модель, в которой театр сам выступает организатором своих спектаклей, к 2015 году устарела и заслужила много критики.
— Время для появления такой организации, как «Открытая сцена», давно настало, — уверен Вулах. — А может, даже момент уже перезрел.