Две недели назад мы писали о фильмах Каннского фестиваля, добравшихся до петербургских кинотеатров. Сегодня пришло время продолжить наш мини-гид по фестивальным премьерам: в российский прокат выходит сразу несколько фильмов, участвовавших в программах Берлина, Венеции, Сан-Себастьяна и Локарно. Франсуа Озон, Бен Аффлек, Кирилл Серебренников и два режиссёра будущего — теперь на большом экране.
Кадр из фильма Кирилла Серебренникова «Измена»
«Табу» (Tabu) Мигела Гомиша
Приз критики и премия за развитие киноязыка в Берлине
С 1 ноября («Родина»)
Словосочетание «главная надежда португальского кино» может, наверное, вызвать усмешку: очень немногие люди видели хотя бы один в своей жизни португальский фильм (за исключением, вероятно, самих португальцев). Самая западная страна Европы известна не за кино, а за вино, а также за футбол, красивую музыку, океанские пляжи и прочие приятные вещи. И, надо сказать, фильмы Гомиша при всей их причудливости — именно об этом. Его предыдущий фильм «Наш любимый месяц август» представлял собой сложносочинённую мозаику из нескольких историй, документалистики и игрового кино, разных техник съёмки, но складывалось это всё не во фрагментарный клиповый коллаж, а в цельную, хотя и несколько хаотичную картину о том, как хорошо живётся в португальской провинции.
Россия — всего третья страна, где фильм «Табу» выходит в прокат, после Великобритании и, собственно, Португалии

«Измена» Кирилла Серебренникова
Участник конкурсной программы в Венеции
С 1 ноября (по всему городу)
Театральный режиссёр Кирилл Серебренников до «Измены» снял четыре фильма, но широкую известность в мире кино ему принёс только третий — «Изображая жертву», вариация «Гамлета» про то, что всё плохо (начиная, собственно, с русского кино: все помнят афоризм, которым открывается картина). Затем был «Юрьев день» — притча с евангельскими аллюзиями, в которой тоже всё было не очень. «Юрьев день» стал для Серебренникова дебютом на европейских топ-фестивалях — он получил несколько призов в Локарно. «Измену» же включили уже в конкурс Венеции, одного из трёх самых престижных и знаменитых смотров. Впрочем, успеха он там не снискал.
Тщательно сделанная холодная картинка, много секса, фрустрации и вообще, как водится, всё вокруг героев плохо

«В доме» (Danslamaison) Франсуа Озона
Главный приз «Золотая раковина» в Сан-Себастьяне
С 7 ноября («Аврора»)
Десять лет назад Франсуа Озон стал одним из самых популярных авторов европейского арт-мейнстрима, прогремев на фестивалях фильмами «Под песком», «Восемь женщин» и «Бассейн». С тех пор Озон, пожалуй, сохранил статус самого смазливого европейского режиссёра, но несколько увял в творческом плане: последние работы француза на фоне его ранних картин выглядят довольно непритязательными.
Франсуа Озон продолжает действовать на поле чёрной комедии про запутанные отношения малоприятных людей

«Операция «Арго»» (Argo) Бена Аффлека
Второй приз в Торонто
С 8 ноября (по всему городу)
В девяностые Бен Аффлек и его лучший друг Мэтт Дэймон прославились как вундеркинды: когда они получили «Оскар» за сценарий «Умницы Уилла Хантинга», где сами и сыграли, Аффлеку было 25. Фильмография Дэймона после их общего успеха поначалу выглядит более пристойной: пока Мэтт снимался у Содерберга и Ван Сента, Бен работал с Майклом Бэем и превратился в постоянного фаворита «Золотой малины». Промаявшись до середины нулевых, Аффлек решил заняться режиссурой, и общественность вдруг обнаружила в нём превосходного постановщика. Фильмы «Прощай, детка, прощай» и «Город воров», не очень отличающиеся друг от друга по тематике, собрали изрядное количество премий и отличные отзывы — не в последнюю очередь за мастерскую режиссуру.
«Операции «Арго»» уже пророчат «Оскар» за режиссуру, а то и за лучший фильм

«Самая одинокая планета» (TheLoneliestPlanet) Джулии Локтев
Участник конкурсной программы Локарно
С 8 ноября («Родина»)
Джулия Локтев, американская художница русского происхождения, — ещё одно новое для российского проката лицо. Её предыдущий фильм «День ночь день ночь» был сконцентрирован на одной героине, строился на крупных планах и почти лишён диалогов. Речь шла о девушке, готовящейся совершить теракт, и режиссёр заставляла нас увидеть мир глазами смертницы с рюкзаком, начинённым взрывчаткой, без помощи субъективной камеры и закадрового текста. Вокруг кружились разноцветные лица обитателей Нью-Йорка, но большую часть фильма они оставались в расфокусе — героиня здесь только одна, наедине со своей безумной верой.
Даже если ты заберёшься в самое экзотическое место, путешествие останется в первую очередь познанием себя
